Андрей Моисеев: Мои любимые поэты: Марина Островская.
Я не перестаю радоваться - немного удивленно - таланту Андрея Моисеева находить таких интересных авторов в бескрайней, без преувеличения, интернет-копилке, даже если они, как Марина Островская, "маскируются" или "шифруются". И не перестаю завидовать его, наверное, главному таланту - любить своих "избранников". То, что это любимые поэты Моисеева, заявлено в названии серии. Но подлинная любовь не декларативна. Подлинная любовь выражается в мелочах, порой не видных глазу, и в принятии человека таким, какой он есть. А высший пилотаж любви - уловить в своем "предмете" то, чем он уникален и ценен, понять и даже, может быть, прославить это. Андрей Моисеев знает, за что он любит своих героев. Его портреты получаются такими живыми, что невольно и читатели проникаются этим тихим чувством. Нести "в люди" любовь тоже, кстати, уметь надо... Но Моисееву это блестяще удается. Значит, каждый день мы с вами, дорогие читатели, получаем в подарок частичку Любви. Чего нам еще надо?..
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Мои любимые поэты: Марина Островская
На мой взгляд, Марина Островская представляет собой яркий анти-образ современного виртуального поэта. Она не тиражирует и не «раскручивает» свои поэтические странички, не интересуется рейтингом и статистикой, не изучает предпочтений читателей, чтобы им соответствовать. Даже псевдоним Марина ухитрилась выбрать такой, что он только подчеркивает эту особенность. На сегодняшний день на сайте Стихи.ру 19 Островских – Анна, Зоя, Матвей, Олег, Семен (прекрасный детский поэт!), Валентин, Станислав… И среди них одна единственная «безымянная» - «М. Островская». Это и есть наша сегодняшняя героиня.
Впрочем, и полное имя вряд ли добавило бы известности. Только на первых трех страницах Яндекса по запросу «Марина Островская» обнаружились скульптор, прозаик, эксперт-кинолог, вице-президент «Пепси-колы», две актрисы и один главный редактор. Если вы встретите кого-то из них в Сети, то знайте: это «не наши» Марины. Потому что никто из них не напишет такого о себе:
Тест
Мы ехали в трамвае старом.
Сидели – днем хватает мест.
Чтоб времени не тратить даром,
Подружка предложила тест.
«Лишь тридцать слов не строя фразы
Мне назови без суеты
Из тех, что возникают сразу –
И я скажу тебе, кто ты».
Согласна. Загибаю пальцы:
«Ромашки, небо, облака,
Синицы, белки, лисы, зайцы,
Березки, звезды и река.
Камыш, луна, волна и лодка,
Утесы, плесы, тишина…»
(Уже семнадцать. Как я ходко
Перечисляю.) Вдруг она –
Бесцеремонная натура –
Смеется: «Все! Готов ответ.
Ты – романтическая дура
И неродившийся поэт.»
Трамвай гремя летел обратно
Вдоль улиц темных и глухих.
В пустом вагоне я невнятно
Шептала первые стихи.
Удивительно, но тот факт, что «нашей» Марине не суждено стать звездой поэтического Интернета, сослужил ей добрую службу, позволив быть свободной и естественной в своем творчестве – без оглядки на потенциального читателя и критика, без пресловутого «синдрома отличника», когда былые успехи не позволяют снижать планку, не оставляют права на творческую неудачу. Ах, скольким талантливым авторам уже не свернуть с этой дороги, сколько интересных живых стихотворений отшлифовано до зеркального блеска, превращено в идеальные открытки, лишенные первоначальной неповторимости! Слава Богу, Марину Островскую чаша сия миновала, и за это я готов простить ей и технические шероховатости, и стихотворения-середнячки, которые сама она назвала как-то «поделками». Читая Марину, я всегда вижу за безыскусными, на первый взгляд, строфами яркого, разностороннего и открытого человека, с которым мне интересно, и от которого не хочется уходить.
Булка
Девчушка лет пяти терзала маму,
В слезах настырно клянча шоколад,
Из-за руки капризный и упрямый
Следил за мамой неотступно взгляд.
Моя сестра так плакать не умела –
Нарочно создавая жалкий вид.
Она ревела редко и по делу –
Слезами горьких, искренних обид.
Мы с ней брели куда-то по поселку.
С дороги пыль летела нам в глаза.
Свернули в скверик, где паслась у елки
За Лениным с козлятами коза.
Плакат советских космонавтов славил,
Цвет потеряв под солнцем и дождем,
Под ним скамью нетрезвый плотник правил,
Лениво гвоздь вгоняя за гвоздем.
По тропке ковыляла бодро тетка.
Торчал из сумки белой булки край.
На каравай чужой – я знала четко –
Как говорится, рта не разевай.
По булке той я вмиг определила -
У тетки язва или диабет.
Чтоб получать ее, она ходила
В больницу к главврачу и в райсовет.
Здоровым, нам не полагалось булок,
Хотя они пришлись бы по нутру.
И я свернула резко в переулок,
Чтоб понапрасну не травить сестру.
(Я даже в детстве мыслила реально,
От лишних мук спасаясь тем не раз.)
Заметила! И жгучее желанье
Не удержалось, хлынуло из глаз.
Она ревела, слезы растирая.
В бессилье опустив свое лицо,
Я тоже плакала в тени сарая,
Присев на невысокое крыльцо.
А в сентябре по белой булке с чаем
Мы получали в школе поутру.
И я полбулки, не доев «случайно»,
Несла домой – порадовать сестру.
Марина Островская родилась и выросла в старинном селе Семеновском-Лапотном Костромской области, и до сих пор, давно уже переехав в Подмосковье, поддерживает тесные связи с родными местами, больше того – активно и охотно пишет о своем детстве, юности, о том, что происходит сегодня в ее «глубинке». Замечателен своей искренностью, зоркостью и неподдельной народностью ее цикл «Сельские портреты», герои которого – на 100% реальные люди, перед которыми нельзя соврать или сфальшивить, потому что они же, как правило, являются и слушателями написанного. Вот одно из стихотворений цикла:
Первая учительница
Из цикла «Сельские портреты»
Был полон печали и радости вечер,
Грустили от слов и вина.
Она не пришла к нам на школьную встречу –
Девятый десяток, больна.
С утра, прихватив из столицы подарки –
Часы да в корзинке букет –
Идем навестить. Видим: в зелени яркой
Знакомый мелькнул силуэт.
Шагает легко по заросшему склону,
Какие-то стебли несет.
- Уж вы не ко мне ли? - А как же! С поклоном
Сказать Вам спасибо за всё.
Как ценим и помним, что в каждого вложен
Ваш труд и частица тепла…
- Да полно, девчонки, уж скажете тоже!
Я делала то, что могла.
В застиранной майке покойного мужа...
Сползает платок с головы...
В резиновых ботах, - а сухо, ни лужи -
С охапкой целебной травы.
-А что ж не пришли? Ждали Вас целый вечер.
Могли бы чуток посидеть...
Она засмеялась, и смех был беспечен:
«Да нечего было надеть!»
Однако не будем торопиться записывать Марину Островскую в ряды «почвенников», не будем водружать на нее кокошник и коромысло. Я не зря написал, что Марина – человек разносторонний, и сферу ее творчества составляют самые разные темы и впечатления. Не последнее место в ней занимает давняя и стойкая любовь к живописи. И хотя сама Марина, насколько мне известно, картин не пишет, художественное видение мира прорывается наружу в некоторых ее стихах. Настоящим живописным полотном я считаю небольшое стихотворение «Алое платье»:
Две змейки спиралью
Свернулись надменно
В холодном стекле Её глаз,
И скрыта вуалью
Вся боль от измены
Того, кто со мною сейчас.
Сидеть за бокалом
Вина и обиды -
Отвергнутых вечный удел...
Я в длинном. И алом.
На алом не видно
Кровавых следов Её стрел.
Мишенью быть зябко.
Не станет барьером
Обнявшая в танце рука.
И алую тряпку
Вращает тореро,
Дразня Её, словно быка.
Немногие наши поэты могут похвастаться тем, что их стихи становятся песнями. А вот Марине Островской в этом отношении повезло: я знаю четыре песни на ее стихи, которые, как оказалось, прекрасно ложатся на музыку. Открою маленький секрет Полишинеля: музыку к этим стихам пишет Владимир Санин, автор «Стихи.ру» и замечательный композитор. Он же – супруг Марины Островской и весьма строгий критик ее стихов. А кто, вы думаете, исполняет эти песни? Правильно – Марина Островская!
Хлопочет птица у гнезда.
Подзором лиственным укрыто,
Оно пока ещё не свито.
Ей не до песен. «Не беда!
Закончу дело – и тогда…»
Хлопочет птица у гнезда.
Кричат птенцы. Она устала,
И голоса почти не стало.
Вздохнёт украдкой: «Не беда!
Поставлю на крыло – тогда…»
Птенцы умчались навсегда,
Мир оглашая трелью звонкой,
Не замечая, что вдогонку
Поёт из ветхого гнезда
Та, что не пела никогда.
И песни звук – такой хрустальный,
Такой безвыходно печальный –
Не повторится никогда…
Хлопочет птица у гнезда.
© Марина Островская
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Андрей Моисеев: Мои любимые поэты: Марина Островская. Обзоры публикаций. 23.01.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|