Сергей Алхутов: Литературный марафон «Контакт» как торжество рецепции.
Эта небольшая статья посвящена новому поэтическому проекту оффлайн, который запускает в Москве «Точка. Зрения». Суть проекта в представлении поэтических произведений современных авторов широкой аудитории столичных ВУЗов.
Все подробности вы можете увидеть по ссылкам внизу статьи, а в ней самой изложена психологическая и концептуальная база проекта. Концепцию можно выразить в двух словах: литература существует для того, чтобы ее читали и слушали. Это и лозунг и цель.
То, что Сергей Алхутов представляет сущность нового проекта на примере картофеля, очень любопытно и характерно для критических заметок этого автора. Как для литератора, всегда ищущего и находящего самые неожиданные и продуктивные параллели между литературой и естественными науками. Говорю «продуктивные» - без игры смыслов и слов.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Арсений Гончуков
|
Литературный марафон «Контакт» как торжество рецепции
Представьте себе ситуацию: русская деревня среднего достатка. У всех огороды. Конец сезона. Деревенские копают картошку, чистят, варят и... наперебой предлагают друг другу попробовать.
Между тем, в ближайших, да и не только, городах люди покупают импортную (например, мексиканскую) картошку или вездесущие чипсы. Продукты, за экологическую чистоту которых может поручиться только хорошо оплаченная реклама.
Абсурд?
Но в современной русской литературе дела обстоят именно так. Писатели, «не вошедшие в обойму», пишут друг для друга, читают друг другу, рецензируют друг друга. А люди, обделённые причастностью к писательскому хозяйству, поглощают кто переводные бестселлеры, кто бульварную литературу.
Случается, впрочем, читателям ознакомиться и с широко рекламируемыми книгами отечественных авторов (что в нашей метафоре могут быть уподоблены крупным, богатым картофелеводческим хозяйствам с непрозрачным для потребителя производством).
Верно ли, что импортная и выращенная в крупных хозяйствах картошка качеством лучше частной? Вероятно, всякий, кто пробовал, скажет: нет, неверно.
Так почему же частный товар не доходит до потребителя?
Потому, что этот первый очень трудно и дорого собрать и доставить последнему. Картофель, собранный «с миру по нитке» по крестьянским дворам, становится дороже чёрной икры.
Давайте представим любопытное развитие ситуации. Среди деревенских есть люди, выращивающие уникальный картофель и готовые продавать его не в пищу, а как семенной материал. Этих людей можно вместе с их урожаем свезти на ярмарку — и продукт оправдает стоимость доставки.
Такие авторы в современной русской литературе есть. Они не раскручены, в них не вложены деньги, их не успели распознать крупные издательства. Причина тому проста — они опережают своё время. Их творчество нельзя «продавать в пищу». Скорее оно — «семенной материал», то, что взойдёт в произведениях авторов будущего и в жизнях будущих читателей.
Вероятно, в мозгу, породившем идею литературного марафона «Контакт», бродили вовсе не такие мысли. Но по мере оформления идеи в концепцию, а затем и в основополагающие документы марафона, становилось ясно: он нужен для того, чтобы донести качественную некоммерческую литературу дотуда, где её не хватает.
Зачем это нужно читателю и слушателю?
Кто-то из великих древних сказал: человек есть то, что он ест. В каком-то смысле едок чипсов сам становится чипсами; в том же самом смысле читатель бульварной литературы становится мертвечиной. Тот же, кто впустил в себя написанное кровью, выросшее из нутра писателя, пережитое им — такой читатель имеет шанс остаться живым.
Кровью и нутром писали классики. Но впустить их в себя — очень большой труд; условием такого труда является способность стать человеком прошлого, может быть даже — самому стать классиком. Не всякий к этому готов.
Воспринимать живое творчество современных авторов — труд меньший. Но результат для читателя вполне сравним с итогом настоящего, вдумчивого и честного чтения классиков. Кровь — она и сейчас кровь.
Разговор о читательском труде, о восприятии текстов классических и современных авторов, о рецепции зашёл здесь не зря. Дело в том, что литература, как о том разными словами, но в один голос заявляют теоретики разных школ конца XX в., — это то, что появляется после текста. «Сложный граф, образованный совокупностью следов... практики письма», по Барту, или «...рецепция и последующая слава произведения», по Яуссу, — всё это именно о том, что происходит с читателем.
Выходит, именно донося тексты до читателей — до читателей, а не до других писателей, — доносящие способствуют появлению литературы.
Литературный марафон «Контакт» задуман именно как способ донести тексты до читателей — точнее, до слушателей (стихи и проза на мероприятиях в рамках марафона будут читаться авторами вслух). Конкретный способ, которым собираются делать это марафонцы, — литературные чтения в московских вузах. Слушателями станут студенты институтов, университетов и академий столицы.
Таким образом, «Контакт» будет способствовать выходу писателей за пределы текстов — в Литературу.
И рождает эту литературу — читатель и слушатель.
Подробнее о литературном марафоне «Контакт» можно узнать по адресам http://www.cntct.ru и http://community.livejournal.com/cntct
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Сергей Алхутов: Литературный марафон «Контакт» как торжество рецепции. Эссе. Эта небольшая статья посвящена новому поэтическому проекту оффлайн, который запускает в Москве «Точка. Зрения». 05.03.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|