h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Анатолий Комиссаренко: Мат и пошлость? А чё такова… (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Анатолий Комиссаренко: Мат и пошлость? А чё такова….

Еще одна статья Анатолия Комиссаренко, цикл которых можно вскоре назвать: «О нравах». Я напомню начало дискуссии, с ответа на которую автор начинает данную статью: http://www.lito.ru/text/57763

Надо сказать, что во многом я с А.Комиссаренко согласен, во многом. Просто я выступаю за объективное осознание мира, не только консервативное, но и более – лояльное.

[b]1.Да, безусловно, наше ТВ глубоко порочно, на нем много недостойного, вредного, тупого, разлагающего. Я знаю не по наслышке это. Но:
а) ТВ показывает только то, что востребовано.
б) ТВ не может формировать нравы, поднимая планку, потому что ТВ сейчас не как в СССР – агитка на деньги государства, это бизнес, и ТВ показывает то, что «пипл хавает». К сожалению и ужасу. И к сожалению, у телеканала «Культура» рейтинги «ниже плинтуса», а у того, что низко – рейтинги огромные. При том, что народ наш и зрители наши не самые тупые на свете.
в) Есть такой прибор – телевизионный пульт. Не нравится – переключите. Меня тошнит от Дома-2, лично тошнит, от Петросяна, от Аншлага, от Киркорова, меня тошнит от многого, но я по всем 40 каналам долго и тщательно ищу документалистику или просто новости. Такая вот бытовая подробность. Да, и моему сыну, как и многим другим детям, которые растут в интеллигентных семьях, ТВ дают строго дозированно и то только то, что с точки зрения родителей – приемлемо для детского восприятия.
2.Да, у нас безобразное ТВ, но оно такое. То есть не стоит воевать с воздушными мельницами, их надо обходить стороной.[/b]

Рецензируя следующие две трети статьи (они на тему «мата»), скажу лишь, что сказанное мною о телевидении в качестве концептуального видения можно экстраполировать на понимание и такого явления, как мат (Кстати, Анатолий, у Ваших оппонентов речь шла не о бытовой матерщине, а о мате в литературе, это все же очень разные вещи и надо их разделять). То есть – мат – это плохо. Но мат – есть. Как явление, мат в культуре, действительно, очень сложный и противоречивый предмет для – не менее сложной, я бы даже сказал, культурологической дискуссии.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Арсений Гончуков

Анатолий Комиссаренко

Мат и пошлость? А чё такова…

Придя к непоколебимому мнению, что мат в литературе допустим в малых и больших количествах (в зависимости от пожелания матонаписателя) мои оппоненты соскочили на мат "в общекультурном" масштабе. Точнее – в общебескультурном. А что, мол, такого – мат? Мат – часть нашего языка!
Можно, конечно, кивать на матерившегося, как сапожник, Льва Толстого. Но много ли мата в его произведениях? В "Войне и мире", например? Или в "Анне Корениной"? Или в "Воскресении"? Матерными ли произведениями он стал знаменит и велик? А то, что Толстой матом обкладывал лошадь, ковыряя землю сохой – это его личная жизнь.
Можно, конечно, пенять на Пушкина за его похабного Луку. А когда Пушкин написал то "произведение"? В пору бездумного отрочества. Но есть ли матерные произведения у зрелого Пушкина? Велик стал Пушкин лирикой и патриотизмом, а не матерщиной. Поумнев, понял, чем отличается "великий" язык от конюшенного.
Барков, кажется (не учил его в школе, могу ошибиться), был известен своими матерными произведениями, как некоторые сейчасные. И не вспомнили бы мы того Баркова, да младолибералы, писавшие учебники литературы под дудочку Сороса, вытащили истлевший труп матерщинника на люди. Полюбопытствовал народ, да опять сдал "в подвал" за ненадобностью. И современных матерщинников туда же отправит, как время пройдёт. Потому что мат – признак бескультурья и пошлости. Я на этом настаиваю.

С мата в литературе мои оппоненты соскользнули "на жизнь". Хорошо, давайте "про реалити".
Пошлость давит из всех углов. Время потому что переломное. Дебильные американские комедии про дебилов на одних каналах, проститутские реалити-шоу на других, подсматривание в стеклянные замочные скважины и щелки (дверные) в третьих, копание в грязных подштанниках болевших сифилисом великих - в четвёртых… Во времена переломные-революционные вся грязь, весь мусор, всё притонувшее дерьмо поднимаются со дна на поверхность. А уж любителей поковыряться в нём пальцами сколько находится!
Такое впечатление, что почти вся реклама и большая часть телевремени, оставшегося после ковыряния и подсматривания, замешены на агрессивной подаче плоти и возбуждении похоти. (Представляю, как покривятся прочитавшие эту фразу те, для кого "секс – наше всё!". Ребята, я и сам не лишён соблазнов. И жена у меня на пятнадцать лет моложе со всеми вытекающими… Но с возрастом начинаешь думать головой.
Популярные авторы и телеведущие акцентируют внимание на сексуальности, на обсуждении тем "где лучше тусоваться" молодым-ищущим, зрелым-успешным и не совсем молодым-разведённым. Спорят о том, чей клип на этой неделе "круче", заставит ли Настя в Доме-2 жениться на ней Костю, который до этого уже перекувыркался… Пардон, перестроил "любови" с половиной любвеобильных женщин из этого приюта. (Представляю, что за семейка получится, если она "заставит его жениться". Любовь из-под палки? Такую лямку тянуть – ненадолго хватит). В Интернете мелькают рекламы порнокартинок обитателей Дома-2, и номер дома так хочется поменять на слово "терпимости"!
Критериями качества очередного молодёжного проекта служат восторженные отзывы "знатоков", что этот проект в пять раз сексуальнее предыдущего и т.п.
В средствах массовой информации сегодня не принято говорить о таких понятиях, как семья, творческая работа, знания, патриотизм и Родина.
"Я попала в сети, возможно будут дети", "Я беременна, но это временно" – вот гвоздь, который вбивается в сознание молодёжи через тексты попсовых песенок. Беременность – временная помеха в процессе получения удовольствий.
Реклама внушает, что "лучше молчать, чем говорить", что лучше "оттянуться со вкусом" – и пусть в это время друг гибнет. Пей "продвинутое" пиво - и ты самый крутой парень.
Через клипы, через гомонящую бурду молодёжь погружают в наркотическую субкультуру. "И по венам бегут разноцветные кубики"… "Я вот бухаю, а другие колются "… "Да по венам я пустила своё чувство"… "Мне по венам бы, по венам запустить дельфинов стаю"… "Вены-реки"…
Руководитель одного из российских телеканалов сказал откровенно: "Вещание должно формировать молодёжь, настроенную исключительно на получение удовольствий от жизни, "незакомплексованную", не настроенную на проблемы".
А что? Юные создания по природе своей и должны жить "любовью", в ритме современных танцев, припевая модные песенки. Но работа с юной аудиторией – всегда стратегический долгосрочный проект, имеющий целью создание человека будущего, человека, который через полтора десятка лет будет определять лицо страны. Вряд ли общество может развиваться позитивно, если молодёжь в нём бухает со стаей дельфинов в венах и временно беременна.
Дочь-старшеклассница ходила на какой-то "воспитательный" урок к первоклашкам.
- Папа, они же ненормальные! – с ужасом рассказала, вернувшись из школы. – Бегали как сумасшедшие, юбку пытались задрать… Матерились и задавали неприличные вопросы. Громко портили воздух… Один упал на колени и начал клоунски молиться. Другие увидели – тоже грохнулись на пол. Один мальчик схватил другого и стал бить его головой об стену. А тот, как дурак смеётся, будто ему нравится!
- Они ведут себя, как в мультфильмах, - заметил я. – Дерутся, толкаются, орут, бьются головами о стены и радуются этому, один безобразничает – все ему подражают.
- Точно! Они то и дело кричали "страшными" голосами: "Я Спа-айдермэн! Я Бэ-этман!"
- Теледети. Телепузики. По телевизору смотрят идиотов – и ведут себя по-идиотски. Показывали бы для малышей спокойных братцев-Кроликов и наших добрых Вини-Пухов, и дети были бы спокойными и добрыми. Для подростков показывали бы не оттягивающихся со вкусом, которым лучше сосать пиво и молчать, не "молодых и злых", а истинных героев, спасающих друзей, патриотов и первооткрывателей - глядишь, и преступности было бы меньше.

Постмодернизм в литературе, слава богу, валом не прорвался – но продолжает сочиться мелкими струйками. Нецензурщину младореформаторы пытаются превратить в обыденность литературной речи.
Хотите материться, господа либералы? Ради бога, материтесь. Обкладывайте матом своих родителей, детей, жён и мужей – почему вы щадите их уши от сих любимых вами слов, и стараетесь укрыть матом чужие головы? Мат – признак либеральной свободы? Нет, мат – признак разрушения культуры. А то, что нашу культуру пытаются разрушить – признанный факт.
Французский поэт Аполлинер сто лет назад, а так же философы до и после Аполлинера говорили, что для уничтожения нации не надо многотысячных войск. Достаточно разрушить культуру - и нация погибнет.
Великую страну СССР уничтожили – теперь, разрушая культуру русского народа, пытаются уничтожить великую нацию.

Сказано в библии: "Сначала было слово". Не знаю, было ли слово первопричиной сотворения материального мира, но то, что слово – основа духовного мира, основа культуры – это без сомнения. В истоках культуры – народные песни и сказания, то есть, слово. Нет слова, которое было бы сказано без адреса и не имело бы автора. Нет слова, сказанного никем или сказанного кем-то, но никому. Всё сказано кем-то и кому-то.
Литература – материализованное слово. От того, какую литературу мы даём молодёжи, зависит, каким быть нашему обществу в будущем.
Молодёжь, в силу особенности своей психологии, нуждается в героях, которым она могла бы подражать. И если у молодёжи нет положительных героев, молодёжь найдёт для подражания героев отрицательных. Задача писателей – дать молодёжи положительных героев. И зря либеральные писатели и воспитатели "упразднили" Корчагина и Мересьева… Или, наоборот, не зря?
(Экую агитку выдал, а?)

Моих оппонентов возмутила мысль, что, писатель, опускаясь до подвальной грязи, лишь делает вид, что приближается к народу. Истинный писатель-интеллигент своими произведениями должен поднимать народ из грязи в культуру.
Не буду разъяснять оппонентам, насколько трудно найти в подвальной грязи культуру. Сошлюсь на вашего либерального "культуролога" господина Швыдкого, который, с одной стороны, говорит, что мат – часть русского языка (Согласен, часть. И у наших тел есть части, которые нормальный человек не вытаскивает прилюдно из штанов), но и сам же перечёркивает сказанное, что "она (культура) на асфальте не рождается".
Культура на асфальте не рождается! А тем более – в подвальной грязи.
Ага! Слышу крики о культуре рокеров, реперов, панков, представляющих "асфальтную" культуру, и даже о культуре алкоголиков и наркоманов с их "певцами" типа Эдички и Бояна Ширянова. Нет, грамадяне, это не культура. Это субкультура. А она отличается от культуры так же, как потная футболка и затасканные штаны рокера отличаются от фрачной пары музыканта.
Чего же плохого, чёрт возьми, в том, что вы будете материться? Ну и материтесь на любимых девушек, на матерей и отцов, на дедов, на соседок и учительниц! На них нельзя? Позвольте… Если уж материться – то в полной либеральной свободе, на кого угодно. Если уж посылаете "в богомать.", то посылайте свою мать, а не чужую! "В мать" не надо? Ну почему же – это такой же мат, как и прочий!..
Однажды в коридоре поликлиники ко мне подошёл представитель загорелой национальности с претензиями по лечению. Я ему объяснил, что назначенное мной лечение при данной патологии допустимо.
- Эслы чито с дочерью слючицца, я тэбэ виэбу! – пригрозил мне "загорелый".
- Домой приедешь, повтори это своей маме, - предложил я ему.
Если бы вы видели, как "загорелый" взвился!
Почему кто-то из вас и "загорелый" считаете допустимым материть кого-то (вы же допускаете мат в обиходе!), и почему "загорелый", да и многие из любителей мата кривятся, если обматерить если не их, то близких родственников?
Я, в принципе, согласен с вами, господа либералы – мат не убивает. Чего уж там… Можно материться. Так же, как можно, сидя за столом, ковыряться пальцем в носу или… в другом месте. Или, изрядно прочистив горло: "Кх-х-х…" – молодецки харкнуть густой слизью, настоянной на табаке, под стол: "Х-хк-тьфу!". Но это будет уже пошлость, невоспитанность, неуважение к окружающим и противный поступок.
Так почему же говорить что-то, ковырять пальцем в носу, портить принародно воздух нельзя, а другое – "льзя"? Глаза подобные поступки не колят и кровь из носа от них не идёт!
Потому что одни поступки – хорошие манеры, а другие – пошлые.
"Фи на тебя, - скажут крутые ребята, - за твои хорошие манеры! Мы ж не барышни из Зимнего!"
Не буду перелопачивать уже перелопаченное, приведу цитату из моей книги "Крысиный мир". Там на самом деле много о жизни крыс. Но тем более выпуклой кажется жизнь людей на крысином фоне. А кого крысиный мир заинтересует – прочтите у меня на странице.
Разговаривают два крысюка:
"Хорошие манеры" – это закреплённая моей властью культурная ритуализация. Любое сильное общество в мире руководствуется требованиями "хороших манер", своими ритуалами поведения. Не веришь? А это на самом деле так. Просто в каждом обществе хорошими манерами считаются разные поступки. У крыс, например, по чужой территории ходят сгорбившись и уткнув морду в землю. Это хорошие манеры. У крыс не возбраняется съесть обессилевшего больного. Это ритуал. И этот ритуал во благо стаи. Потому что стая без слабых животных – это сильная стая. А в стаях других животных принято защищать больных. И больные становятся обузой. А ещё есть закон голубиной стаи, когда белые, симпатичные голубки, тихо воркуя, до смерти расклёвывают собрата, на котором заметили капельку крови. Запачкался – умри! В белой стае все должны выглядеть идеально белыми! Но, как говорится, их законы - их проблемы. Гусь свинье не указчик. …Только на первый взгляд хорошие манеры – глупость из разряда воспитания, исходящая от тех, кому делать нечего. Назначение "хороших манер" состоит в торможении агрессии внутри сообщества, в создании социального союза, в создании групповой общности. Хорошими манерами и ритуалами мы устраняем из общения агрессивность. И моим крысам хорошие манеры помогают избежать ситуаций, где может возникнуть бесполезное кровопролитие.
- Ты уверен, что законы и "приличия", которые ты установил, хороши? Во благо эти законы обществу, или придуманы для твоего удобства? Добро эти законы или зло? И примут ли твои законы те поколения, которые сменят нас?
- Для общества хороши законы, идущие во благо общества. Мои законы предотвращают излишнюю грызню между крысами, но в то же время поддерживают "боевой дух" крыс. А примут ли мои законы следующие поколения – зависит от нас всех. Ведь мы считаем "хорошими" те обычаи, которым научили нас родители, мы свято храним социальные ритуалы, переданные нам традициями нашей культуры. Каждая ритуализованная норма социального поведения приобретает движущую силу за счет эмоциональной подоплеки. Будет общество воспринимать мои ритуалы и законы как "необходимость во благо" – в сознании членов общества эти ритуалы и законы запечатлеются, как хорошие законы, как добро. Способность к различению добра и зла можно воспитать у детей и закрепить привычкой. В принципе нет никакой разницы между упорством в соблюдении правил опрятности, внушенных нам в раннем детстве, и верностью традициям семьи и сообщества, нормам и ритуалам, в соответствии с которыми молодёжь будет строить свою дальнейшую жизнь".
Я не придумал диалог крыс. Я только оформил художественно работу какого-то зоопсихолога.
Общество крыс, общество людей – какая разница!

2007 год объявлен Годом русского языка. Не сказать, что я в восторге от Президента, но полностью с ним согласен, что русский язык для народов России и многих других народов - основа освоения сокровищ мировой культуры. Согласен с Президентом, что владение русским языком - один из эффективных путей приобщения человека к гуманистическим ценностям. Согласен с ним, что русская литература, русская культура занимает в таком воспитании одно из ведущих мест, и это давно признано во всем цивилизованном мире. Русская культура – она не только для русского народа. Русская культура и русский язык послужили основой, на которой сохранилась и развилась культура множества малых народов, живущих на территории России, живших на территории СССР. Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, тот же Гоголь и многие другие поэты и писатели – разве стали бы они известны миру без русского языка? Вряд ли. Кто постарше, помнят, как оберегалась и развивалась культура малых народов в Советском Союзе. Почитайте историю и узнайте, из какого феодализма Советский Союз вытащил Среднюю Азию и Кавказ. И припомните, куда делась культура индейцев и прочих коренных народов США, сравните, что осталось от коренных народов на территориях "оплота" либерализму и демократии.
"От будущего русской культуры и русского языка зависит благополучие всех культур, которые существуют в России", - это сказал Бабурин. Я не люблю политиков. Но в данном случае я с ними согласен.

И пусть не расстраиваются те, кто солидарен со мной, опасаясь, что нас, сторонников культуры, мало. Нас много. Просто сторонники мата кричат громче.

Кстати, господа… А вы не слышали, что по российскому законодательству за мат в общественном месте можно схлопотать штраф в пятьсот рубчиков? А уж общественнее места, чем И-нет, трудно представить! Даже закон на моей стороне.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Анатолий Комиссаренко
: Мат и пошлость? А чё такова…. Критические статьи.
Еще одна статья Анатолия Комиссаренко, цикл которых можно вскоре назвать: «О нравах».
28.01.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275