Мария Чепурина: Чёрно-белый роман (отрывок).
Я бы назвала эту главу недописанного романа Марии Чепуриной "За полчаса до войны".
...Апрель сорок первого. Каким он был? Кто теперь точно это вспомнит? Уходят очевидцы, с ними уходят память. Или нет, не уходит. А передается как-то незримо, генетически? Потому что вся наша сложная история не может просто так канут в небытие. Сейчас много спорят на тему, волнует ли нынешнее поколение что -либо кроме современности? Вот и ответ. Мария ставит сложные вопросы и пытается разобраться в том, что чувствовали если не ее ровесники, то в общем-то молодые ребята немного моложе ее в те годы, когда "черный воронок" мог увести любого, а суд заменяла " черзвычайная тройка".
Что чувстваволи молодые ребята, когда одну из них легко могли объявить "дочерью врага народа", и унизить публично только за то, что ее отец, как и многие "верные партии коммунисты", был обвинен в предательстве и расстрелян? Я говорю без всякой иронии "верные партии коммунисты" - в то время люди искренне верили в идеалы, и даже дети могли испытывтаь непоказную ненависть к "врагам". Я еще застала это время: вшестидесятые, когда мы были комсомольцами, репрессий и доносов не было, но была вера в то, что мы - лучшая страна в мире, и социализм - это бескорыстие и взаимоподдержка. Многие люди все еще верили в идеалы.
В отрывке из романа показан лишь один эпизод, касающийся "дочери врага народа".
А были ли эти люди врагами на самом деле? Сейчас, когда уже прошло 20 лет с начала перестройки, и многие документы не только что появились ( что было в то время откровением), а давно известны и опубликованы, и люди стали меньше читать о репрессиях, автор возвращается к этой казалось бы исчерпанной теме. Пытаясь понять то, что стоит "за". За официальными цифрами расстреляных и сосланных.
Но мало говорят и о том, что не все расстрелянные были осуждены безвинно. Что в молодое советское государство в самом деле засылались диверсанты и Германия готовилась к войне. Кто прав, кто виноват? Нет черно-белых красок. Хотя будущий роман и называется "Черно-белым". Вот эти краски и хочется увидеть в продолжении романа, все оттенки от темного до светлого. Хочется увидеть весь роман, написанный с использованием архивных материалов, свидительств очевидцев.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Виолетта Баша
|