Андрей Моисеев: Мои любимые поэты: Александр Якунов.
Пожалуй, впервые в ряду «любимых поэтов» Андрея Моисеева перед нами предстает автор, чьи стихи поражают не столько «драйвом», сколько техничностью. Александр Якунов весь в словотворчестве, в экспериментах по комбинированию звуков, строк, стихотворных размеров. Андрей Моисеев объясняет это филологическим образованием Якунова и его постоянной преподавательской деятельностью. Возможно, причина в этом. В любую эпоху существуют поэты, чей конек – высокие технологии обращения со словом и звуком.
Правда, высокая технологичность стиха, как правило, оборачивается некоторой его холодностью, отстраненностью от кипения эмоций, уходом в философию и «размышлизмы». Вот и мне показалось, по прочтении стихов Александра Якунова, что его любовные опыты «прохладны». Вслушайтесь даже в ряд эпитетов, рисующих чувство для этого художника: «полуночный», «старинный», «черепаховый» (значит – архаичный, более изысканный, чем полезный!), наконец, откровенно «холодный»! Нарушает эту вечернюю льдистую идиллию лишь единоборство с Морозом и желание раствориться под «горячим» взором любимых глаз. Однако исключения лишь подтверждают правила. В целом впечатление от творчества Александра Якунова у меня готическое, сумеречное, сказочное. Скорее всего, отвечающее «сценическому», вымышленному образу Якунова – его лирическому герою, за которым, в полном соответствии с жанром готического романа, прячется сам поэт, любитель маленьких мистификаций и большой знаток природы Слова.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Мои любимые поэты: Александр Якунов
Александр Якунов – личность в какой-то мере загадочная: в Интернете почти нет сведений о его «реальной» жизни. Окольными путями удалось выяснить только то, что он живет в Вологодской области, является доцентом кафедры русского языка и общего языкознания Череповецкого государственного университета и, если не ошибаюсь, преподает древнегреческий на первом курсе филфака. Несомненно, языкознание наложило отпечаток на его творчество – в том смысле, что профессиональные филологи редко позволяют себе косноязычие и корявость в поэтических строчках, и Александр – не исключение. Однако, «древнегреческого» содержания в его поэзии вы почти не найдете – она прочно привязана к сегодняшнему дню, к окружающим реалиям и, собственно говоря, к авторскому «я»:
Тайна
Я умею лежать и смотреть на огонь,
на дрожащий бутон свечи.
Я умею молчать, постигая закон
прорастания тайн в ночи.
За околицей сна волхованье звёзд,
пантомима теней тиха.
Ты услышишь деревьев упрямый рост
и пружинистый шаг стиха.
И в невнятице ветра узнаешь мотив,
вспоминаемый с давних пор,
и поймёшь, что неведомой сказкой жив
этот мир под вуалью штор.
Скорлупа этих стен – ненадёжный щит,
как объятье в эпоху льда.
Но прислушайся: тайна в окно стучит
и незримо идёт сюда.
Несмотря на некоторую «таинственность» виртуального образа Александра Якунова (обусловленную, по-видимому, простым нежелание «светиться» без повода), его стихи сами рассказывают об авторе немало интересного. В них практически нет вымышленного «лирического героя» – Александр пишет о себе, пишет от первого лица, подкупая простотой, искренностью и естественностью своих переживаний:
Диоген
Облезлый кот крадется вдоль помойки –
презренный бомж, кошачий Диоген,
постигший жизнь. И этот запах стойкий
он узнает сквозь музыку и тлен.
Я тоже знаю жизнь, ее капризы,
я тоже все познал, во все проник –
и этот кот, освоивший карнизы,
всего лишь мой непризнанный двойник.
Я буду жить без гнева и упрека,
как этот кот, оставивший людей,
крадущийся легко и одиноко
за призрачной добычею своей.
Пожалуй, больше половины творчества Александра Якунова составляет любовная лирика. Думаю, я бы очень удивился, если бы узнал, что стихи Александра о любви – плод его фантазии. Конечно, проверить это невозможно, и всё же у меня нет никаких сомнений в том, что всё описанное происходило и происходит с ним самим, что ничего в этих стихах не приукрашено. А между тем, их эмоциональный диапазон весьма обширен – от явно эротических вещей до мотивов разлуки и расставания. Приведу для начала, пожалуй, наиболее целомудренное, очень простое и вместе с тем совершенное стихотворение, где любовный мотив только очерчен легким штрихом карандаша:
Морозу
Твой хлеб – узоры на стекле,
резец твой скор и точен.
Но – растворяется в тепле
затейливый листочек.
Мне ж больше нравятся слова –
сцепленья их прочнее.
Они упрямы, как трава,
и дышат вместе с нею.
Когда же точности добьюсь
и стих солью с узором –
в очах любимых растворюсь
под их горячим взором.
Надо сказать, что благодаря всеобщей грамотности и свободной публикации на поэтических сайтах, этот жанр в наши дни существенно себя дискредитировал не столько массовостью, сколько банальностью, вторичностью, а зачастую и дилетантским отношением авторов к стихосложению. Сказать свое, особенное слово в любовной поэзии отныне равносильно подвигу - сегодня это сложнее, чем пройти по проволоке над пропастью, не свалившись при этом в штампы, фальшь, перепевы давно написанного или обыкновенную пошлость. Именно поэтому любовная лирика стала в нашем 21-м веке, на мой взгляд, сложнейшим жанром, где настоящего успеха добиваются считанные единицы. И тем более обидно становится, когда откровенно слабые любовные стихи пожинают свой урожай похвал и восторгов, в то время как настоящая лирика Александра Якунова остается почти не замеченной широкими слоями поэтической общественности...
Гребень
Черепаховый гребень тебе подарить,
чтобы время замедлить и встречу продлить,
чтобы ты не смогла, заправляя копну,
расставаньем разбить тишину.
В полуночном трамвае куда-то трястись
и месить обречённо апрельскую слизь
нам с тобой не придется, мой ландыш, тогда –
ты распустишься здесь без труда.
Где к окну приникает бессонный фонарь
и прожилки ветвей рассекают янтарь,
где царит беспорядок, бардак, беспредел –
своеволье предметов и тел.
Все равно ты сорвешься в бездонную тьму
и рассвет мне придется встречать одному:
на холодной постели бездумно сидеть,
черепаховый гребень вертеть.
Дыханье
.............................ЛЕА
Я раньше и не думал, что у нас
на двоих с тобой одно лишь дыханье.
«Н-П»
Любовь началась в половине второго
и кончилась в девять часов.
Ах, бог мой, какое неточное слово –
любовь.
Бесстыдное зеркало нас наблюдало,
не глядя, что в доме разгром.
Ты косу сплетала и вновь распускала
шатром.
Читали друг друга, как свиток старинный,
учились гадать по спине…
Но всё бы отдал я за выдох единый
во сне.
Когда ты возникла из пены былого –
так лакома карандашу, –
«Люблю», - прошептал я, но главное: «Снова
дышу».
И то, что теперь поменяло названье
и стало доступно двоим,
вот это и было когда-то дыханьем
твоим….
Любовь началась в половине второго
и кончилась в девять часов.
Ах, бог мой, какое неточное слово –
любовь.
Конечно же, в творчестве Александра Якунова есть не только любовные, но и другие, самые разные мотивы. Из больших и малых событий его жизни, сиюминутных или повторяющихся впечатлений постепенно складывается цельный и уникальный мир. Стихи Александра рассказывают нам то, о чем сам он не стал бы писать в автобиографии. Оказывается, автор – походник и альпинист, его любимый город – Питер, а представители кошачьих – его маленькая слабость. Казалось бы, у кого только не встретишь подобных откровений «за жизнь», не претендующих на элитарность. Но…
Честно говоря, я не очень доверяю заезженной цитате: «в поэзии важно не что, а как». По моему мнению, безусловно важным является и то, и другое. Но если говорить о стихах Александра, то это самое «как» заслуживает отдельного внимания, ибо в нем таится секрет особого очарования его бесхитростной, на первый взгляд, лирики. В ней, действительно, много авторского «я», но при этом совершенно нет никакого авторского «эго». В отличие от многих других, «я» Александра Якунова – это не источник, не «светило», но призма, преломляющая окружающую действительность и придающая ей особый цвет, форму и игру теней. И раз уж мы заговорили оптическими терминами, доверительная интонация Александра предполагает обязательное присутствие «зеркала» - понимающего читателя, друга и единомышленника, которому можно, не стесняясь, доверить свои чувства и тайны – и получить ответное движение души.
Поздно, часу во втором или третьем, как вызвездит
небо такими огнями, что впору повеситься, -
белой рогаткой, осколком, замаранным в извести,
выглянет острая мордочка юного месяца.
За перебранкою дум, за глухими обидами
тело свое ощущаешь серебряной лодочкой
и, порывая на время с пространством Евклидовым,
в ночь уплываешь за тенью своею чахоточной.
Там в тишину опрокинута музыка талая,
искрами звезды горят в антрацитовом куполе…
Чем бы не тешились очи – что отроки малые, -
лишь бы не плакали. Лишь бы их тьмою не кутали.
Там тектонических жил набухают соцветия,
черным разломом грозя. И мучительной старости
призрак горбатится в створе седого столетия…
Месяц – по младости века – не знает усталости.
…Как мне смириться с тобою, мое узнавание?
Спазмы тоски или приступы дикой веселости.
Может быть, жизнь – это просто другое название
той неизбежности, вечности и невесомости.
Удивительно точный слух, чутье на слово и образ – вот признаки, по которым стихи Александра Якунова можно выделить из общего ряда. И пусть его имя не гремит по всему русскоязычному Интернету, я надеюсь, что рано или поздно творчество Александра найдет отклик у тех, читателей, которым близка такая поэзия. Пожелаем ему вдохновения и удачи.
Та, которая шьёт,
продевает в иголку
вместе с ниткой моё
чувство меры и долга.
Как проворна игла:
то нырнёт, то взлетает,
вот сквозь сердце прошла,
расставанье латая.
На безлюбье и я,
раб страстей, полукровка,
за добычу сойду.
Но замнётся швея,
потеряет сноровку,
охладеет к труду…
© Александр Якунов
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Андрей Моисеев: Мои любимые поэты: Александр Якунов. Обзоры публикаций. 01.02.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|