h Точка . Зрения - Lito.ru. Сергей Алхутов: Литературный марафон «Контакт» как торжество рецепции (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Сергей Алхутов: Литературный марафон «Контакт» как торжество рецепции.

Эта небольшая статья посвящена новому поэтическому проекту оффлайн, который запускает в Москве «Точка. Зрения». Суть проекта в представлении поэтических произведений современных авторов широкой аудитории столичных ВУЗов.

Все подробности вы можете увидеть по ссылкам внизу статьи, а в ней самой изложена психологическая и концептуальная база проекта. Концепцию можно выразить в двух словах: литература существует для того, чтобы ее читали и слушали. Это и лозунг и цель.

То, что Сергей Алхутов представляет сущность нового проекта на примере картофеля, очень любопытно и характерно для критических заметок этого автора. Как для литератора, всегда ищущего и находящего самые неожиданные и продуктивные параллели между литературой и естественными науками. Говорю «продуктивные» - без игры смыслов и слов.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Арсений Гончуков

Сергей Алхутов

Литературный марафон «Контакт» как торжество рецепции

Представьте себе ситуацию: русская деревня среднего достатка. У всех огороды. Конец сезона. Деревенские копают картошку, чистят, варят и... наперебой предлагают друг другу попробовать.

Между тем, в ближайших, да и не только, городах люди покупают импортную (например, мексиканскую) картошку или вездесущие чипсы. Продукты, за экологическую чистоту которых может поручиться только хорошо оплаченная реклама.

Абсурд?

Но в современной русской литературе дела обстоят именно так. Писатели, «не вошедшие в обойму», пишут друг для друга, читают друг другу, рецензируют друг друга. А люди, обделённые причастностью к писательскому хозяйству, поглощают кто переводные бестселлеры, кто бульварную литературу.

Случается, впрочем, читателям ознакомиться и с широко рекламируемыми книгами отечественных авторов (что в нашей метафоре могут быть уподоблены крупным, богатым картофелеводческим хозяйствам с непрозрачным для потребителя производством).

Верно ли, что импортная и выращенная в крупных хозяйствах картошка качеством лучше частной? Вероятно, всякий, кто пробовал, скажет: нет, неверно.

Так почему же частный товар не доходит до потребителя?

Потому, что этот первый очень трудно и дорого собрать и доставить последнему. Картофель, собранный «с миру по нитке» по крестьянским дворам, становится дороже чёрной икры.

Давайте представим любопытное развитие ситуации. Среди деревенских есть люди, выращивающие уникальный картофель и готовые продавать его не в пищу, а как семенной материал. Этих людей можно вместе с их урожаем свезти на ярмарку — и продукт оправдает стоимость доставки.

Такие авторы в современной русской литературе есть. Они не раскручены, в них не вложены деньги, их не успели распознать крупные издательства. Причина тому проста — они опережают своё время. Их творчество нельзя «продавать в пищу». Скорее оно — «семенной материал», то, что взойдёт в произведениях авторов будущего и в жизнях будущих читателей.

Вероятно, в мозгу, породившем идею литературного марафона «Контакт», бродили вовсе не такие мысли. Но по мере оформления идеи в концепцию, а затем и в основополагающие документы марафона, становилось ясно: он нужен для того, чтобы донести качественную некоммерческую литературу дотуда, где её не хватает.

Зачем это нужно читателю и слушателю?

Кто-то из великих древних сказал: человек есть то, что он ест. В каком-то смысле едок чипсов сам становится чипсами; в том же самом смысле читатель бульварной литературы становится мертвечиной. Тот же, кто впустил в себя написанное кровью, выросшее из нутра писателя, пережитое им — такой читатель имеет шанс остаться живым.

Кровью и нутром писали классики. Но впустить их в себя — очень большой труд; условием такого труда является способность стать человеком прошлого, может быть даже — самому стать классиком. Не всякий к этому готов.

Воспринимать живое творчество современных авторов — труд меньший. Но результат для читателя вполне сравним с итогом настоящего, вдумчивого и честного чтения классиков. Кровь — она и сейчас кровь.

Разговор о читательском труде, о восприятии текстов классических и современных авторов, о рецепции зашёл здесь не зря. Дело в том, что литература, как о том разными словами, но в один голос заявляют теоретики разных школ конца XX в., — это то, что появляется после текста. «Сложный граф, образованный совокупностью следов... практики письма», по Барту, или «...рецепция и последующая слава произведения», по Яуссу, — всё это именно о том, что происходит с читателем.

Выходит, именно донося тексты до читателей — до читателей, а не до других писателей, — доносящие способствуют появлению литературы.

Литературный марафон «Контакт» задуман именно как способ донести тексты до читателей — точнее, до слушателей (стихи и проза на мероприятиях в рамках марафона будут читаться авторами вслух). Конкретный способ, которым собираются делать это марафонцы, — литературные чтения в московских вузах. Слушателями станут студенты институтов, университетов и академий столицы.

Таким образом, «Контакт» будет способствовать выходу писателей за пределы текстов — в Литературу.

И рождает эту литературу — читатель и слушатель.

Подробнее о литературном марафоне «Контакт» можно узнать по адресам http://www.cntct.ru и http://community.livejournal.com/cntct

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Сергей Алхутов
: Литературный марафон «Контакт» как торжество рецепции. Эссе.
Эта небольшая статья посвящена новому поэтическому проекту оффлайн, который запускает в Москве «Точка. Зрения».
05.03.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275