h Точка . Зрения - Lito.ru. Виолетта Баша: СТАРЦЫ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ (Историко-биографический обзор).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Виолетта Баша: СТАРЦЫ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ.

Я прежде всего вспомнила, когда впервые об этом прочла. У Достоевского в «Братьях Карамазовых». Листаю роман и нахожу: «…но надо бы здесь сказать несколько слов и о том, что такое вообще «старцы» в наших монастырях, и вот жаль, что чувствую себя на этой дороге не довольно компетентным и твердым. Попробую, однако, сообщить малыми словами и в поверхностном изложении. И, во-первых, люди специальные и компетентные утверждали, что старцы и старчество появились у нас, по нашим русским монастырям, весьма лишь недавно, даже нет и ста лет, тогда как на всем православном Востоке, особенно на Синае и на Афоне, существуют далеко уже за тысячу лет. Утверждают, что существовало старчество и у нас на Руси во времена древнейшие или непременно должно было существовать, но вследствие бедствий России, татарщины, смут, перерыва прежних сношений с Востоком после покорения Константинополя установление это забылось у нас и старцы пресеклись. Возрождено же оно у нас опять с конца прошлого столетия одним из великих подвижников (как называют его) Паисием Величковским и учениками его, но и доселе, даже через сто почти лет, существует весьма еще не во многих монастырях и даже подвергалось иногда почти что гонениям, как неслыханное по России новшество. В особенности процвело оно у нас на Руси в одной знаменитой пустыни, Козельской Оптиной».

Вот о сущности старчества: «Итак, что же такое старец? Старец – это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным отречением. Этот искус, эту страшную школу жизни обрекающий себя принимает добровольно в надежде после долгого искуса победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог, наконец, достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то есть свободы от самого себя, избегнув участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли. Изобретение это, то есть старчество, - не теоретическое, а выведено на Востоке из практики, в наше время уже тысячелетней».

Далее говорится, что обязанности к старцу отличаются от обыкновенного «послушания» в монастырях. Вспомним отношения Алеши Карамазова и старца Зосимы – юноше велели идти не в монастырь, а к людям, и он в конце романа к ним идет. Сам старец в монастырях личность неоднозначная – вызывающая и негативные чувства. Именно старцы у Достоевского и становятся носителями истины, а не традиционные служители церкви. Для этого писателя они хранители божьей правды в глазах народа.

В короткой рецензии невозможно рассказать о сущности старчества все. В работе автора рассказано об истории Оптиной пустыни, о поколениях старцев, о их пророчествах, их собственной судьбе и о том, как это связано с судьбой России.


Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Наталия Май

Виолетта Баша

СТАРЦЫ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Виолетта Баша
: СТАРЦЫ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. Историко-биографический обзор.
Обстоятельная, вдумчивая работа о старцах Оптиной пустыни. Для России это – особая тема. Виолетта Баша говорит о том, как старчество и старцы повлияли на русскую классическую литературу
09.01.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275