h Точка . Зрения - Lito.ru. Николай Недельчук: Осенняя хандра (Рассказ).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Николай Недельчук: Осенняя хандра.

Пособие на тему: "КАК НЕ НАДО ПИСАТЬ" Не сужу строго, объективно высказываю субъективное мнение. У иных читателей и автора мнение может отличаться от моего. Пишу для тех, кто извлечёт из написанного пользу.

"Закончились светлые и тёплые летние деньки" – а пасмурные и прохладные летние деньки не закончились?
Дальше – целый абзац банальных "красявостей" и штампованных утверждений.
Следующий абзац – куча "почему", ответы на которые прописаны в учебниках биологии средней школы.
"Иду по вогкой грунтовой лесной тропе, усыпанной осыпавшимися жёлтыми, красными, оранжевыми, бурыми листьями, словно по устланному ковру, шаркая туфлями и вдыхая полной грудью влажный прозяблый воздух". Что значит – "по вогкой"? Это по-вятски или по-балахонски? "Истина: для того, чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком" - М.Горький – Письма начинающим литераторам. Рекомендую. Далее: идёт по ГРУНТОВОЙ лесной тропе, усыпанной листьями, словно по ковру. Во-первых, я сомневаюсь, что тропа – грунтовая, то есть, её поверхность – жёсткий, утоптанный грунт. Тропа в лесу, как по ковру – по утоптанной траве, листьям (как правильно пишет дальше автор). Другое дело – грунтовая дорога, где колеи пробиты до грунта. "Там, где не соблюдается точность описаний, там отсутствует правда" – М. Горький. И, опять же, какой чёрт занёс тебя в лес в туфлях!!! В общем, не верю, автор!
"Иду по тропе… Укрывают тебя…" Так я ли ты? Смешение точек зрения.
"Высокие кроны деревьев укрывают тебя здесь от жестокости окружающего мира, вековые дубы, словно стражники, охраняют твой покой… " – здесь и далее куча пустых утверждений. Писатель должен показывать, изображать, а не философски констатировать аксиомы.
"Каждый раз, когда душу словно камень тянет на дно жизненной пучины неудач и невзгод…" – Хорошая тирада для героя лет эдак пятидесяти… Здесь, как я понял, герою пятнадцать. Такая фраза из таких юных уст выглядит комично.
Опять: "Я прихожу… Поможет тебе…" смешение точек зрения. "…и проблем – как не бывало! Всё становится на свои места, настроение поднимается, у тебя появляются жизненные силы и уверенность в завтрашнем дне" – всё так просто?! Адресок надо взять, снять мои проблемы.
" Так и сейчас. Подавленный неудачами и неполадками в личной жизни, я здесь." – ну слышали уже, слышали! Несколько приедается повторение. "В личной жизни"? Это цитата из автобиографии или из Винни Пуха? Дальше то же? О, боже…
"Отношения в семье, в школе, с друзьями переживают сильный кризис" – очень "науч.поп." выражение. Начинается образовательная статья?
"Расслабившись, закрыв глаза и присев на пеньке, я раскрываю все свои сокровенные тайны и важнейшие чувства". Вообще-то, должна быть последовательность действий: сначала присесть, затем закрыть глаза и расслабиться. Если бы ни это, я бы всплакнул от избытка важнейших чуйств! Но "важнейшие органы чувств" было бы круче!
"Переходный возраст – это болезнь, поразившая меня…" – ага, утомлённый жизнью мудрец пятнадцати лет читает лекцию дедушке-лесу. "Под огромным грузом проблем, так внезапно свалившихся на мои плечи, я прогибаюсь…" – нам бы ваши проблемы, молодой человек. Нет, я признаю, что груз ваших проблем может быть огромен – но покажите их читателю, пусть читатель увидит, переживёт, поверит, согласится и посочувствует. А так – пустые фразы из науч.поп. статьи..

Та Девушка, которая "вносит некий, хотя пока нечёткий смысл"… "некий, хотя пока"… Вслушайтесь, какое нагромождение бессмысленных слов из сообщения лектора общества "Знание"!
"Ради неё я дышу, ради неё учусь" – разве это "нечётко", жить ради? Очень, по-моему, чётко. Чётко и прямо, как лезвие топора.
Герой хочет "с Ней проводить всё время, всю жизнь отдавать Ей свою ласку, любовь и заботу". Это похвально. Но: "Показать Ей, КАК Она мне дорога!". Просто быть рядом с Ней герою мало. Ему надо ПОКАЗАТЬ, как девушка ему дорога! То есть, чтобы она оценила героя, похвалила и прочее. Неоценённое пребывание рядом для героя – неполное счастье. Эгоизм? Впрочем, это раньше "быть с тобою рядом…" значило – просто рядом. А сейчас – "ты целуй меня везде"?
А вот очень показательная фраза: "Ведь она точно поймёт тебя, если достойна того, чтобы получить всю твою ласку, всю нежность". Ага, князь решает – если она достойна получить его ласку… то подойдёт на роль невесты…
А дальше ещё потешнее: "А если отвергнет, посчитает твои чувства глупыми и несуразными, нагрубит вдобавок тебе – это не та, что нужна тебе". Представляю картинку. Он: "Я люблю тебя!" Она: "Дурак!" Посчитала чувства глупыми и нагрубила. Картинка из жизни первоклассников. "это не та, что нужна тебе…" А что, герой, признаваясь девушке в любви, знает её так мало, что рискует в ответ получить грубость? Есть ли смысл так скоропостижно признаваться в любви? Может, приберечь ценные слова для более надёжного случая? Или, напорешься на грубость здесь – попробуем там?
"Почему я ей не признаюсь? Она может испугаться, подумать обо мне невесть что, а впоследствии просто станет избегать меня..." Невесть что – это что? Искренне признаться в любви – это равно посягательству на честь? Это есть оскорбление?
"Поднимаюсь с прогнившего пенька"… Только что были высокие чуйства, и на тебе - прогнивший пенёк. Я понимаю, гнилые пни в лесу встречаются. Но писатель должен чувствовать, что замечает человек в печали (гнилые пни, грязную дорогу, противных мух и лягушек), и что замечает мечтательный влюблённый юноша (Солнце! Бабочки! Цветы! Прекрасный воздух! Щебет птиц!).
"отряхиваюсь от ярко-желтых листьев, угодивших мне за шиворот" – Я много бродил по лесам. Чтобы в тихий день за шиворот налезло опавших листьев… Не помню! Был ветер? В лесу ветра не бывает! Буря если только. И потом – "из шиворота" листья вытаскивают, а не отряхиваются от них. Не верю, автор!
"С неба начинают падать толстые тяжелые капли дождя, которые, достигнув земли, разбивались и погибали, ушедши в толщу грунта" – каша из времён: достигнув – разбивались. А уж насчёт "толщи грунта"… Так и хочется попросить: "О минеральном составе поподр-робнее, п-жалста!" Осенний дождь – он в грязь превращается. Поверх "грунта". А в лесу, вообще, капли под листья лезут, а не в "толщу грунта". И, наконец, "ТОЛСТЫЕ КАПЛИ" – это супер! Толстые, жирные, гадкие капли… Бр-р!
"Направляюсь, перелезая через коряги и обломившиеся ветки, к неопознанному объекту" К летающему неопознанному?
"было сконструировано довольно мастерски каким-то очень хозяйственным и заботливым человеком из деревянных досок. Внутри была просторная светлая комната со столиком и лавками" – Вот так неопознанный объект – с просторной комнатой! А сконструирован-то, всего лишь из досок. Конструктор "Лего" да и только! А заботливый – это о ком заботился? А почему хозяйственный? По-моему, наоборот, бесхозяйственный – доски зачем-то в чащу отволок.
"Даже необычно для осени – обычно это пора мелкой измороси" – сейчас вообще необычное обычнеет!
" Интересно, но крыша не протекает, и я, поудобнее устроившись в уголочке, незаметно задремал, убаюкиваемый под ласковый шелест листвы и монотонный звук разбивающихся капель дождя о жесткий грунт" – Да, было бы неинтересно, если бы крыша протекала. "Убаюкиваемый под ласковый шелест"? Бр-р… Это я не от дождя, это я от словопостроения. Ну а насчёт капель о жёсткий грунт, по-моему, у клавиатуры клавиша на грунте запала.
"Голос, словно щебетание соловья, нежно обнимаю, шёлковые волоса" и т.д. – штампы, штампы.
"словно бездонный океан, где читаю взаимность своих чувств" – только в эротическом сне можно наворочать такой бурелом из слов.
"Видение или сон исчезает мгновенно и разбивается на мелкие осколки, как драгоценная хрупкая амфора, покидая меня, оставляя один на один с жестокой и часто несправедливой реальностью" – "Видение" – призрак, сновидение. Сон или сон исчезает… Да, здесь единственное число. Эко наворочено! Особенно про часто несправедливую реальность.
"Выхожу из халабуды" – ничего так халабуда – крыша не течёт, стол и лавки…
"и направляюсь к выходу из парка" – вроде древний лес был? Точно, лес! "Ласковый голос Леса тихо даёт последние напутствия".
"Ведь юность – самая прекрасная часть жизни". Кто сказал? Любая часть жизни прекрасна.
"Я выхожу из Ямского бора" – так лес, парк или бор? Потому как бор – сосновый, лес – всякий, а парк – это вообще, насаженная роща. (Анекдот на эту тему. В школе за полярным кругом на уроке русского языка: "Сегодня мы изучаем слово "грусть". Но не тот грусть, который собирают в лесу и маринуют, а тот грусть, который тоска. Но не тот тоска, из которого заборы делают, а тот тоска, который на сердце лежит…")
"полон жизненных сил, надежд и чаяний" – надежды и чаяния – одно и то же.
"из-за толстой тучи" – достойный (толстый) конец соответствующего произведения. Предлагаю свою зарисовку: "Из толстой тучи выпала толстая капля дождя. Толстый ветер загнал её в толстую лужу…"
Но "из жирной тучи" было бы кручи-и-и.


Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Анатолий Комиссаренко

Николай Недельчук

Осенняя хандра

Закончились светлые и тёплые летние деньки. Теперь ты уже не сможешь пробежаться босиком по гладкому и немного колючему зелёному травяному ковру, не сможешь искупаться в спешащей куда-то быстрой реке, не сможешь в погожую летнюю ночь лечь на тёплый песок и всматриваться в чёрное небо, усеянное звёздами, словно королевское платье бриллиантами. Лето – это маленькая жизнь. А жизнь – несовершенна – имеет огромный недостаток – внезапно заканчиваться. В тот момент, когда этого никто не ждёт. Когда всё только начинается, когда у тебя массы надежд и ожиданий, когда много неотложных дел... Так и лето. Эта счастливая полоса обрывается внезапно, вместе с ней исчезают и длинные интересные вечера, проведённые с друзьями у костра, и шумный морской прибой, и закаты с рассветами, которые ты встречал в самых различных местах... Всё исчезает, словно сон, остаётся лишь в воспоминаниях. Проходит лето, наступает осень.
Почему существует осень с её тоскливо-грустными пасмурными серыми днями, с зяблой влажной погодой, с грязью и холодным ветром? Почему зелёная сказка лета не превращается сразу в серебристо-белую снежную зиму? Почему присутствует тот сумрачный и блёклый переходный период, протяженностью в три долгих месяца?
В своё время, тысячи лет назад, Бог создал этот мир. С умом, для общего блага. Каждое создание Его получило особое предназначение, особый смысл. Значит и осень для чего-то создана, значит всё-таки выполняет она некую миссию?..

Иду по вогкой грунтовой лесной тропе, усыпанной осыпавшимися жёлтыми, красными, оранжевыми, бурыми листьями, словно по устланному ковру, шаркая туфлями и вдыхая полной грудью влажный прозяблый воздух. Вокруг – ни души, лишь монотонный шелест листьев – голос леса. Высокие кроны деревьев укрывают тебя здесь от жестокости окружающего мира, вековые дубы, словно стражники, охраняют твой покой, расставив во все стороны свои могучие ветви, словно мускулистые руки богатыря. Кто как не они тебя поймут, кто как не они тебя утешат и приголубят, успокоят и убедят в том, что в дальнейшем всё будет хорошо, замечательно?..
Каждый раз, когда душу словно камень тянет на дно жизненной пучины неудач и невзгод, я прихожу сюда поделиться наболевшим со своим лучшим другом – Ямским бором. А он, наслышанный за свои сотни, а то и тысячи лет жизни бесконечное множество историй, поможет тебе, поговорит, и проблем – как не бывало! Всё становится на свои места, настроение поднимается, у тебя появляются жизненные силы и уверенность в завтрашнем дне.
Так и сейчас. Подавленный неудачами и неполадками в личной жизни, я здесь. Отношения в семье, в школе, с друзьями переживают сильный кризис: быть может это влияние осени, а может и моя нетерпимость и эгоистичность... Чёрт его знает, но сейчас мне плохо. Жизнь не имеет смысла, так зачем жить?
Ласковый голос леса умиротворёно спрашивает, шелестя мокрыми листьями, на манер доброго старичка-волшебника, убелённого белыми сединами: «Что с тобой, сын мой? Почему силы жизненные покинули тебя? Какие у тебя неурядицы? Поделись со мной, и я помогу тебе!» Расслабившись, закрыв глаза и присев на пеньке, я раскрываю все свои сокровенные тайны и важнейшие чувства.

«Переходный возраст – это болезнь, поразившая меня, – начинаю свой рассказ. – Юность, пятнадцать лет... Сейчас всё вокруг ломается, изменяются взгляды, изменяется жизнь, я уже чувствую себя другим, не таким как ранее, я вижу людей по-другому, я ощущаю новые чувства, но не знаю, что они означают, как ими пользоваться, как привести их в гармонию, как использовать их себе во благо, а не во вред. Никто меня этому не научит, неоткуда мне ждать помощи. Под огромным грузом проблем, так внезапно свалившихся на мои плечи, я прогибаюсь, еле устаиваю на ногах, притом так и пытаются сильно толкнуть меня, казалось бы, самые близкие люди. Хотят, чтобы я упал, чтобы меня задавила эта масса?
Что меня ещё держит наплаву, какая сила поддерживает, не даёт упасть, препятствует попыткам других скосить меня? Не знаю, как точно это назвать... Влюбленность, любовь, увлечение, интерес?.. Именно Та Девушка помогает мне жить, вносит некий, хотя пока и нечёткий смысл в жизнь. Ради неё я дышу, ради неё учусь, ради неё творю, ради неё пишу сей рассказ. Я тянусь за этим лучиком света, прорезающим кромешную тьму тонкой ярко-золотистой полоской. Мне приятно быть рядом с ней, мне приятно слушать Её звонкий голос, я просто счастлив, когда Она уделяет мне внимание... Как я бы хотел с Ней проводить всё время, всю жизнь отдавать Ей свою ласку, любовь и заботу! Показать Ей, КАК Она мне дорога!..»
«Но почему же ты этого не сделаешь? Почему не скажешь ей прямо, что любишь, что испытываешь эти чувства? Ведь она точно поймёт тебя, если достойна того, чтобы получить всю твою ласку, всю нежность. А если отвергнет, посчитает твои чувства глупыми и несуразными, нагрубит вдобавок тебе – это не та, что нужна тебе. И твоё счастье, если память о ней развеется как можно быстрее,» - тихо прошептал Лес.
«Нет, нет, старик! Ты не прав! Она достойна! Она достойнейшая из всех! Быть может я Её не достоин... Но Она... Признаюсь, она – та мечта, о которой я грезил всегда. Почему я ей не признаюсь? Она может испугаться, подумать обо мне невесть что, а впоследствии просто станет избегать меня... Как я тогда буду жить? Как?! Сейчас только одна её очаровательная улыбка, пару слов, фраза похвалы в мой адрес поднимает моё настроение и жизненные силы. Пусть даже она и выберет другого, но я хочу быть рядом с ней... Это будет труднее, да, но жизнь просто невозможной будет без Неё. Я не смогу дышать, ходить, думать... Да, смысл жизни – это Она...»
Поднимаюсь с прогнившего пенька, отряхиваюсь от ярко-желтых листьев, угодивших мне за шиворот и в капюшон. Продолжаю движение далее по тихой безлюдной тропе.
С неба начинают падать толстые тяжелые капли дождя, которые, достигнув земли, разбивались и погибали, ушедши в толщу грунта. Ускоряю шаг, стремясь найти убежище от холодного осеннего дождя. В зарослях, не так далеко от дороги, замечаю что-то тёмное. Направляюсь, перелезая через коряги и обломившиеся ветки, к неопознанному объекту. Десяток шагов и я на месте. О, чудо! Это «халабуда» - так мы в детстве называли построенный собственными силами из подручных средств домик. Строение, которое я нашёл, было сконструировано довольно мастерски каким-то очень хозяйственным и заботливым человеком из деревянных досок. Внутри была просторная светлая комната со столиком и лавками, приделанными к стенам.
Полил сильный дождь. Даже необычно для осени – обычно это пора мелкой измороси. Интересно, но крыша не протекает, и я, поудобнее устроившись в уголочке, незаметно задремал, убаюкиваемый под ласковый шелест листвы и монотонный звук разбивающихся капель дождя о жесткий грунт. Передо мной возникают образы, сначала смутные, затем всё становится чётким. Я вижу Её. Мы вместе, она говорит что-то. Её голос, словно щебетание соловья. Я нежно обнимаю её за талию, поглаживаю по шикарным длинным тёмным гладким шёлковым волосам, пристально смотрю в Её глубокие выразительные карие глазки, словно бездонный океан, где читаю взаимность своих чувств..., испытываю райское наслаждение, тихим голосом говорю три заветных для всего живого слова: я тебя люблю, и... внезапно просыпаюсь. Видение или сон исчезает мгновенно и разбивается на мелкие осколки, как драгоценная хрупкая амфора, покидая меня, оставляя один на один с жестокой и часто несправедливой реальностью.
Опомнился, взглянул на часы. О, ужас! Уже полпятого! Скоро уж и день короткий закончится – осень ведь. Выхожу из халабуды и направляюсь к выходу из парка. На душе стало как-то легче и спокойнее. Ласковый голос Леса тихо даёт последние напутствия: «Сын мой, удачи тебе в твоих делах. Ты должен сам всё решить. Никто не вправе строить за тебя твою личную жизнь. Всё зависит лишь от твоих действий. Запомни, лишь от тебя. И знай: не спеши сейчас жить, старайся проводить время как можно веселей, растягивая его как можно больше. Ведь юность – самая прекрасная часть жизни. Ты о ней будешь вспоминать до глубокой старости, пока смерть не заберёт твоя душу из тела. С ностальгией, говоря: «Были старые-добрые времена...» Удачи тебе, сынок!»
Я выхожу из Ямского бора, помахав приветливо своему лучшему другу рукой: «До скорой встречи!» С уверенностью в наступающем завтра, полон жизненных сил, надежд и чаяний, уверенно шагаю по направлению к высоткам юго-западного района города, в окнах которых отблёскивают лучи солнышка, выглянувшего на минутку из-за толстой тучи.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Николай Недельчук
: Осенняя хандра. Рассказ.

13.04.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275