Николай Помогаев: Между Пантократором и Спасом(Религиозные образы в поэзии С. Есенина в контексте русской культуры Серебряного века).
Перед нами – огромное, продуманное, высококвалифицированное богословское исследование идеологических корней и тенденций поэзии Сергея Есенина. Николай Помогаев в своей работе демонстрирует безусловное знание истории, философии, теологии и литературы. Но я с осторожностью взялась бы присвоить этому труду литературную жанровую классификацию. На мой взгляд, это – либо отрывок из диссертации, ввиду самостоятельности предмета исследования вырванный из контекста, либо же научная работа, подготовленная для того или иного чисто научного издания, альманаха, трудов, etc. Об этом говорит форма подачи текста и богатый научно-справочный аппарат, живо напомнивший мне годы собственной учебы в аспирантуре РГГУ. Читая текст Помогаева, я ощущала себя оппонентом на дипломе или рецензентом на диссертации.
В связи с вышеизложенным я хотела бы обратиться к Помогаеву и авторам «эссе» подобного рода: уважаемые (безо всякой иронии, я уважаю чужой интеллект и продукты возвышенной мыслительной деятельности!) господа, вы абсолютно уверены, что не ошиблись адресом отправки? В самом ли деле ваши «высоколобые» труды предназначались для сетевого портала, населенного в основном «самодеятельными», только растущими авторами, рассчитанного на широкого читателя? Отдаете ли вы себе отчет, что труд, написанный на таком уровне, здесь смогут воспринять очень немногие? И в том, что, уж простите, не все захотят читать столь наукообразное эссе? Очень прошу вас всех: в следующий раз обрабатывайте фрагменты своих диссертаций и приводите их в соответствие с «народным» спросом. А не с требованием Академии Наук к оформлению рефератов.
Что же касается собственно предмета статьи Помогаева, то он представляется мне нормальным узким вопросом, на котором так часто специализируются аспиранты и докторанты в доказательство своих способностей вести научно-исследовательскую гуманитарную работу (сама их в изобилии писала!). На языке дилетантов, мне кажется, подобная коллизия выражается так: «Нравственно ли искусство с точки зрения религии?» Помогаев на 19 листах убедительно доказывает то, что поэзия Есенина безнравственна (как и вся русская литература Серебряного века), так как страдает богоборчеством. При том, что подавляющее большинство пишущих интуитивно догадываются или доподлинно знают, что искусство безнравственно, так как чаще всего кощунственно, и греховно, потому что каждый воистину способный к творению ощущает себя демиургом, а это уже прямое впадение в грех гордыни… Если на то пошло, я скорее бы предложила Николаю Помогаеву рассмотреть именно этот вопрос – об наличии изначальной греховности в искусстве. И не в частности (Есенин, Блок, Маяковский, Уитмен, Кавафис), а в общих тенденциях. Только, умоляю, в удобочитаемом виде!
Ведь вы же нашли заключительные слова: «Но увлечение абсолютно неразумными, абсолютно бредовыми и неосуществимыми идеями порой, рождает мощное поэтическое вдохновение, только благодаря ему - возможны воистину гениальные литературные творения». Что, если развить эту тему?
Данное же эссе, на мой взгляд, может быть направлено автором для продолжения полемики упомянутой в статье Ольге Ефимовне Вороновой, доценту Рязанского университета, одному из известнейших современных есениноведов. С ней Помогаев, полагаю, найдет общий язык. Даже возьмусь поспособствовать в передаче текста – только чуть позже, расквитавшись с делами, при условии согласия автора.
Важен ли для миллионов есенинских читателей вопрос, насколько «Серега» был христианином и каким образом его воззрения похожи на концепции анабаптистов, хаживавших 500 лет назад по Германии под знаменем башмака? Отчего-то сомневаюсь. Возможно, значение его возрастет, если будет шириться тенденция к христианизации российского общества, и церковь в конце концов воссоединиться с государством, а школа – с церковью… Возможно, Помогаев опередил время. Сочтем же его труд проявлением гениального предвидения и снимем шляпу перед высокообразованным человеком!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|