Андрей Моисеев: Мои любимые поэты: Алексей Ерошин.
Тревожно трещали в тумане сороки.
Душа в беспросветной тоске заходилась.
А бричка катилась,
катилась,
катилась,
И не было края
у этой
дороги…
Прочитав все, приведенное ниже, только и осталось развести руками на вздохе, задержать дыхание и процитировать "Подорожную" Алексея Ерошина с тем, чтобы как можно дольше не было краю его поэтической дороге!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Мои любимые поэты: Алексей Ерошин
Начнем, как обычно, с «досье». Ерошин Алексей Дмитриевич родился 34 года назад в селе Ленинское Новосибирской области. Окончив лесхоз-техникум, отработал два года по специальности, "дослужился" до помощника лесничего и, как пишет сам, «вдоволь наелся лесной романтики». С тех пор освоил немало профессий, от плотника до кино-видеооператора. Нынешний статус – «дизайнер из Новосибирска». Вдобавок ко всему – охотник, рыбак, фотограф, художник, бард, поэт, прозаик и драматург. Публиковался в журнале «Сибирские огни» и газете «Наука Сибири». Автор книги «Дорога до Килиманджаро».
Вот стихотворение Алексея Ерошина, давшее название большой подборке в «Сибирских огнях»:
Разъезд 842
Стрелка.
Разъезд восемьсот сорок два.
Тополь, да пыль, да ковыль-трава.
Здесь можно с разбега нырнуть в тишину,
Как в омут, и камнем пойти ко дну,
И никогда не достигнуть дна:
Здесь не глубинка,
Здесь – глубина.
Здесь никогда не стоят поезда,
Здесь та же самая всходит звезда
Ровно в одиннадцать каждый вечер,
Здесь и заняться-то больше нечем,
Как только вести философские споры
С охочим до водки обходчиком Колей,
Да перепелов постреливать в поле,
Да раз в неделю глазеть на скорый,
Который, гремя, проносится мимо,
Напоминая, что там, за скверной,
За гранью этой чёрной дыры,
Возможно, есть и другие миры,
Что, впрочем, вовсе не достоверно…
Но Галка, дочь обходчика Коли,
Всё смотрит и смотрит из-под руки,
Как убегают вдаль огоньки…
Делать ей больше нечего, что ли?
Всё верит,
Что жить без надежды нельзя,
Что люди не могут быть одиноки…
Так до утра и стоит у дороги.
Дурёха дурёхой,
ну что с неё взять…
Я намеренно столь подробно перечислил «регалии» Алексея, потому что, как мне кажется, широкий диапазон, постоянное стремление к новому и неиспробованному проявляется не только в его жизни, но и составляет основу творчества. Он смело берется за освоение самых разных жанров и, надо сказать, почти всегда добивается успеха. К своим 34-м годам Алексей Ерошин накопил немалое «творческое наследие», основную часть которого составляют стихи. Сам автор классифицирует их на «детские, недетские, совсем недетские, шуточные и сказочные». В свою очередь, «недетские» стихи Алексея я бы поделил на любовные, философские, лесные, исторические, «народные» и разные. И каждая группа стихотворений заслуживает отдельного разговора.
Детская поэзия Алексея Ерошина – это удовольствие, которого нельзя себя лишать. Читайте ее целиком, всю и сразу, запоминайте, рассказывайте детям и внукам – они будут в восторге. Приведу здесь мое, пожалуй, самое любимое – «Про лису»:
Охотник Сысоев и такса Сосиска
Всё утро слонялись в сосновом лесу.
Охотник Сысоев и такса Сосиска
Всё утро в лесу добывали лису.
Охотник Сысоев и такса Сосиска
Промокли насквозь от студёной росы.
Охотник Сысоев и такса Сосиска,
Устав, закусили куском колбасы.
Охотник Сысоев и такса Сосиска
Нигде не сыскали лукавой лисы.
Охотник Сысоев и такса Сосиска
Направились к дому, повесив носы.
Покуда Сысоев и такса Сосиска,
Слоняясь по лесу, искали лису,
Лиса у них дома, без всякого риска,
Стащила оставшуюся колбасу.
Но не только детям есть чему порадоваться, читая Алексея. Вот, к примеру, фрагмент его «шуточной бард-оперы «Ворона и К*…»:
Ария Лисы (обличительная речь рыжего демона)
музыка а-ля В.Высоцкий "Она была в Париже"
Мне как-то Бог послал кусочек камамбера.
Но только (сколь порой чудны его дела)
За эту бандероль ответственным курьером
Ворона на беду назначена была.
Ворона видит сыр. Дыханье спёрли слюни.
И, ношу второпях на ёлку взгромоздя,
То так её лизнёт, то эдак её клюнет,
Ни бога, ни меня нисколько не стыдясь.
И сыр в её когтях всё меньше, меньше, меньше!
Он был уже готов исчезнуть на глазах,
Но крикнула я ей: «Позор такой курьерше!»,
И белый снег прожгла горячая слеза.
«О, как, о, как могла, вместилище порока,
На этот сырный кус ты совесть променять?
О, как же ты могла так люто и жестоко,
Лишив меня его, лишить его меня?!
О, как же ты могла святой мундир курьера
Неправедным своим поступком запятнать?
Надежда умерла, а с ней - любовь и вера,
О, нравы! О, мораль! О, злые времена!»
Услышав речь мою, ворона зарыдала.
(Как видно, честь была вороне дорога).
И с жадностью своей вороньей совладала,
И дивный божий дар упал к моим ногам.
___________________________________________
Кто прав, а кто не прав, о том судите сами.
Истории конец, мораль пора изречь:
Кто хочет кушать сыр, икорку и салями,
Тот совестью своей обязан пренебречь.
Следующий жанр – «лесные» стихи. Кому как не Алексею, писать на эту тему, кто лучше него понимает язык тайги, кто еще способен так же как он, разглядеть и оценить красоту природы в любых ее проявлениях:
А здесь такая тишина –
ни шороха, ни звука,
Что треск свечи похож на гром,
на звонкий летний гром,
И запах кислого борща
и жареного лука
Уже поплыл над очагом,
окутывая дом.
Густой предутренний туман
повис в еловых лапах,
Окутал зыбкой пеленой
распадки вдоль реки…
Болтают, где-то прорвало
большой небесный клапан:
То снег, то дождь, то снова снег
до гробовой доски.
Ступила осень на порог –
то в дверь стучит, то в окна.
То каплет с крыши на песок,
то в миску с потолка.
Насквозь промокшая тайга
седьмые сутки мокнет,
И в сердце сырости комок –
зелёная тоска.
Хоть ты, приятель, не молчи,
мой верный друг сердечный.
Давай с тобой поговорим,
как водится, про жизнь.
Тебя спрошу, а ты в ответ
вильнёшь хвостом, конечно –
Глядишь, и времечко для нас
быстрее пробежит.
А здесь такая тишина –
ни шороха, ни звука,
Лишь сиротятся в уголке
котомка да ружьё,
Да дым курится над трубой
латинской хитрой буквой…
То снег, то дождь, то снова снег
сменяется дождём…
Многие стихи Алексея можно отнести к разряду «народных». В своем творчестве он охотно обращается к древнерусским традициям, к скоморошеству, скрывающему за песенно-сказочной формой серьезные, а порой и горькие мысли. У Алексея Ерошина есть целый цикл «скоморошин» вполне современного звучания, представляющих отдельный интерес. Но наиболее значительное достижение в этом жанре – эпическая (не побоюсь этого слова) поэма «Сказ про то, как Иван-дурак за правдой ходил». 15 глав с эпилогом, результат двухлетнего труда – это вам не экспромтики в альбом прекрасной дамы! Тем более что сказ про Ивана по заложенной в него идее, по своим художественным достоинствам, на мой взгляд, не уступает филатовскому «Федоту-стрельцу». Он написан несколько в ином ключе (и это хорошо!) – но, я думаю, немного найдется в современной литературе произведений, столь близких «Федоту» по духу и мастерству.
Вообще, тема правды, ее поиска и обретения постоянно присутствует в творчестве Алексея Ерошина. Во многих его стихотворениях этот мотив не столь очевиден, как в «Сказе…», но вполне отчетливо читается между строк. И наверное, тем же привлекательна для нас и сама поэзия Алексея – о чем бы он ни писал, какие бы песни ни пел, фальшивых нот вы не услышите. Именно поэтому ему хочется верить, а к его стихам возвращаться опять и опять.
Подорожная
- К заутрене будем?
- Бог ведает, барин:
Туман да болото, не видно дороги.
Поспал бы…
- Не спится мне. Сердце в тревоге…
- Не спится? Ну что же, давай погутарим.
- Ты шутишь! О чём говорить нам с тобою?
Что смыслишь ты, лапотник, в бедах державы?
- Хомут ещё крепок, да оси-то ржавы.
- Но конь-то горяч!
- Да зело перепоен.
- Шалишь, мужичина: жеребчик-то справный!
- Жеребчик-то справный, да рваные вожжи.
- Крамольно глаголешь!
- Помилуй мя, боже…
За правду крамольную ноздри-то рваны…
- Ах, Ваня, что правда?. Красива далече,
Да вкус её горше полынной настойки.
- Ништо, мы к настойкам с рождения стойки.
А на душу примешь – и, кажется, легче.
- Ах, Ваня, окрестно всё сиро да пресно:
Ухабы всё чаще, болота всё пуще!
Не стать ли?
- Дорогу осилит идущий,
А прочие способы нам неизвестны…
Скрипели насквозь проржавевшие оси,
Встревая в дискуссию власти с холопом.
Жеребчик то под гору мчался галопом,
То плёлся, надсадно хрипя на откосе.
Тревожно трещали в тумане сороки.
Душа в беспросветной тоске заходилась.
А бричка катилась,
катилась,
катилась,
И не было края
у этой
дороги…
© Алексей Ерошин.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Андрей Моисеев: Мои любимые поэты: Алексей Ерошин. Обзоры публикаций. 28.01.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|