Андрей Моисеев: Мои любимые поэты: Никита Брагин.
Тема "физиков и лириков" в поэзии начала изучаться как художетсвенное явление, как парадокс, как странность "прекрасной эпохи" шестидсятничества так давно, что сегодня уже никого не удивляет, когда кандидат технических наук пишет прекрасные стихи. Более того, "лиричность" физиков стала чуть ли не общепризнанной нормой - очень у многих за плечами и за душой есть, что поведать людям. И очень многим это удается!
Не хочется уходить в эту тему с головой. Давайте ограничимся признанием, что стихи Никиты Брагина, заявленные Андреем Моисеевым в этой статье, продолжающей серию публикаций "Мои любимые поэты" (последняя публикация - http://www.lito.ru/text/57590), достойны всяческого уважения. Как великолепные образчики продолжения классических традиций (что сейчас, откровенно говоря, встречается редко). Достойна восхищения филигранно-тонкая работа со словом и внимание к стилистике минувших эпох, позволившее Брагину проделать маленькую поэтическую "мистификацию" (а может быть, эксперимент!), о котором рассказал Андрей Моисеев во вступлении. Сонет Лауры делла Скала завораживает... хотя иконописцев в Италии эпохи Возрождения попросту не существовало за неимением в Европе такого жанра. наверное, имелся в виду живописец, творящий Мадонну. Но какое, в конце концов, имеют значение детали (не диссертация, все ж!), когда так хороша картина?..
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Мои любимые поэты: Никита Брагин
Знакомьтесь: Брагин Никита Юрьевич. Выпускник МГУ (1978 г., Геологический факультет). В настоящее время - ведущий научный сотрудник Геологического института Российской Академии наук. Автор большого количества научных работ в области геологии и палеонтологии. Доктор геолого-минералогических наук. Живет в Москве.
Казалось бы, род занятий Никиты Брагина далек от увлечения литературой. Но, по его собственному признанию, любовь к поэзии живет в нем с детства. А вот активный творческий период начался совсем недавно – в 2003-м. Этот период я бы назвал извержением вулкана: за три года – несколько сотен произведений, хороших, отличных и просто великолепных. В 2004 году вышел сборник «Стихи», в 2005-м - «Камни, песчинки, потоки». А помимо стихов – статьи, обзоры, рецензии. Ничуть не сомневаясь в научных успехах Никиты Брагина, осмелюсь предположить, что поэзия стала в последние годы первым, основным делом его жизни.
Определение поэзии
Пусть это будет сердце мытаря,
Что бросил деньги на дорогу,
Доска, до белизны отмытая
Навстречу мастеру и Богу,
Погост, могилами безвестными
Скорбящий над седыми безднами,
Дрожанье раненой руки,
Волна, несущая венки,
Дыхание бегущей лани,
Что за собою чует смерть,
И гор изломанная твердь
В тисках подземных содроганий,
И одоление мечты,
И боль внезапной хромоты...
Я неспроста сравнил творчество Никиты Брагина с извержением – уверен, что именно сейчас реализуется то, что копилось в его сознании несколько десятилетий, формируясь и принимая необходимую форму. Но в отличие от большинства авторов, которые годами интуитивно нащупывают нити к сердцу читателя и далеко не всегда в этом преуспевают, Никита Брагин демонстрирует истинно научный подход к процессу поэтического творчества. Много ли найдется современных поэтов, которые, прежде чем взяться за перо, успели изучить практически весь мировой опыт стихосложения, начиная от многовекового классического наследия, и кончая знаниями о рифме, размере и средствах художественного выражения? При таком мощном «вооружении» стремительный и яркий взлет поэзии Никиты Брагина кажется вполне объяснимым и закономерным. Однако надо сразу оговориться, что никакой чужой опыт, никакая эрудиция не заменит того, что составляет основу любого творчества – собственного мировоззрения, уникальной информации, которую автор «имеет сообщить миру» и которую мир не получит или не разглядит без его помощи. Любое творчество, лишенное этого качества, несло бы на себе неизбежный налет вторичности, перепева того, что уже сказано кем-то в прошлом. Тем более, как писал замечательный поэт прошлого века Анатолий Жигулин:
Больше того, что жизнью дано,
Мы не сможем вложить в стихи.
Никите Брагину «жизнью дано» немало - он затрагивает в своих стихах самые разные темы – от любовной и пейзажной лирики до исторических картин. Широк не только круг тем, но и диапазон настроений – от щемящей радости до тоски, боли и раскаяния. Богат и выбор выразительных средств, причем выбор не случайный, а четко отвечающий поставленной художественной задаче. Вот два примера, подтверждающих сказанное:
Ноктюрн
Спросишь ли, ночи любви памятью
перелистывая,
Как обрести просветленную мудрость,
и не расстраиваться
Ни о том, что судьба припрятала,
да запамятовала,
Ни о том, что сам разбрасывал,
не задумываясь...
Сердце наше подобно горнилу
пылающему:
Сверху копоть и шлак, но под ним
златосолнечное
Ядрышко, тёплая капля желтка,
плачущая
Летнего вечера ясными
колокольчиками...
И невдомёк иному, что самое
радостное
Нежность полной луны ловить
бессонницами,
Камешки слов на струны строчек
нанизывая,
Лишь потому, что попросила ты,
возлюбленная...
Головокружение
Между туч полуабрис ущербной луны…
Вздохи ветра, и сны, что любовью больны,
Угольки догоревшего чуда…
По излучинам сердца неслышно скользя,
Проплывает печаль, и коснуться нельзя
Той реки, что течёт ниоткуда…
Вспоминаю тебя, и ищу – не такой,
Что беспечно смеётся бегущей строкой
На бесстыжей мигалке экрана,
Но осколками зеркала на мостовых,
Где холодными всплесками слёз дождевых
Окольцована старая рана.
И не в силах найти, и не зная пути,
Отрешённо шепчу – позабудь и прости,
Отпусти неразлучницу-память
На извивы дорог, в лабиринт городов,
Где закат воспалённый огнисто-бордов,
Как на ветках изрубленных камедь.
Я глотаю удушливый страх высоты,
Словно копоть горящих клочков бересты,
И взбираюсь по ветхим ступеням,
И, по стенам сочась, леденеет роса,
И далёко-далёко поют голоса
Всё сильнее и всё сокровенней…
Это просто – по жести и шиферу крыш
Незаметно пройди – и навек замолчишь,
Словно строчки в горящем конверте,
Одеваясь огнём, на углях почернев,
И упав с высоты, и стремглав пролетев
Краткий путь от неправды до смерти.
Наиболее интересными мне представляются те стихи Никиты Брагина, где темы переплетаются, образы наслаиваются, где создается многомерный и многокрасочный мир, порой так не похожий на тот, что окружает нас в повседневной жизни. В этом отношении показательно стихотворение «Этюд в алых тонах (Крым в 18 году)»:
Всё как прежде - сухие расщелины скал,
Сердоликов горячие жилы;
Заходящего солнца червонный металл
Опалил ожерелья кизила.
Но ни гостя в Каперне, причалы пусты,
На кремнистых дорогах заставы;
Разостлал над волной дымовые хвосты
Вражий крейсер под флагом кровавым.
Обезумевший мир опоясан мечом,
И не знает ни слёз, ни молитвы,
И закат вытирает о мыс Меганом
Заалевшее лезвие бритвы.
Это всё - лишь прелюдия худших годов!
Не смотри же на алое море,
Ясноокая! Жребий твой выпасть готов -
Чёрный голод и смертное горе.
Быстрой ласточкой, милая, оборотись,
Попрощайся с родным побережьем,
И сквозь облачный пурпур в горящую высь
Улетай, невесомо и нежно!
Улетай, моя радость! Открыта ладонь,
Расступаются скалы и воды...
Паруса подымает небесный огонь
Вдохновенья, любви и свободы...
Надо заметить, перемещения во времени даются Никите Брагину, как никому другому – видимо, накопленные знания позволяют легко ориентироваться на тех исторических широтах, где другие авторы элементарно «тонут». Старинные стихотворные формы, такие как сонет и канцона, можно сказать, получили благодаря Никите Брагину второе рождение. Один из самых масштабных и впечатляющих его замыслов – роман из восьмидесяти с лишним сонетов, написанных от имени средневековой поэтессы Лауры делла Скала и изданный в конце прошлого года небольшой изящной книгой. Убедительность перевоплощения в веронскую даму начала 16 века столь сильна, что читатель до последней строки не сомневается в ее реальном существовании. Но при этом безупречные по форме сонеты Лауры делла Скала – отнюдь не переводы с итальянского, а плод вдохновения самого Никиты Брагина. Интересно и то, что «крестный отец» не только снабдил Лауру искусно составленной биографией, но и предоставил ей возможность умереть в назначенный час, достойно простившись с окружающим ее миром посредством поэтического слова. Согласитесь, прожить за один год жизнь человека «из другого измерения», оставить от его имени целое и цельное стихотворное наследие и собственноручно поставить в этой жизни финальную точку – куда интереснее и сложнее, чем завести себе банального виртуального клона «для разнообразия».
ЛАУРА ДЕЛЛА СКАЛА
Иконописец
Иконописец мудрый, не тебе ли
Затрепетавшим золотом лучин
Сквозь темноту пределов и причин
Сияют ликов нежные пастели?
Твои ли губы от любви немели
Предчувствием страданий и кончин?
Твоя ли слава – иноческий чин,
И терние монашеской постели?
Но, силой духа поражая страх,
Мазки ложатся, тонкие, как листья,
Что разбудила дождиком весна.
И Матерь Божья с Чадом на руках
Всё явственнее смотрит из-под кисти,
Премудростью твоей удивлена…
Есть у Никиты Брагина и еще одна, третья ипостась – литературоведческая. Его статьи, посвященные стихотворным размерам, рифмам, различным жанрам поэзии прошлого пользуются широким и заслуженным успехом. На любой вопрос, заданный в переписке, Никита Брагин отвечает подробнейшим образом и делает это с нескрываемым удовольствием. Но дело не ограничивается популяризацией и трактовкой исследований в области теории стихосложения. Настоящим, причем двойным открытием стала для меня работа «Столетие Даниила Андреева»: во-первых, неизгладимое впечатление производят строки этого большого поэта 20-го века, а во-вторых, невозможно не восхищаться мастерством блестящего критического анализа, выполненного Никитой Брагиным.
Подводя итог сказанному, хочу выразить надежду, что «вулканический период» только начался, что список поэтических, литературоведческих и научных заслуг Никиты Брагина будет расширяться, и что нам долгие годы будет чему у него поучиться.
Радуйся - любовь твоя угадана...
Осень осыпается и дышит
Облаками пепельного ладана
На деревья, купола и крыши;
Радуйся - становятся всё тише
Утолённой боли родники,
В наступившем полумраке слыша
Всплески набегающей реки.
Отдохни - челны твои причалены
Полночью, что одарить готова
Всеми незабвенными печалями
Исстари родными с полуслова;
Отзовись и вслушивайся снова,
Как зовёт шуршаньем камыша
Тихого и бледного покрова
Осени усталая душа.
Скоро небо над тобою склонится,
Звёздными цветами засыпая,
И уйдёт последняя бессонница,
Отрешённо по воде ступая,
И надежда, нищенка слепая,
В ясной безутешности мольбы
Прикорнёт, неслышно засыпая
На холодной паперти судьбы.
© Никита Брагин
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Андрей Моисеев: Мои любимые поэты: Никита Брагин. Обзоры публикаций. 17.01.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|