h Точка . Зрения - Lito.ru. Наталия Май: Музыкальная журналистика на телеведении и радио (обзор за 1997 год) (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Наталия Май: Музыкальная журналистика на телеведении и радио (обзор за 1997 год).

Я бы назвал эту работу Наталии Май кратким справочником по музыкальным и околомузыкальным радио- и телепередачам в России второй половины XX века. Когда читал, даже что-то вроде непонятной ностальгии почувствовал: Ах, да! когда-то, мол, была такая передача – «Кафе «Обломов»… «Акулы пера»? Ну да, как же, как же… А где «Музобоз»? Помнится, И. Угольников смешно спародировал этот «формат» в своём «Оба-на угол-шоу». И не только передачу, но и всю нашу эстраду тех лет в целом… Как жаль, что давно уже нет «Музыкального ринга»! Ярким событием стали выступления И. Корнелюка, «Аквариума», постаревших «Поющих гитар», бардов, П. Мамонова со своими «Звуками Му»… В общем, давно это было. А сегодня вот есть повод вспомнить.

Конечно, неладно что-то в этом королевстве – в музыкальной журналистике. «Задавая вопросы о музыке, журналисты демонстрируют свою некомпетентность, задавая вопросы о личной жизни – сомнительную осведомленность, основанную на слухах и сплетнях, куда реже – на реальных фактах. Получается, что нет предмета разговора».
А ведь верно! Разве можно всерьёз воспринимать вопросы репортёра о женах, любовницах, кошках, собачках, тачках, виллах? Артисту хотелось ведь о творчестве… (Ещё, кстати, неизвестно, все ли артисты хотят говорить о своём творчестве. Потому что… а есть ли предмет разговора?) Но вот умные и неожиданные ответы В. Леонтьева — когда-то давным-давно — стали для многих его поклонников откровением. Было когда-то…

Сегодня «музыкальные» журналисты выбрали сомнительный стиль общения с мастером эстрады: ёрничанье, перемигивание, намёки. Мы, дескать, свои люди, понимаем… но для телезрителей надо гнать эту байду. Н. Май пишет о таких журналистах, об их работе: «Они делают это с натужной иронической интонацией, изо всех сил стараясь создать непринужденную шутливую атмосферу, и добиваются при этом прямо противоположного эффекта, благодаря плохой дикции и неестественной манере держать себя перед камерой».

Смотрите: перед камерой держаться не умеют, предметом разговора не владеют, но – судят, дают свои оценки! «Увы, привилегия непрофессионалов быть судьями – еще одно проявление общей некомпетентности в музыкальной тележурналистике».

А вот это подмечено, я уверен, многими телезрителями: «Артиста умело навязывают зрителям и слушателям, используя такую особенность психики человека как привыкание к постоянному звучанию одного и того же музыкального материала, привыкания, со временем переходящего в симпатию вплоть до любви». И получается, что у нас, телезрителей и радиослушателей, нет выбора. Потому что этот выбор умело навязан. «И сделало это как раз телевидение и радио, транслируя музыку одних и тех же композиторов в исполнении одних и тех же артистов (а это замкнутый круг из нескольких десятков (!) человек – ничтожно мало, учитывая масштабы России). Так может ли идти речь о выборе зрителей и слушателей? И есть ли у них возможность выбора?»

«Ну так что же? – скажет кто-то. – Если ты это понимаешь и не хочешь выглядеть болваном – не слушай эстрадные песенки. Слушай джаз, симфоническую или камерную музыку». Но нет! «Основной поток музыкальной информации радио предназначен для любителей эстрадной музыки – отечественной и зарубежной. А та часть публики, которая настроена нейтрально, буквально насильно, включением радиокнопки, втягивается в этот процесс. Музыкальная эстрада делает все, чтобы привлечь к себе внимание публики, академическая музыка не делает ничего». Это что же, на телевидении и радио академическая музыка в загоне? Нет, похоже, и там далеко не всё в порядке: «Музыкальное вещание в той его части, которая касается академической музыки, стало анахронизмом по отношению к своему времени, отбросив лучшее, что было в советском музыкознании – ясность и простоту изложения, умение просто объяснить сложное, и оставив худшее – унылую чопорность и ханжество.

В общем, как всегда, после знакомства со статьёй дипломированного музыковеда Н. Май есть о чём поговорить.



Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Алексей Петров

Наталия Май

Музыкальная журналистика на телеведении и радио (обзор за 1997 год)

Музыкальная журналистика на телевидении и радио (обзор за 1997 год с историческими экскурсами)






















Музыкальная журналистика на телевидении и радио



Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день на телевидении и радио - самых мощных по воздействию на сознание человека общественных институтов, в целом аналогична ситуации в прессе. Ее обрисовка станет более убедительной, если отталкиваться от их специфики и выстраивать повествование данной главы в соответствии с ней.

У телевидения нет как таковой истории музыкального вещания, а у радио она есть. Сегодняшний день станет более выпуклым, если в соответствии со спецификой данных органов вещания идти в первом случае (телевидение) от сегодняшнего дня в прошлое, а во втором (радио) - от прошлого к дню сегодняшнему.

Музыкальное вещание как часть вещания художественного осуществляется, главным образом, через художественно-публицистические жанры теле- и радиожурналистики. Теле- и радиорассказ, теле- и радиоочерк, теле- и радиофельетон - это жанры, находящиеся на границе между собственно теле- и радиожурналистикой и теле- и радиодраматургией. Они выполняют одновременно и информационную, и аналитическую функции.

Телевидение. Эстрадные программы


Программы об эстрадной музыке многочисленны и разнообразны. Они имеют высокий рейтинг популярности. Учреждены национальные премии «Овация» и «Звезда», которые вручаются ежегодно лучшей эстрадной программе и лучшему ведущему. Количество телезвезд (как и звезд радиоэфира) постоянно увеличивается.

В 1995 году лучшей музыкальной программой была признана передача «Акулы пера». Она получила премию «Звезда». Программа называет себя «Ток-шоу: музыка и пресса». Основная задача «Акул пера», как следует из названия, - словесный поединок между журналистом и гостем передачи. Журналисты «нападают» - гость «защищается». Создается полемическая «взрывная» атмосфера, которая как нельзя лучше демонстрирует красноречие и аргументированность обеих сторон. Главные действующие лица передачи - журналисты. Это заявлено в самом названии – «Акулы пера» (а не жертвы «Акул»). Именно они - основные персонажи своеобразного телевизионного спектакля. Программа выходит в эфир с 1995 года на канале ТВ-6 Москва, какое-то время она старалась соответствовать своему названию, но спустя два года окончательно превратилась в телевизионную пресс-конференцию. От былой остроты остались только жалкие потуги. Программа перестала оправдывать свое название и даже пытаться это делать.

Каковы же причины? Задавая вопросы о музыке, журналисты демонстрируют свою некомпетентность, задавая вопросы о личной жизни - сомнительную осведомленность, основанную на слухах и сплетнях, куда реже - на реальных фактах. Получается, что нет предмета разговора. В итоге участники передачи сбиваются на обсуждение сценического образа – «имиджа». Они критикуют стиль одежды артистов, их прически, сюжеты видеоклипов, пластику, мимику, жестикуляцию. Артисты отвечают тем же. Получается беседа на уровне «сам дурак». И этим исчерпывается «острота» замысла программы.

Эта передача – иллюстрация того, что в нашей стране на исследуемый момент не сформирована ни музыкальная журналистика в ее широком понимании, ни бульварная журналистика, подобная западной (освещающая реальные, а не вымышленные скандалы и сенсации). А потому интересная идея не получает соответствующего воплощения на телевидении. И когда в «эпилоге» программы гости делятся впечатлениями от беседы с журналистами и говорят, что журналисты на них совсем не нападали и вопросы были очень доброжелательными, ведущий довольно улыбается. А ведь это означает, что программа провалилась. Потому что ее цель - диспут - не достигнута. А если ее цель иная, то в названии «Акулы пера» нет никакого смысла. И название нужно сменить.

Программа «Музобоз» с ее постоянным ведущим И.Демидовым возникла в 1991 году в рамках «Взгляда» и представляла собой короткую новостийную музыкальную вставку с фрагментами концертов и записей выступлений звезд. В 1996 году «Обоз» - уже развернутая программа в концертном зале «Россия», шоу, где выступления звезд и интервью с ними чередуются с репортажами о наиболее ярких музыкальных событиях недели. С 1997 года передача перешла с первого канала телевидения на шестой и стала записываться не в ГЦКЗ «Россия», а в телестудии. После этого в качестве гостей передачи начинают появляться не только эстрадные звезды, но и академические музыканты, личности такого масштаба, как, например, Сергей Стадлер. Они ведут непринужденную светскую беседу, рассуждая с ведущим «Обоза» о музыке и телевидении (в частности, Сергей Стадлер назвал программы отечественного телевидения об академической музыке скучными). Выступления звезд эстрады на площадке «Обоза» чередуются с выступлениями учащихся специализированных музыкальных школ, иногда известных исполнителей. Хотя здесь налицо робкая и неуклюжая попытка сближения культурных пластов, попытка эта не дает результата. Напротив, создается впечатление, что академическая музыка как бы заполняет «паузы» между выступлениями эстрадных звезд. Трудно сказать, какова цель руководства программы, но выглядит это именно так.

Конечно, «Обоз» - информационно-развлекательная программа, она постоянно (чуть ли не каждые два месяца) полностью меняет свой облик и находится в состоянии непрекращающегося поиска, а потому ее трудно оценивать, но пока ее потуги заинтересовать широкий круг телезрителей не убеждают.

«Партийная зона» - первая в истории нашего телевидения теледискотека в прямом эфире. Она выходит с 1995 года на канале ТВ 6 Москва. Цель этой передачи – создание эффекта присутствия, атмосферы непринужденного веселья и с помощью шероховатостей прямого эфира ощущения того, что с телеэкрана дискотека перемещается прямо в дом телезрителя. Небольшие интервью с артистами, участвующими в программе, чередуются с их выступлениями (передача начиналась в Московском Дворце Молодежи, затем снималась в диско-клубе «Утопия», сейчас - снова в МДМ). Каждый может купить билет и принять участие в программе и даже попасть на телеэкран и передать привет друзьям и родственникам.

Социологические опросы, которые проводила эта программа (результаты опросов были оглашены в самой передаче), показали, что основная аудитория «Партийной зоны» - студенты. На них и рассчитана манера ведения теледискотеки. Ведущие берут интервью у людей, присутствующих в ночном клубе (ныне во Дворце Молодежи), люди говорят, как им там понравилось, а затем ведущие призывают телезрителей приехать и присоединиться к ним. В передаче принимают участие политики, известные киноактеры, звезды телеэкрана и другие знаменитости (в одной из передач в качестве гостей присутствовал симфонический оркестр шестого канала). Каждая передача посвящена чему-либо - выходу нового диска эстрадной музыки, празднику, презентации газеты или журнала, политическому событию (десятилетие «Взгляда»), событию культурной жизни (московский кинофестиваль), рекламированию продукции какой-либо фирмы (компания «Пепси»), годовщине журнала или газеты. Присутствующие знаменитости вносят свой вклад в рекламную компанию в прямом эфире, заодно рекламируя что-то свое: режиссеры - спектакль, журналисты - свое издание, телезвезды - свою передачу и т.п. Благодаря обилию рекламы, передача очень выгодна для телевидения. А поскольку цель у нее одна - развлечь, своей цели, в общем, она добивается.

«Диск-канал» - информационно-развлекательная программа - фактически представляет собой набор видеоклипов. Это самая беспомощная в профессиональном отношении передача из всех музыкальных программ шестого канала (кстати, за 1997 год она получила премию «Знак качества» как лучшая программа года!). Постоянно меняющиеся ведущие сообщают нелепые новости типа «у певца заболела кошка». Они делают это с натужной иронической интонацией, изо всех сил стараясь создать непринужденную шутливую атмосферу, и добиваются при этом прямо противоположного эффекта, благодаря плохой дикции и неестественной манере держать себя перед камерой.

Передача имеет свои аналоги (несомненно, лучшие с точки зрения ведения подобных передач) на первом канале (ОРТ) и на Российском канале (РТР) - соответственно «Утренняя почта» и «Доброе утро, страна!»

«Утренняя почта» - ветеран отечественного телевидения. Эта передача была одной из самых популярных с момента своего возникновения. В свое время именно талантливое ведение Юрия Николаева и его профессионализм как актера сделали программу любимой несколькими поколениями отечественных телезрителей наравне с «В мире животных», «Спокойной ночи, малыши», «Клуб кинопутешественников» и другими передачами, вошедшими в историю отечественного телевидения. С уходом Юрия Николаева постоянного ведущего в этой программе нет и название сменилось на «Музыкальную почту» (в 1998 году).

«Доброе утро, страна!» - тоже пример талантливо и профессионально сделанной подобной программы (набор видеоклипов на песни эстрадных артистов, чередующихся с остроумными сценками, разыгрываемыми ведущими передачи). Эта передача вышла в эфир в 1997 году. Ее ведут Александр Цекало и Лолита Милявская - дуэт-кабаре «Академия». Им удалось возродить не телевидении искусство конферанса и репризы. И они делают программу на хорошем профессиональном уровне.

Особое место на телевидении занимает выходящая с 1991 года канале ОРТ еженедельная конкурсная программа «Утренняя звезда». Конкурсанты соревнуются, выступая как певцы и как танцоры. Они принимают участие в следующих состязаниях: «Вокал до пятнадцати лет», «Вокал от пятнадцати до двадцати двух лет», «Танцевальный конкурс до пятнадцати лет», «Танцевальный конкурс от пятнадцати до двадцати двух лет». В жюри - артисты, журналисты, ведущие музыкальных программ. Они оценивают выступления детей и взрослых по пятибальной шкале. В одной передаче участвуют два соперника, победивший проходит на следующий тур. В финальном конкурсе определяются победители «Утренней звезды», начинающие артисты имеют возможность заявить о себе на всю страну. В «Утренней звезде» впервые появились ныне известные молодые артисты - Сабина, победительница первого конкурса, Юлия Началова и др.

Эта передача играет огромную роль для развития отечественной эстрадной музыки, давая возможность талантам проявить себя. Она выполняет важнейшую общественную функцию, являясь посредником между опытными профессионалами эстрадной музыки и юными дарованиями. Со всех уголков страны съезжаются дети и взрослые и демонстрируют свои способности признанным мастерам - певцам, композиторам. Единственное слабое место замысла - члены жюри, которые меняются каждую программу и не все из которых могут являться экспертами или даже в общем оценивать выступления (ведущий «Акул пера», например, по образованию инженер-строитель, есть и другие подобные прецеденты). Увы, привилегия непрофессионалов быть судьями - еще одно проявление общей некомпетентности в музыкальной тележурналистике.

В программе «Утренняя звезда» в качестве гостей выступают и дети - учащиеся специальных музыкальных школ. Но здесь сосуществование на сцене двух разных культур выглядит естественным и органичным, поскольку и конкурсанты, в основном, дети. А когда выступают талантливые дети, атмосфера всегда гармонична. И в этом отношении передача со своей ролью справляется. На сегодняшний день «Утренняя звезда» - самое прогрессивное явление из всех музыкальных проектов отечественного телевидения. Сближение культур, свободная конкурсная основа, поиски и нахождение талантов – так закладываются основы музыкальной культуры будущего. За такими проектами - будущее телевидения.

«Угадай мелодию» - игровая музыкальная программа, она выходит на канале ОРТ с 1996 года. Условия игры многоступенчаты: участники должны угадать мелодию по нескольким нотам (она выбирается из категории «классика», «шлягеры 70-х», «песни 80-х», «хиты 90-х», песни того или иного композитора или певца и т.п.); победитель трех туров должен угадать определенное количество мелодий, звучащих одна за другой (набравший нужное число баллов объявляется победителем и получает приз). Как все игровые передачи, «Угадай мелодию» пользуется огромным успехом у телеаудитории (ведь желающих попасть на телевидение и выиграть очень дорогие призы – масса, учитывая, что даже просто участники получают подарки от спонсоров). А артистичное ведение передачи добавляет ей популярности.

«Угадай мелодию» выполняет и важную общественную функцию, способствуя популяризации музыкальной классики, академической и эстрадной, и повышая интерес к музыке в обществе. В легкой «игровой» непринужденной форме передача сближает поколения, вызывая в памяти музыкальную информацию у одних и давая ее другим. «Угадай мелодию» относится к числу удачных игровых программ на российском телевидении, она справедливо получила премию «Овация» за 1997 год как лучшая музыкальная программа.

В 1997 году на телевидении возобновился «Музыкальный ринг» - конкурсная музыкальная программа, пик популярности которой пришелся на восьмидесятые годы. Это своеобразный телевизионный проект, суть которого – состязание поколений. Эстрадные звезды прошлых лет «соревнуются» с эстрадными артистами нового поколения. А своеобразие «соревнования» (итог которого определяет публика – поклонники, позвонившие на телевидение или связавшиеся с ним через компьютер) сводится к выступлению в прямом эфире и ответам на вопросы аудитории, присутствующей в зале. Но самое существенное, что на «Музыкальном ринге» все песни исполняются «вживую», что каждый раз специально оговаривается ведущими в начале программы.

В передаче три раунда. В первом раунде артисты исполняют свои хиты – наиболее известные песни, во втором они должны предстать перед публикой в неожиданном ракурсе – выйти за рамки сценического образа и удивить аудиторию, в третьем исполнить новые песни. После каждого раунда идет подсчет голосов в пользу участников «Музыкального ринга», по итогам трех раундов объявляется победитель. Таким образом, телезрители сами решают, кому отдать предпочтение в этой передаче, кто выступил, на их взгляд, лучше, кто лучше отвечал на вопросы и в целом интереснее проявил себя.

Передача идет в прямой трансляции из Санкт-Петербурга по РТР. То есть телезрители имеют возможность увидеть, как артисты отечественной эстрады поют, насколько качественно они это делают. Ведь по сути вся отечественная эстрада и на телевидении и на концертах практикует выступления под фонограмму. В результате на российской сцене развелось такое количество непрофессионалов, для которых фонограмма – единственное спасение (ведь во время записи в студии можно записывать песню буквально по нотам, когда каждая фраза переписывается часами, и таким образом, на запись одной песни уходит несколько дней). Поэтому уровень эстрадной музыки сильно снизился по сравнению с эстрадой семидесятых годов, когда понятие «художественная самодеятельность» и профессиональная работа на сцене были четко отделены друг от друга.

На сегодняшний день художественная самодеятельность выдается за профессию. Артистами называются все, кто выходит на сцену, независимо от того, соответствуют ли они профессиональным требованиям или нет, само понятие «профессия» теряет свой смысл. А в средствах массовой информации деятели шоу-бизнеса говорят, что звездой на отечественной сцене может стать любой человек. В открытую произносится, что звездой можно сделать каждого желающего ею стать, и все зависит только от суммы денег, вложенной в такой проект, т.к. все теле- и радиоэфиры оплачены. Артиста умело навязывают зрителям и слушателям, используя такую особенность психики человека как привыкание к постоянному звучанию одного и того же музыкального материала, привыкания, со временем переходящего в симпатию вплоть до любви. И сбои в отлаженной системе «делания» звезды на отечественной эстрадной сцене бывают крайне редко. Как правило, навязываемый публике артист становится популярным, а потом начинаются разговоры о том, что народ сделал свой выбор и ему артист нравится. Но при этом умалчивается, что этот выбор был ему очень умело навязан. И сделало это как раз телевидение и радио, транслируя музыку одних и тех же композиторов в исполнении одних и тех же артистов (а это замкнутый круг из нескольких десятков (!) человек – ничтожно мало, учитывая масштабы России). Так может ли идти речь о выборе зрителей и слушателей? И есть ли у них возможность выбора? Идет целенаправленное воздействие на психику людей, когда количество телевизионных и радиоэфиров в их сознании трансформируется в некое качество, и они с готовностью потребляют навязываемую музыкальную продукцию. Иными словами, в нашей стране еще не сформирована цивилизованная музыкальная индустрия, производящая исключительно качественный товар.

Есть еще целая серия передач рекламного характера: «Лицо с обложки», «50x50», «Щас спою», «Звезды о звездах», «Горячая десятка». «Лицо с обложки (СТС-8) – программа об артисте или группе, в которой беседа с героем перемежается фрагментами его клипов. «Звезды о звездах» (ТВ-6) – передача об артисте или группе, в которой артисты же рассуждают об артисте – герое программы, и показываются фрагменты его клипов. «50x50» (ОРТ) и «Горячая десятка» (РТР) – череда клипов с ироническими комментариями ведущего к ним. «Щас спою» (ТВ-центр) – конкурс подражания, где дети копируют артистов одновременно с показыванием клипа артиста. Подобные передачи при всем их кажущемся разнообразии выполняют одну задачу - способствовать «раскрутке» звезд российской эстрады. Их функция – реклама, реклама и еще раз реклама.

Программы Артемия Троицкого «Кафе Обломов» (РТР) и «Культтовары» («Культура») – попытка создания аналитической передачи о современной эстрадной музыке. Но поскольку Артемий Троицкий не музыкант по образованию, эта попытка так общеэстетической и остается.

Количество времени, отданное телевидением эстрадной музыке, подавляет. Помимо собственно музыкальных программ, практически во всех игровых программах и ток-шоу присутствуют эстрадные артисты в качестве гостей программы и выступают там. Количество самих музыкальных программ постоянно увеличивается на всех каналах телевидения. А сама эстрадная музыка звучит практически постоянно (видеоклипы, заставки к не музыкальным передачам). Она все время на слуху у телезрителя, артисты постоянно мелькают в подавляющем большинстве телепрограмм (в том числе и немузыкальных), эстрадную музыку обсуждают, о ней спорят, вокруг нее идет постоянная полемика (как вокруг музыки, так и околомузыкальных тем – сюжета видеоклипа, сценического образа артиста, стиля в одежде, слов в песне). А количество скандалов, постоянно раздуваемых сенсаций относительно финансовых дел и личной жизни артиста привлекает к эстрадной музыке дополнительное внимание (порой эти скандалы даже специально режиссируются). На сегодняшний день тема эстрадной музыки по количеству отведенного ей времени на телевидении главенствует над всеми другими темами телевизионной дискуссии (политика, экономика, спорт, медицина, литература, изобразительные искусства, не говоря уже об академической музыке). Она просто «забила» собой эфир.

Телевидение. Академические музыкальные программы

На изучаемый момент на телевидении нет ни одной регулярной телепередачи об академической музыке. И звучит академическая музыка крайне редко. В основном, на канале «Культура», созданном в 1997 году. Но канал этот только формируется и еще не имеет своего лица, здесь пока, в основном, звучат записи концертов и идут новостийные программы, освещающие культурный процесс в целом.

Один из последних крупных проектов, посвященных академической музыке на телевидении, – цикл передач Юрия Башмета «Вокзал мечты». Программы построены как циклы бесед на определенные темы. В роли ведущего-журналиста - сам Юрий Башмет, он приглашает в качестве гостей известных музыкантов (а также актеров, режиссеров) и обсуждает с ними тот или иной вопрос в рамках заданной темы. Беседа перемежается фрагментами выступлений гостя и хозяина программы со своим оркестром. Музыка, звучащая в передаче, как бы иллюстрирует их высказывания.

При всех бесспорных достоинствах «Вокзала Мечты» как серьезного телевизионного проекта налицо и явные его недостатки - узкая направленность тематики, слишком специфической для неспециалистов (само выражение «аутентичное исполнение», к примеру, непонятно широкому телезрителю, а оно используется как тема целой передачи, причем ведущий не считает нужным его пояснить), медленный темп, характерный для салонной атмосферы, и скорее убаюкивающий слушателя-зрителя, чем «цепляющий» его сознание (учитывая, что психология человека конца XX века изменилась с «салонных» времен).

Передача так и остается программой для посвященных, прежде всего – для музыкантов. Но в этом заключен главный парадокс. Специалисты в своей области не являются потенциальными зрителями телепрограмм, посвященных их профессии. Они не узнают из них ничего нового и смотрят редко. Медики в своей массе вряд ли станут регулярно смотреть передачи о медицине, экономисты - об экономике, юристы – о юриспруденции, режиссеры – о театре и кино. Такие программы как «Здоровье», «Человек и закон», «В мире животных» направлены на непрофессионала. Телевидение для того и существует, чтобы в популярной форме просвещать широкого зрителя. Профессионалы и так знают свою профессию, а для самосовершенствования у них есть другие источники.

Телевидение – это одно из средств массовой (!) информации. И узкопрофильное специальное лекторство как таковое ему противопоказано. Все просветительские передачи, кроме музыкальных, именно просвещают зрителя, который имеет возможность в популярной форме получить представление о спорте, медицине, политике, экономике, законодательстве, литературе, театре и кино. Только не о музыке. Музыка была и остается одной из самых «темных» областей знания для основной массы населения. (Это, в частности, иллюстрирует реакция на музыкальные вопросы участников интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?»)

Но в недалеком прошлом на телевидении в этом направлении были сделаны определенные шаги. Телезритель 80-х - начала 90-х годов находился в гораздо лучшем положении. Если продвигаться от дня сегодняшнего в прошлое «по основным телепроектам», последние два десятилетия отмечены телевизионными циклами Т.Чередниченко, С.Бэлзы и Т.Курышевой. На образовательном канале «Российские университеты» выходил цикл культурологических программ доктора искусствоведения Т.Чередниченко. «Музыка в эфире» С.Бэлзы, выходящая на первом канале телевидения, способствовала просвещению зрителя в популярной форме, эта программа по-светски непринужденно вводила широкого зрителя-слушателя в мир музыки и давала общее понятие обо всем. «Музыка наших современников» (первый и второй канал телевидения) доктора искусствоведения Т.Курышевой в 80-е годы выполняла важную просветительскую функцию, заговорив о современной музыке популярным языком и соединив повествовательную нить с аналогичными процессами в эстрадной музыке (джаз, рок-музыка).

У ведущих этих программ было такое важное свойство как телегеничность – сочетание телевизионного обаяния с непринужденной манерой держаться перед камерой, отчего каждое слово становилось более доходчивым и выразительным. Манера ведения передач пыталась соединить в себе популярную (!) лекционность и свободную повествовательность, мягко апеллируя к разнообразной аудитории зрителей-слушателей. Особенно удавалось это С.Бэлзе – непрофессионалу в музыке, что, как это ни парадоксально, как раз помогло ему приблизиться в общественном сознании к категории «телезвезд» (а профессионалам часто мешает то, что они хуже чувствуют психологию широкого зрителя).

Цикл «Музыка наших современников» был построен как беседы с современными композиторами и исполнителями (Р.Щедрин, Г.Канчели, А.Петров, Т.Хренников, Е.Светланов, Ю.Башмет, Ю.Темерканов и др.) на музыкальные темы. Понятная широкому телезрителю тематика раскрывалась ясным языком говорящих и иллюстрировалась наиболее яркими примерами. Эта модель передачи о музыке для широкого зрителя была интересно реализована на телевидении и, видимо, имела достаточно высокий рейтинг популярности в свое время. Например, в «Литературной газете» от 25 марта 1987 года по данным опроса телезрителей среди музыкальных программ одна из передач цикла «Музыка наших современников» шла на первом месте (а «Музыкальный ринг» - эстрадная программа (!) – только на третьем).

Пресса тех лет прореагировала на цикл телепередач Т.Курышевой: «Как соединить, казалось бы, несоединимое - удовлетворить серьезные духовные запросы и развлечь, дать пищу для ума, познакомить с новым, порой сложным в искусстве, и при этом сохранить доступную, интересную для многих форму!…Увлекательный диалог с всегда неожиданным Родионом Щедриным, фрагменты его «серьезных» импровизаций в коллективном музицировании с известными американскими пианистами (Чик Кория, Пол Гулда), перемежающиеся выступлениями «звезд» джаза и рок-музыки (зрители тогда имели возможность увидеть и услышать, как импровизируют Элла Фитцджеральд, Бенни Гудмен и другие) – все это не прошло незамеченным» (В.Холопова, «Советская культура», 24 октября, 1987 год).

Музыкальные телемосты, посвященные Шопену, Чайковскому и Прокофьеву, – проект того же автора – тоже явились важным событием музыкального вещания тех лет. Телемост – это один из самых интересных телевизионных жанров, и использование именно этого жанра для разговора о музыке было, несомненно, удачным «ходом» для привлечения внимания разнообразной телеаудитории. Особенно интересно было наблюдать телемост Москва – Варшава, посвященный Шопену: жители разных стран свободно общались, задавая друг другу вопросы и обмениваясь впечатлениями от любимой музыки. Выступление тогда еще ребенка Жени Кисина, отечественного пианиста, играющего музыку великого польского композитора, было особенно тонким знаком внимания к другой «стороне» телемоста и тем самым «мостиком», который соединил его участников и зрителей.

В 80-е годы шли замечательные циклы Е.Светланова «Все симфонии Чайковского», «Все симфонии Рахманинова», «Все симфонии Скрябина»; Зураба Соткилавы «Испанские певцы», «Об оперном и вокальном искусстве». Продолжались выпуски программ о балете Б.Львова-Анохина, О.Лепешинской и Н.Касаткиной (начало этому циклу было положено еще в конце 60-х годов). В 80-е годы выходили многочисленные передачи О.Доброхотовой из цикла «Ваше мнение», «Час БСО», «Музыкальные дома Москвы» (этот цикл начался в 70-е годы). Продолжала выходить в эфир еженедельная получасовая программа «Музыкальный киоск» Э.Беляевой, знакомящая с музыкальными новинками. Начавшись в 60-е годы, она просуществовала на телевидении около четверти века и была исключительно популярна на всем протяжении своего существования.

В 60-70-е годы выходили в эфир передачи С.Виноградовой –цикл «Знакомство с оперой», разовые - «О Щедрине» и др. Цикл В.Федосеева «Все симфонии Бетховена» появился в 70-е годы. И.Солодовникова комментировала «Концерты из залов» на телевидении в 60-е годы.

И все-таки, учитывая, что телевидение существует уже около полувека (правда, телевидение уничтожило фонды, в связи с чем информация неполна) сделано музыкальным вещанием было ничтожно мало. Если оценивать картину в целом, она состоит в основном из немногочисленных разрозненных циклов. Но циклы не могли принести того результата, который могла бы дать продуманная политика постоянного и регулярного (в одно и то же время определенных дней недели) вещания с обилием разнообразных программ. Можно сказать, что история регулярного (!) телевизионного музыкального вещания исчерпывается одним «Музыкальным киоском».

Радио
История музыкального радиовещания в нашей стране очень богата событиями. Она чрезвычайно интересна с точки зрения эволюции взаимоотношений музыки и общества. В отличие от телевидения музыкальное вещание на радио имеет солидную историю. Это связано и с первой половиной XX века, когда процессы размежевания еще не начались – они только намечались, и с послевоенным периодом. Именно тогда радио через зарубежные «вражеские» радиостанции стало тайным проводником того потока музыки, который хлынул с Запада на отечественного слушателя, в то время как советское радио продолжало удерживать свои позиции. Именно на радио начались те самые процессы размежевания, которые привели к нынешней ситуации. А современное радио, радио сегодняшнего дня - лучшая иллюстрация тому.

25 октября 1917 года по радио из Петрограда состоялось ленинское воззвание «К гражданам России». Важность радио в его воздействии на общество была в полной мере осознана советской властью. Она преследовала пропагандистские цели и хотела укрепить свое влияние, насаждая идеологические догмы. Но стремясь поработить сознание людей, советское правительство сделало очень много для повышения культурного уровня населения. В 1918 – 1919 годы были приняты первые декреты о радио, обеспечивающие централизацию радиотехнического дела, организацию научных исследований, создание новых радиоаппаратов, улучшение работы действовавших и строительство новых радиостанций.

Главным достижением и прямой заслугой правящей власти стало знакомство миллионов людей с музыкальной культурой при посредстве радио. Радио стало народной консерваторией. По радио шли циклы «исторических концертов»: одни представляли русскую классическую музыку, другие – западноевропейскую, третьи – музыку стран Востока. В 1925 году был введен цикл этнографических концертов. Это была художественная программа, раскрывавшая богатейший фольклор народов нашей и других стран. Только с 1925 по 1926 годы были представлены 20 народностей СССР и 16 народов Западной Европы.

Концерты–лекции вели композиторы М.М. Ипполитов-Иванов, С.Н. Василенко, а также профессора Московской консерватории. По радио шли разные циклы: «Классики русской музыки» – концерты- лекции, посвященные Глинке, Мусоргскому, Чайковскому, Бородину, Римскому-Корсакову, Балакиреву, Глазунову и др.; очерки о творчестве Гайдна, Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Глюка, Мендельсона, Шуберта, Шопена, Шумана, Брамса, Берлиоза, Бизе. Велась пропаганда и творчества современных композиторов – Глиэра, Ипполитова-Иванова, Василенко, Мясковского, Давиденко, Ревицкого и др. Проводились циклы бесед, такие как «Курс музыкальной формы». По радио разучивались популярные песни, давались консультации по музыкальному самообразованию с сопутствующими проверочными заданиями.

Радио систематически транслировало музыкальные спектакли, передав почти весь репертуар Большого театра и экспериментального оперного театра: оперы русских композиторов - “Евгений Онегин”, “Русалка”, “Демон”, “Князь Игорь”, “Борис Годунов”, “Мазепа”; западных - «Кармен», «Фауст», «Лакме», «Риголетто», «Ромео и Джульетта». По радио шли трансляции концертов симфонических оркестров, хоровых капелл, инструментальных ансамблей. Радиослушателей знакомили с богатством музыки во всех ее жанрах и формах – от массовых и эстрадных песен до симфоний и опер. Излюбленным жанром на радио был концерт по заявкам.

Были и уступки режиму – концерты по заявкам знатных людей и героев дня, рапорты композиторов и исполнителей передовикам пятилетки, различные тематические музыкальные программы …

Но если оценивать ситуацию в целом, “минусов” в то время было гораздо меньше, чем “плюсов”. Концерты в честь передовиков хлебозаготовок не перевешивали на чаше весов огромный вклад радио в музыкальную культуру. Ассоциировали с октябрьской революцией Пятую симфонию Бетховена или нет, это не меняет того факта, что ее, по крайней мере, знали - а это уже великое дело.

Работа по пропаганде музыки по объему программ и их репертуару, по размеру и разнообразию слушателей была огромна. По радио шли музыкально-образовательные программы о симфонической, оперной, инструментальной музыке, об отдельных шедеврах, о разных инструментах. Вели программы композиторы, музыковеды, артисты. В 1933 году Всесоюзный радиокомитет притупил к осуществлению большой программы исполнения по радио многих десятков симфоний, опер, оперетт. В исполнении участвовали хоры, оркестры и солисты театров и концертных организаций. Были подготовлены большинство опер и симфоний Чайковского, Римского-Корсакова, Драгомыжского, Мусоргского и др.

С 1933 по 1935 годы полностью или в виде монтажей прозвучали почти все оперы Моцарта, “Валькирия” Вагнера, “Джамиле” Бизе, “Виндзорские проказницы” Николаи, “Тоска” Пуччини и др. Крупным событием явилось исполнение в радиовещании и крупных концертных залах Москвы симфоний Бетховена, Траурно-триумфальной симфонии и “Реквиема” Берлиоза, оратории “Времена года” Гайдна и др. “Реквием” Берлиоза до этого не исполнялся у нас около 100 лет.

С 1934 по 1935 годы впервые по радио прозвучали Фортепианный концерт и Вторая симфония Шостаковича. С 1935 по 1936 год ежемесячно в программы только центрального вещания было включено 4500-5000 музыкальных произведений более 600 авторов, а также много фольклора. В исполнении участвовала художественная самодеятельность.

Главный “плюс” радио того времени – просветительство и пропаганда классики. Радио стало величайшим концертным залом – удельный вес музыки в центральном и местном вещании составлял в 1940 году около 50%. В течение суток по центральному вещанию в среднем шло свыше 30 часов музыкальных передач. Московские радиостанции за месяц передавали 500-600 концертов, опер и оперных монтажей и др. музыкальных программ. 200-300 музыкальных программ ежедневно передавали республиканские краевые и областные радиостанции. Менее половины звучащего передавалось в записи на тонфильм и граммафонные пластинки.

Война внесла некоторые коррективы в радиополитику, естественные для военного времени, такие как сокращение музыкального вещания и патриотическая направленность звучащей музыки. А главное - акцент на песнях о войне, распространению и запоминанию которых способствало радио. Радио тогда было мощнейшим органом воздействия на сознание общества. «Священная война», «Голубой огонек», «В лесу прифронтовом», «Шумел сурово Брянский лес», «Эх, дороги» впервые прозвучали именно на радио.

В 1952 году по программам Центрального радио ежедневно шло 40-50 концертов. Их общий среднесуточный объем звучания превышал 25-часовой. С 1954 года по радио шли концерты - прогулки “В мире музыкальных записей”. С 1955 года начался цикл открытых концертов в Большой студии Дома звукозаписи и радиовещания. Произведения давались в записи на пленку. Вел передачи музыковед профессор К.Х. Аджемов.

“Песня приходит к друзьям” - так называлась специальная передача по письмам радиослушателей, в которой звучали песни по их просьбам. По радио также шла аналогичная передача под названием “Любимые песни”.

Радиоспектакли - особый жанр на радио - ставились и об известных композиторах. Радиоспектакль “М.И.Глинка” был поставлен по сценарию А.Н.Новикова, автора романа “Рождение музыканта”, и музыковеда Е.И.Канн. В дальнейшем были поставлены радиоспектакли о Чайковском, Бетховене, Григе и др. Это была попытка найти живую и увлекательную форму музыкально-образовательной передачи.

“Музыкальный лекторий” - передача для учащихся старших классов средних школ, высших учебных заведений, участников художественной самодеятельности - также выполняла общеобразовательную функцию, но в более широком плане.

Аналогичных передач в пятидесятые, как и ранее в тридцатые годы, было много. В 1955 году появилась первая передача из цикла “Как понимать музыку”, в 1956 году - “Музыкальная азбука”, популярно знакомящая с терминологией.

С 1956-1961 годы среди всех видов вещания в программе Всесоюзного радио музыкальные программы занимали по объему первое место. Ежемесячно по радио их передавалось до двух тысяч, что составляло более половины всего объема вещания.

Главная редакция Всесоюзного радио имела свои исполнительские коллективы: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, оперно-симфонический оркестр, Большой хор, оперный хор, ансамбль песни, хор русской народной песни, оркестр народных инструментов, вокальная группа.

С 1958 года на смену академическим лекционным формам пришли более живые популярные - музыкальные радиоспектакли, постановки, новеллы, музыкальные рассказы, конкурсы и викторины. “Музыкальный час для молодежи” - радиоэкскурсии по музыкальным музеям Москвы и Ленинграда, нотным магазинам, концертным залам и клубам по истории русской классической и симфонической музыки - знакомили слушателей с музыкальным прошлым и настоящим. Музыкальные загадки премировались пластинками и книгами. С 1958 года также ежедневно шел “Музыкальный календарь”, иллюстрирующийся фрагментами музыки.

По радио звучали народные песни, песни советских композиторов в исполнении коллективов радио. Ежемесячно шло до 5000 передач по оперетте и эстраде. Формы подачи музыкального материала слушателю были разнообразны - концертные монтажи, авторские концерты, постановочные передачи со специально написанным текстом и музыкой, песни и музыкальные фрагменты из кинофильмов. По радио шли циклы “Мастера советской эстрады”, “Новинки эстрадной музыки”, “Танцевальные вечера”, “Добрый вечер”. Традицией стали концерты с конферансом. Передача “Вечера отдыха” знакомила слушателей с популярными известными образцами академической, эстрадной и народной музыки.

Музыкальный радиорепортаж был впервые сделан с Международного конкурса им. П.И.Чайковского. (На радио это очень распространенный жанр.) Ежемесячный радиожурнал “Музыкальная жизнь за рубежом”, записи фестивалей “Пражская весна”, фестивалей им. Сибелиуса, Бергенского знакомили с мировыми процессами в музыке, основными тенденциями и музыкальными новинками.

Циклы концертов к дате, юбилею занимали особое место на радио, передавая очень много разной музыки. Образовательные циклы “Знаете ли вы?”, “Музыкальные чтения” продолжали просветительскую линию на радио - одну из основных и наиважнейших. Академической музыке в те годы было посвящено до 600 передач. Постепенно изменилась структура радио - редакции симфонической, оперной и камерной музыки объединились в одну редакцию, редакции оперетты, эстрады и массовой песни также объединились в одну - редакцию массовых жанров. Отдел русской народной музыки и художественной самодеятельности представлял собой третью крупную часть музыкального вещания Всесоюзного радио. Если в 1956 году музыкальное вещание занимало 20 часов в сутки, в 1961 году - 40. Советское радио продолжала оставаться важнейшим органом воздействия на массы.

В 60-годы впервые через “вражеские” радиостанции зазвучали Битлз и другие столь же популярные тогда группы. Радио стало тайным источником “запрещенной” музыкальной информации. “Би-би-си”, “Радио свободы”, “Голос Америки” вещали в вечерние часы, привлекая к себе все большее и большее число радиослушателей.

Семидесятые годы обогатили радио, укрепив позиции регионального радиовещания. Первая программа радио вещала ежесуточно 20 часов - с 5 утра до 1 часа ночи. “Маяк” - 2 программа - вещала круглосуточно, она являлась мощным пропагандистом музыкальной культуры. Ежесуточно по “Маяку” звучало до 400 музыкальных произведений. Самыми популярными рубриками были: “Танцевальный зал “Маяка”, “Музыкальный глобус”, “Запишите на ваши магнитофоны”, “Звуковая страничка коллекционеров”. Информационные рубрики постоянно знакомили с новостями музыкальной жизни: “Новости Большого театра”, “Через час в концертном зале”, “Пластинка сходит с матриц”.

Третья программа была художественно-познавательной, она вещала с 7.00 до 24.00 (17 часов ежедневно). По третьей программе шли спектакли, радиопостановки, прямые трансляции.

С 1972 года стала вещать четвертая программа, по ней шли стереофонические передачи каждый день по специальному расписанию (9,4 часа в сутки). Пятая программа была информационной и общественно-политической, и она вещала круглосуточно. Кроме того формировался комплекс передач для отдаленных регионов - как еще одна программа радио.

Система продолжала функционировать до перестройки 80-х годов. Затем традиции популяризации и просветительства еще какое-то время развивались по инерции, с ослаблением режима приобретая все более и более формальный характер, пока не иссякли. Радио превратилось в два органа вещания, один “для музыкантов”, сужение аудитории которого катастрофически прогрессирует, и другой - для основной массы населения, имеющий огромную аудиторию. Количество радиостанций первого сокращается - Первая программа радио стала коммерческой, на «Маяке» академической музыки стало меньше, она звучит, в основном, на радио «Орфей», а также на «Радио России» и радиостанции «Юность». Количество радиостанций второго растет как снежный ком, буквально оккупировав радиоэфир (аналогично телевидению) – «Русское радио», Радио России «Ностальжи», «Европа плюс», «Максимум», «Серебряный дождь», Радио «Классика», « Престиж-радио», «Авторадио», «Хит FM», «Открытое радио», Радио «Надежда», «Радио 101», «Радио-7» и др.

Картина ясна, она просто очевидна. Основной поток музыкальной информации радио предназначен для любителей эстрадной музыки - отечественной и зарубежной. А та часть публики, которая настроена нейтрально, буквально насильно, включением радиокнопки, втягивается в этот процесс. Музыкальная эстрада делает все, чтобы привлечь к себе внимание публики, академическая музыка не делает ничего.

“Радио России” отводит только часть своего времени музыке, что естественно, т.к. вещание там разнотемное. “Орфей” вещает 18 часов в сутки и посвящает их только музыке, которая звучит там практически беспрерывно как череда фрагментов из разных концертов. “Радио-1” небольшую часть времени отводит академической музыке. Качество подачи сигнала радиостанций оставляет желать лучшего. Сама манера работы в эфире безнадежно устарела.

Музыкальное вещание в той его части, которая касается академической музыки, стало анахронизмом по отношению к своему времени, отбросив лучшее, что было в советском музыкознании - ясность и простоту изложения, умение просто объяснить сложное, и оставив худшее – унылую чопорность и ханжество.

Эстрадные радиостанции очень четко ориентированы каждая на своего слушателя. Здесь адресат ясен. “Европа плюс” - первая из отечественных эстрадных радиостанций, возникшая еще в 80-е годы, передает лучшие образцы европейской и отечественной эстрадной музыки, ориентируясь на поп-музыку и в меньшей степени на рок. Эта радиостанция в своей работе направлена на хороший, чуточку консервативный среднеевропейский вкус. “Русское радио” передает только отечественную поп-музыку. Здесь звучат песни отечественных артистов, ставшие наиболее популярными, или те песни, которые хотят сделать таковыми посредством радио (на сленге шоу-бизнеса это называется “раскрутить”). “Серебряный дождь” передает классические композиции и лучшие из современных, ориентируясь на изысканный вкус (их публика - “гурманы от музыки”). “Максимум” ориентирована на “кислотную” молодежь - завсегдатаев определенных ночных клубов, потребителей “данс-культуры” - танцевальной дискотечной музыки, несущей в себе наркоэстетику. “Радио Классика” предполагает передавать лучшее в разных жанрах.

Манера работы в эфире на эстрадных радиостанциях скопирована с западной. “Ди-джеи” так же говорят скороговоркой, разбавляя речь жаргоном и модными словечками. Они представляют ту или иную композицию и заполняют “паузы” между звучащей музыкой. Но в целом работа западных диск-жокеев гораздо качественнее отечественных (аналогично - шоумены на телевидении), что объяснимо, т.к. профессия “ди-джей”, в отличие от Запада, появилась в нашей стране в только в конце 80-х годов.

Главный “плюс” в работе эстрадных радиостанций - они “держат руку на пульсе” времени, главный “минус” академических - разрыв с временем. И это основная причина “перевеса” слушательской аудитории в пользу первых.

Итак, на радио сложилась та же ситуация, что и на телевидении. И ни накопленный опыт, ни традиции не спасли радио от нахлынувших процессов, которые искусственно сдерживала предшествующая власть. Они подобно прорыву плотины снесли все основы старой системы. И профессиональное музыкальное радиовещание развалилось, оказавшись неподготовленным к ним.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Наталия Май
: Музыкальная журналистика на телеведении и радио (обзор за 1997 год). Критические статьи.

24.01.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275