h Точка . Зрения - Lito.ru. Анатолий Комиссаренко: И ещё раз о похабстве и нецензурной брани (Обзоры публикаций).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Анатолий Комиссаренко: И ещё раз о похабстве и нецензурной брани.

Да, интересная статья и на - вечную тему. Я согласен с Анатолием - в сути, но не согласен по форме. Да, мат это плохо. Это школьные уроки. Мат даже меняет структуру воды и, говорят, ДНК, меняя программу жизни человека и провоцируя программу "самоуничтожения". Про мусульманку - очень метко.

Но я убужден, что мат нельзя [b][i]исключать[/b][/i] из культуры. Да, именно так. Хотя бы потому, что он там есть. Хотя бы потому, что порой "на нем говорят" весьма талнтливо. Хотя бы потому, что есть Юз Алешковский и его "Рука". Проза, потрясшая меня на всю жизнь. Хотя бы потому, что это наш язык и мы не можем сами, вот этими руками, как бы этого не хотелось, сжать ему горло.

Мне кажется, проблема мата крайне глубока и не имеет однозначных ответов. Именно убеждение в том, что они есть, эти ответы, меня смущает. Если все очень понятно - значит, не все правильно. И это так.

Матерщина и похабщина - очевидное зло. Но всегда ли мат - похабщина и матерщина? уверен, что не всегда. Не буду приводить список примеров гениального использавания мата. Хватит и того, что эти примеры есть. А ворота с дегтем - это жестоко. Те времена, слава Богу, прошли. Древние, черные, жуткие. Похлеще любого мата. Да и конечно про женщин и про разные там "следы" Анатолий лишку хватил... Ну [b][i]нельзя[/b][/i] так относиться к женщине и к жизни. Всякое в жизни бывает. Домострой не натянешь. И уж тем более на современность. И опять же - слава Богу.

Ну а это? "Задача настоящего искусства – не опускаться на дно, а поднимать народ из грязи в культуру." Молодежь скажет: слишком много пафосу. И будет права. В общем, очень спорный текст, впрочем, очень жесткий и энергетичный. Советую, для апгрейда мозгов...

А вот это правда: [b][i]"...я остаюсь культурной интеллигентной белой вороной и стараюсь в литературном творчестве и в общении пользоваться тем русским языком, который признан НОРМАЛЬНЫМ, КУЛЬТУРНЫМ и ЛИТЕРАТУРНЫМ."[/b][/i] К этому надо стремиться. Всем. Не забывая впрочем, что правил не существует без исключений. Ну и так далее...

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Арсений Гончуков

Анатолий Комиссаренко

И ещё раз о похабстве и нецензурной брани

Одна из причин разгула похабства в нашем культурном обществе вообще и в искусстве в частности - мировая глобализация (какой бы идиотской ни показалась кому-то эта фраза), превращающая мир в громадный рынок, где продаётся всё и всем. Идёт война с культурой, ибо культура - враг рынка. Внедрение рыночных механизмов в сферу искусства приводит к разрушению искусства, превращению его в "масскульт".
Цель рыночной "культуры", масскульта - любыми средствами затащить зрителя в кино и театр ради получения дохода, а не с эстетической целью, привязать обывателя к телевизору, в котором идут нескончаемые сериалы, перемежающиеся частоколом рекламных роликов, найти читателя для валом издающихся сериальных "авторов", под которых пишут литрабы.
Чтобы привлечь обывателя в зрители и в читатели, надо разговаривать с ним на его языке (вспомните рекламу о сберкассах!). Поэтому язык "масскультуры" становится "народным"-подворотным, пивнушным.
Легче "впаривать" товар обывателю глупому и доверчивому. Поэтому обывателя оглупляют. Используют дешевые и эффективные методы массового оболванивания путем насаждения антикультуры, загримированной под культуру. Согласно теории управления, надо только умело запустить процесс - дальше он пойдет сам. И вот нам впарили идею о том, что мат – народный язык… И вот уже матерятся литераторы, похабствуют на подмостках театров и хамят с экранов кино. Врут: "Мы стали ближе к народу!" Не к народу вы стали ближе, а к глупости, к необразованности.
Задача настоящего искусства – не опускаться на дно, а поднимать народ из грязи в культуру.

Мы не осознаём силы оружия, которым владеем – силы слова. Буддийское "Ом-мммм" воздействует на что-то глубинное в сознании человека. Заклинания и камлания влияют на что-то в мозгу человека. Слова, произнесённые в определённом порядке, воздействуют на человека – это истина.  Нейролингвистическое программирование – это уже будни. Вся реклама (сделанная профессионалами) построена на НЛП.
В библии сказано: "Сначала было слово".  Культура – тем более – основывается на слове.
Позволяют ругаться новолиберальные моды на вседозволенность. Матерящиеся оправдываются либеральными свободами. Да только разрешать себе всё, без оглядки на этику, законы и прочее – это не свобода, а анархия. Истинная же свобода отягощена массой самоограничений. Не позволяет грязно ругаться этика, интеллигентность, закон, в конце-концов, призывающий изъясняться на литературном языке.  

Мусульманка походя матерится на русском языке. Хотел бы я посмотреть на неё, когда она в присутствии своих мужчин грязно ругается на своём языке. Что скажут своей ханум, своей кызы джигиты? Голову, наверное, ей свернут, услышав грязную брань на языке пророка. Почему же та кызы считает допустимым грязно ругаться на русском языке?
Кстати говоря, психологи утверждают, что матерятся на публику чаще те, у кого проблемы в сексуальной сфере. Психологи, конечно же, исключают мат, когда "молотком по… пальцам" или мат боцмана в сторону уснувшего на рее матроса – того, кроме как забористым матом, ничем с реи не снимешь.
Цитирую доктора филологических наук Татьяну Миронову, "Литгазета" №52, последний номер в 2006 году:
"Сквернословие, ещё недавно бывшее недопустимым в обществе, сегодня заполонило нашу страну. Матерная брань, за которую прежде могли посадить в тюрьму как за оскорбление, вроде бы сейчас уже никого не оскорбляет. И не только не коробит, а даже и не удивляет.
…Матерная ругань - намеренное оскорбление человека клеветой. Это объявление в нецеломудрии не только его самого, но и его близких, самых родных. …На протяжении тысячелетий отношения в семье у славян и русских, как, впрочем, и у других европейских народов, были основаны на строгой верности. Блуд наказывался лютой смертью или в лучшем случае битием. Блуд являлся несмываемым позором для всего рода. И потому до сих пор сохранилось оскорбительное наименование «ублюдок». Даже намёк на блуд – оскорбление. А матерщина – это уже не намёк, а обвинение. Это бесчестие семье и роду оскорбляемого. Разумеется, и сегодня мы с вами не позволили бы никому открыто назвать блудниками наших родителей. А вот матерную ругань, которая означает то же самое, только в наглой, вызывающей, грязной форме, мы почему-то переносим почти спокойно. Утешаем себя тем, что сквернословцы ругаются по привычке, что они без мата не могут, не умеют разговаривать. Дескать, запретив мат, мы рискуем отучить людей говорить. Ну и пусть лучше вообще не разговаривают, чем ежечасно оскорбляют друг друга, поносят, клевещут, грязно ругаются над самым сокровенным и дорогим для каждого человека.
Так что выбирайте, как говорить, что говорить. И думайте, прежде чем говорить. Ибо слово ваше строит вашу семью, вашу судьбу. И направляет пути или к добру, или к злу".
Конец цитаты.

Моё детство прошло в деревне, в степном Заволжье. В пятидесятые-шестидесятые годы в нашей деревне ворота девушки, потерявшей девственность до свадьбы, мазали дёгтем. Если после свадьбы молодому мужу открывалось, что его невеста-жена уже не девушка, жизнь их шла наперекосяк. Такое не прощалось.
Понимаю – сейчас поднимутся феминистки и начнут плевать в сторону мужиков: мол, кобели и прочее… (и скромно умолчат: "А чем мы хуже? Зачем нам терпеть до свадьбы?). Согласен, кобели и прочее. Но хотя бы девушки не несли в новую семью венерические болезни. Трихомониазы, гарднереллёзы, плазмодии, хламидии и прочие три или четыре десятка вялотекущих ЗППП, которые наоткрывали в последнее время, и которые точат здоровье скрытно, а не как "птичья болезнь" "три пера", которую иногда называют "С добрым утром" – вечером переспал, а утром крантик потёк.
Да и пишут в последнее время, что семя всех партнёров, которых перепробовала женщина до первой беременности, оставляет свою подпись в генотипе ребёнка, которого женщина родит первого. И генотип ребёнка – это не половина ДНК мужа плюс половина ДНК жены, а плюс тьма "запасных" вариантов, взявшихся неизвестно пока откуда. Не "оттуда" ли? Не от домужниных ли проб? И насколько в этом случае первый ребёнок получается генетическим наследником мужчины, от которого женщина зачала?
Не буду врать, что в деревне не матерились. Мужики матерились, и по-чёрному. Женщины – практически нет. Это сейчас мат походя молодой девушки с литературного сайта на весь мир – дело обыденное… А тогда матерились только женщины-оторвы. И на гулянках женщины пили только красное вино. О той, которая пила водку или самогон потом вспоминали, как о преступившей допустимое.
Нет, село у нас было не старообрядческое. Большое село, не родовое – жили и русские, и хохлы, и казахи.
Да, деревенские мужики матерились. На работе, в мужской компании. Во взрослой, точнее. При детях старались не материться. От своего отца в детстве я мат слышал несколько раз – когда молотком по пальцу, или в минуты чего-то запредельного. Но не в обыденности. Можно сказать, отец при детях практически не матерился.
К чему это стариковское брюзжание о том, что "тогда и сахар был слаще, и воздух гуще…"?
Нас назойливо поучают чистить зубы (щётками, по сложности уступающими разве что электродрели), мыть руки перед едой. Это ради здоровья.
Не блудить – тоже ради здоровья. Своего и детей. У нас в городе СПИД –  две тысячи "официальных" ВИЧ-инфицированных на сорок тысяч молодых. Истинное число в четыре-пять-шесть  раз больше. Четыреста человек "официально" умерло от СПИДа. Полторы сотни новорождённых от ВИЧ-инфицированных матерей. По заявлению главного "СПИДолога" города – уже в каждой организации города работает ВИЧ-инфицированный.
Эпидемия половым недержанием и разносится.
Мы моем руки после туалета. Чтобы от рук не пахло, извиняюсь, дерьмом. Мат – словесная вонь, только изо рта. Сквернословие – духовная эпидемия.
И если мы причисляем себя к литераторам - должны быть созидателями духовности, а не разрушителями, распространителями здорового, а не носителями больного.

Я написал это и вывешиваю не для обсуждения – обсуждение уже прошло и, я так понял, литературное сообщество пришло к мнению, что сквернословить можно, и ничего плохого в этом нет. Я тоже иногда в сердцах матерюсь. В быту. Без жены и детей. Без своих и чужих. И не на весь дом, не на всю улицу, а тем более, не на весь мир – через Интернет. Матерюсь сквозь зубы, по злости, себе под нос.
Но так же, как стоматологу не пристало ходить с гнилыми зубами, так и литератору не пристало смердеть словами. И, в конце концов, есть литературные нормы и культура речи, о которых говорится даже в федеральном законе "О государственном языке Российской Федерации". И этот закон запрещает при использовании русского языка как государственного употреблять слова и выражения, не соответствующие нормам современного русского литературного языка. А мы, писатели, используем великий русский государственный язык.
Без обиды на коллег и на весь мир я остаюсь культурной интеллигентной белой вороной и стараюсь в литературном творчестве и в общении пользоваться тем русским языком, который признан НОРМАЛЬНЫМ, КУЛЬТУРНЫМ и ЛИТЕРАТУРНЫМ. Хотя бы для того, чтобы ни у кого не было повода сообщество интересных людей, с которыми я общаюсь,  назвать "сборищем пацанёнков", где говорят на "языке подонков".

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Анатолий Комиссаренко
: И ещё раз о похабстве и нецензурной брани. Обзоры публикаций.
Интересная статья на вечную тему.
16.01.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275