Eкатерина Монастырская: Иван Андреевич Пупкин и Футуризм.
В воскресенье, 8 июля, в минском музее «Дом Ваньковичей» состоялось торжественное празднование 100-летия классика белорусской литературы, лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Андреевича Пупкина.
По сути, торжественное заседание превратилось в научную конференцию, поскольку в нем приняли участие ведущие пупкинисты Беларуси, а так же дальнего и ближнего зарубежья.
Настоящий фурор произвел доклад итальянской пупкинистки Екатерины Монастырской, присланный курьером из Милана
Данный доклад (эссе) я имею честь представить Вашему вниманию.
Я мог бы долго распевать рулады изящному стилю и безупречной научной аргументации Е. Монастырской, но значение этого текста гораздо шире просто удовольствия от хорошо написанной статьи.
Дело в том, что своими исследованиями Е. Монастырская ставит точки над «и» сразу в нескольких уже подзатянувшихся и поднадоевших научных дискуссиях.
Во-первых, автор «возвращает» И.А. Пупкину шляхетское происхождение, которое замалчивалось большинством пупкинистов советского периода. Нужно заметить, что даже сейчас некоторые исследователи (в частности Г. Лободенко – см. Протокол Торжественного заседания), настаивают на «крестьянском» происхождении писателя, основываясь на его мимолетных воспоминаниях о том, что он якобы кого-то где-то в отрочестве пас. После сокрушительных аргументов Е. Монастырской нам остается признать, что если он и пас кого-либо, то только на собственном мотоцикле, и скорей всего из окна собственной усадьбы.
Во-вторых, Е. Монастырская подробно освещает личность матери писателя, которая до сих пор была «фигурой без лица». До настоящего времени материалы, посвященные ей, были обрывочными и противоречивыми, что позволяло некоторым недоброжелателям утверждать, что Ф.У. Пупкина была чуть ли не падшей женщиной, на улице подобранной отцом писателя, отчего семья в определенный момент попросту уничтожила всякие сведения о ней.
Но самое главное, самое феноменальное открытие, которое будет иметь следствием переписывание учебников по отечественной литературе XX века не только в Беларуси, но и в Италии, и в России – касается роли, которую сыграл младенец Пупкин в формировании футуристического течения.
Признаюсь, я испытываю сердечный трепет и невероятную гордость, читая эссе Е. Монастырской. Надеюсь, что и Вас оно не оставит безучастными.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Георгий Бартош
|
Иван Андреевич Пупкин и Футуризм
ВСТУПЛЕНИЕ
Неисповедимы пути..... Откуда приходят гении? Отчего, история, текущая плавной рекою, вдруг низвергается в бурлящие стремнины? Кто он, этот младенец, устами которого глаголет грядущее?
Как появилось на свет новое искусство? На эти волновавшие меня вопросы мне удалось найти ответ. Открытые мной, благодаря кропотливой архивной работе, факты из биографии гениального писателя, может быть, заставят вас, читатель, по-новому взглянуть на общеизвестное и давно знакомое.
Кто бы мог подумать, что имя великого классика, Ивана Андреевича Пупкина, столетие которого мы отмечаем, связано с началом того, что именуется Авангардом, где тесно сплетены судьбы двух великих культур - итальянской и русской.
Меня всегда занимал вопрос: отчего движение футуристов появилось только в Италии и в России, миновав своими бурей и натиском Францию, Германию, и Владычицу морей, Великую Британию? Казалось бы, в те годы именно эти нации были, как никакая другая, обращены в будущее....
Франция в самом разгаре Бель Эпок уже укорачивала до щиколоток юбки, что было скандально и неприлично.... Ой, самые передовые модницы перестали носить корсеты, стали краситься на публике! О, ужас! Так ведь и до Апокалипсиса скоро дойдем!
Британия Великая строила колоссальные дредноуты и бороздила ими океаны, покоряя население планеты английскому наречию.....
Германия вооружалась до зубов, одев своих солдат в форму защитного цвета - самой популярной окраски будущего.....
Да, эти три великие державы глядели прямо в грядущее....Глядели, как в воду.....
Но не они, не они родили футуризм......
Почему?
Ответ на этот вопрос, мучивший меня с самых отроческих лет, ознаменовавшихся увлечением литературными и художественными течениями начала ХХ века, был найден буквально на днях.
Меня пригласили для перевода некоторых, относящихся к периоду десятых годов прошлого столетия, документов, поступивших в архивы Музея Современного Искусства города Милана по завещанию баронессы Маццанте-вьен-даль-Маре, дочери всем известной Нинетты Бамбурини, танцовщицы из Ла Скалы и подруги Филиппо Томмазо Маринетти, основателя Футуризма.....
Многие из них были на русском языке, и, вглядываясь в эти пожелтевшие от времени листки, исписанные и изрисованные простым карандашом или лиловыми чернилами, я узнавала все новые и новые, доселе неизвестные подробности рождения Авангарда.... Мое сердце пронзил трепет открытия, когда я начала, все чаще и чаще , на страничках помеченных цифрой 1909, встречать имя Вава Пупкин ( Vava Poupkine).... Неужели это он, наш Великий Гений, автор "Инженер-путеец Мертвяго" и "Тихой Северной Двины"? Неужели он стоит у истоков того, что мы зовем словами "Авангард", "Модернизм", а так же "Поставангард", "Постмодернизм", переходя постепеннољ к пост- , транс- , пост-посту, пост-трансу, транс-пост-посту и пост-пост-транс-авангарду или модернизму, как гениально заметил наш Великий Классик в своем последнем романе "Поколение ХХXL"
Вот кто был матерью и повивальной бабкой наших с вами современных искусства и литературы!
Иван Андреевич Пупкин!
У ИСТОКОВ
В 1909 году Ивану Андреевичу, который тогда называл себя "Вава", (имя, которое, впрочем, утвердилось за ним в кругу его друзей и домашних на всю жизнь), исполнилось два года.....
Мы знаем, что самыми юным поэтами в истории были Артюр Рембо и недавно оплаканная Ника Турбина.... Но открытые мною документы доказали, что самым юным литератором, а так же вдохновителем и основателем литературного движения, перевернувшего мир, был двухлетний Вава Пупкин.
Теперь это неоспоримо, как факт, что земля вертится!
Начнем ab ovo...
Но сначала зададимся вопросами:
Как двухлетний Вава мог появиться в Милане в 1909 году?
Как так близко мог он сойтись в Филиппо Томмазо Маринетти, Альдо Палаццески, Умберто Боччони и Джино Северини?
Как мог он стать вестником идей искусства будущего, и покорить ему сердца наших Давида и Владимира Бурлюка, Алексея Крученых, Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского?
Кто вдохновил Малевича и Ларионова с Гончаровой?
Кто первым надел желтую кофту?
Да! Это был Вава, Иван Андреевич Пупкин!
СЛАВНЫЙ РОД
Наш гений родился в небольшом белорусском имении, расположившегося южнее Минска, в началах течения Немана. В конце XIX века оно досталось по наследству Андрею Ивановичу Пупкину, потомственному шляхтичу, потомку придворного отведывателя яств небезызвестного Боярина Орши, Арсения Пупки, прозванного так за невероятную живучесть. То есть истинной фамилией Пупки было то ли Разразигромский, то ли Выгодо-Ягодыщенский, однако говорили о нем, после того, как восставал он, цел и невредим, после очередной порции яда... "Уж чего-чего, а пупка ему не занимать....". Пупком, или проще, пупкой, называлась тогда жизненная сила.
Один из предков писателя был маршалком земским при короле Речи Посполитой Владиславе IV, прапрапрадед – Ян-Казимеж, выполнял дипломатические поручения при Венском и Потсдамском дворах. Его сын Максимилиан, нарушив присягу, данную Александру I, вместе с Наполеоном дошел до Москвы. Прадед, Николай – в 1830 г. выпустил в Париже памфлет, осуждавший участников польского восстания и получил от Николая I высокий пост при царском дворе. Поскольку его родные братья были участниками восстания, то семья разделилась по политическому признаку.
В 1863 г. дед Пупкина, Михаил-Огюст, получивший за сибаритство и аполитичность прозвище «Пузан», прятал в своем имении кузенов – участников восстания. На Пузана донесли и ему пришлось немного похудеть во время кратковременного заключения в Виленской тюрьме.
Предпоследний Пупкин, Андрей Михайлович, отец нашего гения, успешно недоучивщись сначала в Сорбонне, а затем в Петербургском университете, жил за счет достояния, накопленного "пупкой" и подвигами своих предков, и ни в чем себе не отказывал.
На заре ХХ века стало незазорным, а скорее модным и престижным, жениться на актрисах, и певицах- танцовщицах. Будучи в Петербурге, отец нашего Нобелевского Лауреата воспламенился мечтой отыскать себе актрису, балерину или певицу, предпочтительно итальянку, ибо звук итальянской речи, и особенно неаполитанские романсы сводили с ума Андрея Михайловича.
Во Граде Петровом Пупкин-отец тотчас узрел во плоти свой идеал - на первой же "Аиде", в хоре - прекрасное бледное лицо и прядь огненно-рыжих волос, выбившихся из-под угольного парика египетской рабыни... Пупкин, кажется, даже слышал ее густое контральто среди других голосов...
Рыжеволосая красавица звалась Франческой Умбертовной Четриолли, выдавала она себя за уроженку Сорренто, которая дебютировала в Ла Скала, перебралась в Парижскую оперу, а оттуда в Петербург, где иностранным артистам всегда было больше почету.
По некоторым сведениям Франческа Умбертовна была Федорой Устиньевной Огурцовой, уроженкой Торжка. В Итальянской опере было принято итальянизировать всех, от примы до продавщицы билетов, так Прасковья Щукина становилась Пьереттой Люччи, Глафира Капустина - Грацией Каволини, а Гизель Гизатуллина - Туллией делла Гиза. Гизель почти-что выбилась в примы и стала сущей неаполитанкой. Итальянские имена придавали русским девушкам столько знойности, что отличить их от дочерей Средиземноморья было невозможно.
Франческа Умбертовна отдала руку и сердце Андрею Митхайловичу с условием, что она, конечно, бросит сцену, и уедет с ним в уединение сельской жизни под Бобруйском (Федора-Франческая была слаба в географии, Бобруйск был единственным белорусским городом, название которого она помнила, Андрей Михайлович не стал спорить…), но при открытии каждого сезона в Ла Скала она непременно будет на премьере и в собственной ложе.
Условия были взаимно приняты и супруги обвенчались в церкви Николы Морского Питерского 16 ноября 1906.
Через несколько месяцев Франческа с удивлением узнала, что Бобруйск от места их проживания находится в трехстах верстах, а еще через полгода у Пупкиных родился первенец - Иван.
К.У.Б.
Разбирая архивы баронессы Маццанте-вьен-даль-Маре, я наткнулась на достаточно большой прозрачный куб на колесиках, с ручкой, как у детской коляски, снабженный тремя-четырьмя решеточками и маленьким вентилятором.
Было трудно понять, что это за предмет....
Вдруг стопка архивных папок покосилась, верхняя подшивка, соскользнув, упала на пол и из неељ вылетел порыжевший листок, на котором было типографски отпечатано:
Уважаемая Дама!
Поздравляем Вас с приобретением нашего "Детского ящика для театра", который мы назвали словом КУБ.
Это совершенно новое изобретение - для Вас и Вашего малыша, созданное гениями господ ученых Маркони, Ниппеля и Сикорского!
Сие великое изобретение сделает вашу жизнь веселой и разнообразной! Вы сможете никогда не расставаться с Вашим младенцем и служить его воспитанию, ибо звуки "Лебединого Озера" значительнее полезнее нянькиных пошлых песен. Ваш малыш сможет слушать музыку, но не мешать Вам и спектаклю своим писком и плачем... При этом он (она) сможет играть в куклы или солдатики. Ибо наш "Детский ящик для театра" - КУБ, создан по системе господина Ниппеля, то есть звук туда проходит, а обратно не выходит, благодаря тому, что господин Маркони проник в сущность звуковых волн и изучил законы их распространения. А так же господин Сикорский установил в нашем "Детском ящике для театра" (КУБе) специальный геликоптерный бесшумный вентилятор, позволяющий вашему отпрыску дышать кислородом и озоном, как после грозы в сосновом бору, даже находясь в людной и кишащей бациллами атмосфере театра!
Наш ящик выполнен из непробиваемого прозрачного материала, чтобы все могли видеть Вашего малыша, и восхищаться им, ибо следуя британской поговорке "Детей приятно видеть, но не слышать"; мы позаботилисьљ о том, чтобы свет лицезрел ваше Сокровище без малейшего ущерба!
Спасибо за покупку и доверие фирме "Ниппель-Маркони-Сикорский и Ко"
Да! Уважаемая дама! "КУБ" - значит "Колыбель Ультра-Бесшумная"
Вот это изобретение! Вот это маркетинг! Действительно, великие ученые создали настоящий шедевр!
Жалко: о нем забыли..... Иногда ситечко истории улавливает и отбрасывает на свалку слишком крупные чаинки....Так случилось и с КУБом, и с тем фактом, что И.А. Пупкин стал родоначальником всего современного искусства.....
Франческа Умбертовна пропустила два сезона в Ла Скала в связи с рождением и ранним младенчеством сына, с которым не могла расстаться ни на секунду.
Но как только тот научился переставлять свои пухленькие ножки, брать ложку в пальчики, и произносить "Ди-буды-щиии"(вы поняли откуда это "Дыр бул щир"? Отца авангарда приучали к взрослой пище, а щей он не любил, и гворил "Ди -буды- щии", что значило "Не буду щи" ), Франческа Умбертовна заказала КУБ и стала везде возить за собой малыша.
Когда Ивану Андреевичу исполнилось два года, мать повезла сына в Милан, на открытие сезона 1909 года в Ла Скала.
О, это была постановка Дон Жуана Моцарта самим Франко Пастиллатти, и бывшая певица никак не могла пропустить такого события.....
Она сидела в ложе и внимала чудным звукам, не отрывая глаз от сцены....
Рядом с ней стоял КУБ с Иваном Андреевичем внутри, который пританцовывал под песенку Церлины....
Франческа Умбертовна была уверена в надежности КУБа, великое изобретение уже год, как не подводило нежную мать.
Непонятно, что произошло - или в крепко, заподлицо сваренных швах КУБа, который во время испытания плющили кузнечным прессом и не могли сокрушить, оказалась лакуна, пузырек воздуха, либо неслышимые, но физически-реальные волны от попискивания в такт великолепному сопрано и колебания от потопывания Вавы в КУБе вошли в резонанс со всем звучанием и топаньем на сцене, пол КУБа вдруг бесшумно заколебался, просел, пошел вниз, и Пупкин очутился на свободе, среди красного бархата и полутьмы.... Тихо-тихо Вава выполз из ложи в коридор......
Андрей Михайлович пропускал очередную рюмку в буфете, Франческа Умбертовна продолжала смотреть на сцену.......
ВСТРЕЧА
Здесь история делает крутой поворот.....
В соседней с пупкинской ложе томился и страдал молодой человек с черными усами, горящими глазами и совершенно лысой забинтованной головой. Это был Филиппо Томмазо Маринетти, будущий родоначальник футуризма.
Он был зол, оттого что Нинетта Бамбурини сегодня не танцевала в кордебалете потому, что подвернула ногу, упала, и разбила нос... Маринетти знал, что танцорка скорољ поправится, от травмы носа не останется и следа: Нинетта недаром носила фамилию "Бамбурини"(бамбурин - пупок на миланском диалекте, так что фамилия Нинетты была ничем иным, как Пупкина, и ей тоже ничего не делалось, как и представителям славного Рода Носителей Жизненной Силы) - сколько бы она не падала... Полежит денек, и снова на сцену. По легендам, прапрадед Нинетты, великий скрипач Бамбурини мог играть в течение шести суток, но ни одна капля пота не выступала на его бледном челе, а пальцы так же твердо и виртуозно владели смычком и скрипкой.
Как могла его, Маринетти, звезда, его волна, его сталь, его ураган, его всеразрушающая и всесозидающая стихия сломать лодыжку и разбить нос? Бред! Да и сам он был хорош!
Вот ведь недавно.....
"Я круто повернулся с азартом шалого пуделя, кусающего свой собственный хвост, и вот внезапно двое циклистов выбранили меня, покачиваясь передо мною, как два убедительные, но, тем не менее, противоречивые рассуждения. Их глупое волнение захватывало мою территорию. Какая скука! Тьфу! Черт! Я не стал долго разговаривать, и от отвращения - трах! - шлепнулся вниз головой в яму!
Когда я выпрямил свое тело, грязную и дурно пахучую швабру, раскаленное железо радости восхитительно пронзило мне сердце!"
Маринетти пережил глупое ДТП, и по словам его друзей, немного повредился головой: ему повсюду мерещились ориентиры грядущего.... Что-то бурлило в его мозгах.....
Он везде видел знаки, словно они говорили ему, итальянцу, писавшему по-французски, однако не ставшему великим французским поэтом, как Аполлинер, ему, сыну миллионера и обладателю нескольких автомобилей и мотоциклов, не ставшему тем не менее чемпионом автомобильных гонок..... Его, у ног которого могли бы лежать маркизы и герцогини, занимали лишь доступные, презренные женщины, а по-настоящему волновала только Нинетта, Нинетта-стальная-нога, которая, оговоримся, больше известна в истории под именем Габриэле д'Аннунцио......
Филиппо Томмазо не мог стать, тем, чем хотел быть! Чего-то ему не хватало....
Но он чувствовал, что вот-вот в его жизни случится что-то такое......
Тем временем Иван Андреевич вполз в ложу Маринетти.... Он увидел со спины странный силуэт лысого человека с забинтованной головой, который являл собой полную противоположность моцартовой гармонии.... Вавиньке стало смешно, и он засмеялся.
Он смеялся так, как смеялся в КУБе, где его смеха никто не слышал, и поэтому вавин хохот был хрустально чист, но непомерно громок!
Лысый забинтованный силуэт обернулся, но никого не увидел! Вава спрятался за портьерой и продолжал смеяться.љ
"Вот он! Великий смех, который омолодит лицо мира", - пронеслось в сознании Маринетти. Даже Моцарт, старый и пошлый как мир Амадей в бараньем паричке, не может заглушить этого голоса из грядущего, этого детского смеха! Это и есть мое будущее! Это - футуро! Я футурист отныне!
Тут из-за портьеры показался малыш, похожий на купидончика, в желтой бархатной курточке, с морковкой в нагрудном карманчике (Вавинька, как зайчик, очень любил полезную морковку) .....
"Пойдем давить круассаны!!! Больше всего на свете я люблю риск, бунт и опасность!" - проревел Маринетти, и схватив малыша в охапку, новорожденный футурист потащил Ваву в театральный буфет.
КРУАССАНЫ
Давить круассаны было любимым занятием передовой молодежи первых десяти лет двадцатого столетия. Это чудовищное развлечение, граничащее с забавами насельников желтого дома, было чем-то вроде идеологической диверсии или "эверсии", крайней формы протеста против несправедливости и угнетения.
Юноши и девушки, жаждущие победы труда и счастья во всем мире, давили круассаны, этот пошлый символ буржуазной сытости и человеческого неравноправия. Им бы в голову не пришло давить черный хлеб или кукурузную лепешку бедняка.... Это было свято! Но круассаны!!!!!!
Обычно "эверсия" устраивалась в буфетах знаменитых театров во время премьер, когда бриллианты особенно ярко сияли и золото особенно громко звенело....
Студенты, молодые литераторы и художники, актеры и сознательная рабочая молодежь, захватывали всю сдобную выпечку, находившуюся в буфете, и начинали ее топтать, превращая произведения пекарского искусства в малоаппетитную жидковатую кашу....
Связанные полотенцами буфетчики и капельдинеры с кляпами во руту следили за этой молчаливой оргией широко открытыми глазами.
Когда круассаны кончались, в ход шли эклеры и ромовые бабы. Под конец "пиршества" вся эта экс-кондитерская трясина засевалась икрой и орошалась шампанским.....
За несколько секунд до антракта "эверсанты" тихо разбегались, оставив на стене надпись "Жрите!"
А потом, когда почтеннейшая публика спускалась на всех парах в буфет...... Представляете, картина какого бесчинства открывалась сиятельным взорам?
Именно на такое дело потащил Маринетти юного Ваву..............
Франческа Умбертовна обернулась, зная, что Вава тут, рядом, в КУБе, ибо, несмотря на упоительного Моцарта Пастиллатти, надо было и в буфет поспешить, а то ведь затопчут..... Она обернулась.... Но КУБ был пуст. Материнское сердце похолодело, но вдруг она ясно услышала откуда-то слева хрустальный смех своего сына....
Мать бросилась на зов...... по направлению к буфету.....
И то, что она увидела, было.... неописуемо.... Ее сын топтал круассаны...... Иногда лысый черноусый мужчина вздымал его маленькое тельце над приплясывающей толпой давителей, и тихо произносил: "Вот он! Великий смех, который омолодит лицо мира! Будущее наступило! Теперь мы все - футуристы!"
Франческа Умбертовна пошатнулась.... Но заметив среди "эверсантов" лица молодых людей и юных женщин, виденных ею в хорошем обществе Москвы и Берлина, Вены и Парижа, Лондона и Петербурга, она успокоилась.... Так вот какова она, эта "интербригадаљ но-круассан", подумала она, и вдруг поняла, что присутствие ее младенца в этом тайном и резвом сообществе делает ей скорее честь.
Вдруг она почувствовалаљ крепкое сжатие запястья - это черноусый лысый мужчина с перевязанной головой схватил ее за руку и молвил: "Пора! Ведь вы - его мать! Бежим отсюда!" И они выскочили из Ла Скала и прыгнули в сверкающий автомобиль Маринетти.....
Как добрался до гостиницы Андрей Михайлович, сомнамбулически клевавший носом над полированным столиком – история умалчивает.
МАНИФЕСТ
Не прошло и мгновения, как Поэт, Мать и Сын оказались в шикарном лифте с зеркалами, который вез их на четвертый этаж.... Лифт остановился. Они вышли на лестничную площадку и Маринетти открыл дверь своим ключом. Они вошли в большую квартиру, обставленную странными предметами, картонными силуэтами, деревянными конструкциями и странными скульптурами, среди которых сидели, курили, выпивали, и неумолчно говорили молодые люди оригинальной наружности.
Вава рванулся вперед, к этим людям, но споткнулся и сбил с ног гипсовую Венеру, которая тут же разлетелась на несколько кусков.... Один из Гостей, Джино Северини, ахнул: "Да ведь я вчера ее для себя купил и у тебя оставил, Маринетти..... " Вава озирался и тер ушибленную коленку....
"Ладно, была у тебя одна Венера, а теперь целых три! Да, Севернини, не унывай! Все старье должно быть разбито! Вот Боччони говорит, что у лошади, когда она бежит, двадцать ног, а не четыре! Правда, Умберто!........ У тебя три Венеры, Джино! Богиня Любви стала богиней Движения!"
"Все! Хватит "Поэзии", хватит "Кислятины"! Хватит давить круассаны!
Сегодня мне открылась истина!
Этот ребенок - посланец будущего, он - воплощенныйљ Великий смех, который омолодит лицо мира!
Он - новый Эммануил, он Оракул будущего!
Отныне мы все - футуристы!"
Присутствующие в комнате замерли от торжественности мгновения, обступив маленького мальчика в желтой курточке е его прекрасную рыжеволосую маму, настоящую русскую итальянку!
Маринетти прогремел: МАНИФЕСТ ФУТУРИЗМА!!!!!
Который тут же и начал составляться.........
МИЛАН - ПУПКИНО
Франческа Умбертовна пробыла в Милане еще две недели, очарованная футуризмом и Маринетти. Вава оказался маленьким оракулом нового содружества. Его детские, полупонятные слова, становились краеугольными камнями великой поэзии будущего. Его неловкие, но уже гениальные каракули былиљ прообразом живописи грядущего....
Вавинькина идея, когда он показал на правой руке один, а на левой целых три пальчика оказалась главным маркетинговым открытием футуристов. Так они стали продавать на свои выступления по три билета на одно место, что вызвало драки, невероятный ажиотаж и скандальную славу нового артистического движения.... Звезда Футуризма все ярче горела в ясном небе Италии........
Но пора было ехать домой, потому что и Вава скучает, да и сама Франческа Умбертовна решила распространить на Родине великие идеи искусства Будущего.
Маринетти подарил госпоже Пупкиной и Ваве новый КУБ и один из своих мотоциклов.
Чтоб рос кентавром! Сказал он и шутливо пригрозил маленькому Ивану Андреевичу пальцем.
Нинетта крепко обняла Франческу, как актерка актерку, и пожелала ей всяческих удач!
Поезд тронулся, увозя Франческу Умбертовну в Пупкино, в Бобруйск, в Петероград, в Москву, в Одессу, в Киев!
Повсюду несли Вава и его отважная мама яркое знамя футуризма.
Щеголь Маяковский перенял у Пупкина желтую кофту и морковку в кармане.
Почти все стихи Крученых - дословная стенограмма того, что говорил Вавинька.
Да и Хлебников записывал за ним, добавляя чуть-чуть фольклора.....
Живописное течение "Ослиный хвост" возникло под Рождество, когда Франческа Умбертовна, как истая итальянка, устраивалаљ костюмированные сценки под названием "живые ясли"
Вава очень хотел быть младенцем Иисусом, но его нарядили осликом, чтоб уж чересчур не зазнавался.... Так воспитывалась гениальная скромность Пупкина.....
Когда спектакль уже кончился, Вава горько продекламировал:
"Был бы я хоть младенец Христос....
А теперь я ослиный я хвост."...
"И я, и я - ослиный хвост!" - Сделал из шеренги зрителей шаг вперед художник Ларионов.
"И я!" - повторила Гончарова!
"Ий-аа! Ий-аа! И-а! И-а!" - неистово закричала ватага футуристов.
Движение Кубо-футуристов называется так из-за?.... Из-за?...
Конечно из-за КУБа, Колыбели Ультра-Бесшумной, великого изобретения Ниппеля-Маркони-Сикорского....
Да, если мы посмотрим на историю футуризма и всех последующих авангардных течений мы поймем, насколько все мы обязаны Ваве, маленькому Ивану Андреевичу Пупкину.
Потом, когда ему исполнится двадцать лет, наш гений обратится к классике, и из-под его бессмертного пера выйдет мириада незабываемых романов и поэм, его язык станет ясным и твердым, как алмаз.
И только подходя к столетнему рубежу, он напишет свое "Поколение XXXL" где при посредстве экспериментальной прозы, он как бы с улыбкой взглянет туда, где Вавинька Пупкин в желтой курточке, смеясь, топтал круассаны.
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПРИЛАГАЮТСЯ (в ксерокопиях)
Стихи и рисунки Вавиньки Пупкина
Переписка Ф.У. Пупкиной (урожд. Четриолли) и Ф.Т. Маринетти
Переписка Ф.У. Пупкиной (урожд. Четриолли) и А.М.Пупкина
Мемуары Нинетты Бамбурини (Габриэле д'Аннунцио)
Записки и зарисовки итальянских и русских футуристов
"Манифест футуризма"
"Пощечина общественному вкусу"
Автографы А.Е. Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова и других представителей футуризма с пометками, сделанными Вавинькой.
Отдельное приложение:
Первые стихи Вавиньки Пупкина (1909 год), записанные Ф.У. Четриолли-Пупкиной
ЩИИИ
ДИ БУУ ЩИИ
ЩИИ НЕ ХОЧУ
ВСХЛИИБНИ ЩИ НИ ВКУУ
СНО ЩИ
БЯКА БЯКА БЯКА БЯКА.
МАТАЦИКОЛ
ДЯДЯ МАРИНЕ
ВАВЕ МАТАЦИКОЛ
ДАРИ СКАЗА КЕНТАР БИ-БИ
БРУМ-БРУМ-БРУМ
ВАВА БУДЕТ КАК
ДЯДЯ МАРИНЕ
БРУМ-БРУМ-БРУМ
БИ-БИ
КУБ
МАМА ЛЮБИ ТЕА
ВАВА ЛЮБИ МАМУ
ЛЯЛЯЛЯЛЯЛЯЛЯ
ПАЕТ ТЕА
КУБ ТЕА ЛЯ ЛЯ
ВАИНЬКА КУБ ЛЮБИ
ЛЯЛЯЛЯЛЯЛЯЛЯ
ДЯДЯ МАРИНЕ
ДЯДЯ МАРИНЕ
БОЛЬШО
КРУАС АН ТОП
КРУА САН ШМЯК
КРУА САН УРА
ЧУМ ЧУМ ЧУМ
ДЯДИ-ТЕТИ
ХЛЯП-ХЛЯП-ХЛЯП
ХА-ХА-ХА
ХАХАХАХАХА
ХАХАХАХАХА
ХАХАХАХАХА
ХАХАХАХАХА
ЭТО ВАИНЬКА СМЕЁ
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Eкатерина Монастырская: Иван Андреевич Пупкин и Футуризм. Эссе. 09.07.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|