Елена Кутинова: Божьи сапоги.
Миниатюра – как отдельный красивый завиток в общем узоре. Как проблеск света на сером фоне.
Только кажется, что – чиркнул пером, стрекотнул клавишами – и миниатюра готова.
И неправы те, кто думает, что миниатюра – это запечатленный взгляд мимоходом, скоробеглая картинка. Миниатюра – что в ювелирном искусстве, что в литературе – законченное изящное произведение, в которое и добавить невозможно, и убрать что-то – только хуже сделаешь. Литературная миниатюра должна быть так написана, что – каждое слово к месту, каждое предложение – афоризм, попробуешь добавить что-то – только испортишь, а убрать слово – потеряет миниатюра блеск.
"Божьи сапоги" – зарисовка о блаженной. Начало невнятное, шершавое, как неотполированная заготовка. Ошибки. В миниатюре – ошибки!!! Надо "из-под Львова". зачем "икона Девы Марии" делится дефисом? Как это – вывалять в мешках с цементом? В мешках из-под цемента? Или по мешкам с цементом?
"Вдруг - милицейский бобик. А бесы сильные, уворачиваются – бегу! Они догоняют, схватили…" – бесы схватили? Или милицейский бобик?
"тромбуют меня казенной снедью" – написано, вроде, правильно. Но можно ли больничную кашу-размазню или кашу-кирзуху, или тушёно-квашеную капусту с неаппетитным запахом назвать "снедью"? Снедь… И видится праздничный стол, или богатый гусарский бивак, или новорусское (ни дна им, ни…) застолье…
Вроде – полубред блаженной. Но мысль, что писать бред легко, а тем более – полубред блаженной, в котором спрятано много чего, - обманчивая мысль. Наворотишь не думая – и получатся горы словесного мусора.
"бес меня разбудил и заставил Псалтырь читать" – что, бесы ныне такие набожные, что заставляют читать святые книги и молиться?
"А тут автобус - люди выходят какие-то. Это Крестный ход был – пятница" – нынче Крестный ход в автобусах совершают?
"Не прикидывайся тупым! Всё ты понимаешь!" – может обидеться автор. Понимаю. Но язык (даже язык юродивой, пропущенный через сознание автора и выложенный им на бумагу) должен быть ясен. Если автор оправдается: "Я хотел сказать это, а читатель меня не понял" – это вина автора, а не читателя. Пишут для читателя, а не для себя. И пишут так мудро, чтобы читатель понял авторскую мысль не задумываясь.
Финал. Сапоги "Рибок". Жареная рыба… Ну и что? В чём суть, в чём изюминка миниатюры? Вымолила?
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Анатолий Комиссаренко
|
Божьи сапоги
Ладно спать, а то просплю заново! Таня - перевязанная косынкой, на глазу трещинка - «Я из подо Львова сегодня. Вшивая, в ранах. Бесы, бесы, бесы - повсюду. Терзают душу, терзают тело - и понесли!
Как подошла к чудотворной иконе -Девы Марии - понесли! По лужам в коротких туфлях, по травам жухлым, по всему селу. Вываляли в мешках с цементом, в измученном дождливом сене - бьюсь, бьюсь - сил уже нет, а несут дальше. Собака лает - им страшно. Теперь они боятся! И несут меня дальше, дальше ...
Вдруг - милицейский бобик. А бесы сильные, уворачиваются – бегу! Они догоняют, схватили, потому, что я так знала, не верила, что избежать получится.
И меня в психушку. А там грязно, больно, санитар - мужик пьяный. Ты раздеваешься, а он смотрит. Ты - «Уходи!» А он - «Щас!»
Я молилась. Мне поститься надо, а они - руки за спину - тромбуют меня казенной снедью. Я бьюсь, а они запихивают каждые три часа. Я молюсь, я думаю: нет денег, звонить не дают, домой то как?
Тут отец Христофор звонит - чудо! Как он знал? Говорит: «Как Бог положит!»
А храм был такой на холме белый, в тыщу двести каком-то году основан, купола золотые. А я конфет хочу! Страшно вожделею конфет! И молюсь: «Матерь Божья, спаси, мне домой надо, выпустите меня отсюда!»
Отец Христофор звонит: «За тобой сегодня семинаристы придут».
Так мне ждать? «Молись, дурочка!»
Семинарист пришел с целым кульком конфет. Мы всем раздали и я ела, ела, а потом все назад пошло. Это - буд-то бы Бог говорит: «Вот тебе чего ты хотела! Понимай, чего ты хотеть вздумала!» И я жалела, что ела их.
Бог спас. Люди какие-то сюда ехали - про меня узнали и привезли. Сейчас они у меня живут. Приехали к отцу Пафнутию исцеляться.
Тогда еще, в сентябре, я под монастырем спала. Отец Христофор мне давал постели, выносил пальта. В три часа ночи бес меня разбудил и заставил Псалтырь читать. А тут автобус - люди выходят какие-то. Это Крестный ход был - пятница. Я - автобус, и с ними. Куда? Они по всей области, а потом целовать икону дали. А я то думала! Вот зачем! Крестный ход каждую пятницу! Могла бы не знать что за автобус! Могла бы черти куда - в Америку!
У внутреннего голоса спрашиваю «Куда идем, домой, или в монастырь?» Он - «домой!» Дохожу до дома - меня парализует. С каждым шагом что-то Псалтырь читать заставляет. Так всю ночь и шла куда-то. Вижу - вдруг - Отец Христофор. А я в туфлях была, всю ночь о сапогах мечтала - холодно. А он? В 9 утра, когда литургия, что он здесь делает? Я - «батюшка!» А он «Что ты здесь делаешь, Таня?» «Я, - батюшка?» А он - «вымолила?» И сапоги протягивает, сорок первого размера, «Рибок» написано. Они мне такими красивыми показались! Это божии сапоги! Как он мог знать? Чудо!
А потом чревоугодничала. Постилась, но постную пищу ведрами ела, и рыбы хотелось. Все время хотелось рыбы! Отец Христофор подходит и говорит: «Таня, поешь рыбы!» И дает такие жареные, теплые, разламываются!
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Елена Кутинова: Божьи сапоги. Прозаические миниатюры. 12.04.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|