h Точка . Зрения - Lito.ru. МИХАИЛ САЛИТА: ЛЕТОМ 1996 ГОДА (Рассказ).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









МИХАИЛ САЛИТА: ЛЕТОМ 1996 ГОДА.

«Летом 1996 года» – таково название очередного публикующегося на ТЗ рассказа Михаила Салиты, и удивляет оно не самим указанием даты, а тем, насколько эта дата недавняя. По сути это короткая, но малопонятная (из-за обилия имен и фамилий) история о боксе, без сюжета, конца и начала, но имеющая, видимо, вполне автобиографическую подоплеку. Однако нельзя не отметить, насколько текст добротен и крепко сбит – подобно материалу, которым наполнена боксерская груша, – и хотя автор, ныне эмигрант, первую и значительную часть жизни прожил в той стране, которая тогда была нашей общей, проза его по духу и стилю скорее напоминает американскую.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Ева Рапопорт

МИХАИЛ САЛИТА

ЛЕТОМ 1996 ГОДА

Летом джим был битком набит. Часто, подъезжая к клубу, мы озабоченно озирались по сторонам, выискивая парковку. Машины лепились к тротуару в два ряда. Те из них, которые принадлежали завсегдатаям, мы узнавали сразу. Так, заприметив армейский «хаммер» цвета хаки, с двумя баками, мы знали, что тяжеловес Манте Баррет уже в зале. Кроме этого, он владел белым кадиллаком, а также черным мерседесом с открывающимся верхом. Каким именно автомобилем он воспользуется сегодня, зависело от настроения.
– Я сильно сомневаюсь, чтобы все это можно было приобрести на доходы от бокса! – качал головой казахстанец Саша (он оказался прав: у Баррета имелась своя строительная компания).
Манте был одним из лучших любителей Нью-Йорка и входил в десятку лучших любителей Америки. Он выиграл «Золотые перчатки» и массу других престижных соревнований. В то время он собирался двигать в профессионалы и тщательно подбирал себе промоутера. В Старрет Сити ходили слухи, что его приглашал на ужин сам всемогущий Дон Кинг. Однако Манте не спешил с принятием решения: у него было время на то, чтобы все взвесить и обдумать, поскольку он добился финансовой независимости.
Манте пользовался большим уважением в Старрет Сити. Держался он с достоинством, но при этом дружелюбно, и оттого многие, включая Диму, к нему тянулись. Время от времени он подтренировывался у Андреа с Норманном. Однажды произошел забавный случай. Андреа держал лапки, а Манте вовсю упражнялся на ринге. Вдруг Яше в очередной раз взбрело в голову разглагольствовать о преимуществах европейского стиля. Споря с кем-то с пеной у рта, он выскочил на ринг как ошпаренный. Тут он столкнулся лицом к лицу с Манте и, не долго думая, выпалил:
– Да это ж не американский стиль, а попросту обезьяний!
Несмотря на ломанный английский, Манте отлично
понял его реплику.
– Что ты имеешь в виду? – переспросил он Яшу, повышая голос.
Русский тренер покрылся красными пятнами и забормотал в ответ какую-то невнятицу. Нашелся миротворец, который перевел все в шутку и таким образом разрядил обстановку. Как видно, испытывая чувство вины, Яша вызвался подержать для Манте лапки (однако лапки кверху он не поднял и в душе по-прежнему оставался привержен своей идее-фикс).
Манте дружил с Кертисом. Вернее, будучи лет на 10 старше, оказывал ему покровительство, наставлял на путь истинный, – и Кертис к этим наставлениям прислушивался. Еще они были на короткой ноге с Расселом, которого Манте иногда просил, чтобы тот его побил на ринге. У Рассела, для его веса, был довольно сильный удар, и многие бои он выигрывал нокаутом. Но для Манте эти удары не представляли реальной опасности, так как он весил 220 фунтов, а Рассел – всего 150.
Рассел кипятился – его на ринге вообще часто перекашивало от злости – и «кидал бомбы»: наносил сверхмощные удары. Манте же, напротив, реагировал на это с юмором, приговаривая:
– Сдается мне, белый русский паренек, ты сегодня настроен до меня достучаться?
Когда спарринг закончился, Рассел тоже наконец прыснул.
Еще этим летом к нам приезжал Шеннон Браггс – боксер-тяжеловес, когдатошний выкормыш Джимми. Шеннон был очень раскрученным профессионалом, ему прочили большое будущее. Впоследствии он и впрямь выиграл чемпионат мира по версии WBU, побив Джорджа Формана, но победа эта оказалась недостаточно убедительной: Форман был уже в летах, и влиятельные люди, заправлявшие не телеканале HBO, хотели отправить на заслуженный отдых человека, ставшего одним из символов Америки, ради его же блага.
Короче, когда мы с Димой приехали на бокс, там уже вовсю разгорался конфликт между Манте и Бриггсом. Бриггс настаивал, чтобы Манте вышел с ним на ринг. Стратегия была простой: конечно, в то время он запросто уложил бы своего противника. Именно поэтому Джимми спарринга не допустил. И не солоно хлебавши Шеннон укатил вместе со своей свитой.
Всякий раз, приезжая в Старрет Сити, мы заранее готовили себя к сюрпризам. Двери были открыты для всех – никогда не угадаешь, кто явится сегодня. Дима, перед тем как перешагнуть порог, имитируя еврейскую кипу, возлагал руки на голову и обращал свой взор к небесам. То же самое он делал и перед спаррингом. Видимо, это наполняло его душу спокойствием, столь насущно необходимым в этом суровом виде спорта.
Среди наших именитых гостей упомяну о Вито Интерфермо – двукратном чемпионе мира. Едва ли не самый впечатляющий из своих боев он провел с Марвиусом Марвином Хаглером. И полностью оправдал свое звание чемпиона: хотя бой и закончился ничьей. Впрочем, второй бой Хаглеру он проиграл.
О том, что передо мной бывший чемпион мира, я узнал случайно. Кто-то мне об этом сообщил, кто – не помню. Помню другое: как поразило меня бесстрашное, сплошь усеянное шрамами лицо гладиатора – в сочетании с той необычайной скромностью, которая оказалась ему присуща. На тренировки в Старрет Сити он приводил своего сына. В каком-то журнале по боксу я прочел, что он на пару с женой держит шоколадную фабрику. Любопытно, не начинали ли боксировать как одержимые шоколадные зайцы, когда их подносили ко рту ничего не подозревающие сладкоежки?..
Другой заметной личностью, появлявшейся в нашем джиме, был Зеб Джуда – победитель нью-йоркского турнира «Golden Gloves» и запасной в олимпийской сборной США.
Этим летом как раз проходили олимпийские игры в Атланте (штат Джорджия), и все мы, замирая, льнули к экрану, хотя, по сравнению с другими видами спорта, бокс показывали мало.
Тем не менее эти игры подарили миру несколько «звезд», которые будут лидировать в профессиональном боксе на протяжении последующего десятилетия. Самой яркой из них, вне всякого сомнения, был золотой медалист Давид Рейд; другой «звездой» был Фернандо Варгас – бронзовый призер; наконец, третьей – и, как выяснится впоследствии – «звездой» первой величины был Флойд Мэйвэзер, бронзовый медалист в легком весе.
Так сложилось, что, будучи запасным, Зеб Джуда подружился с Флойдом и однажды привел его к нам в Старрет Сити. Тот явился с гипсовой повязкой на руке. Эту травму он получил на олимпийских играх. Мало кто знал его в лицо, и первые полчаса на героя никто не обращал внимания. У меня же сомнений не было с самого начала: передо мною любимец камеры, которому еще недавно аплодировал весь мир!
Флойд окинул взглядом клуб и стал наблюдать за тем, как Дима упражняется с Яшей на лапках. В это время я подошел к нему и признался, что следил за его выступлениями с искренним восхищением. Он был приятно удивлен и переспросил:
– Ты видел меня по телевизору? Видел, как меня ограбили – отняв у меня заслуженную победу? Ведь мне полагалось «золото»! Я – следующий Рой Джонс. Я – Майкл Джордан в боксе!
Беседуя со мной, он по-прежнему не упускал из виду Диму.
– Этот пацан – мой брат, – сообщил ему я. – Скажи правду, что ты о нем думаешь?
– О’кей, – ответил Флойд, – давай выйдем на улицу.
Когда мы оказались снаружи, он продолжил:
– Я редко ошибаюсь. Я дышу, сплю и питаюсь боксом. Поверь мне – это будущий чемпион мира, будущий корифей! Но важно одно: ни на минуту не расслабляться, тренироваться на всю катушку!
По дороге домой я пересказал этот диалог брату. Чувствовалось, что он взволнован. Для него это послужило своевременной сильной мотивацией. Тем паче, что слова «тренироваться на всю катушку» полностью соответствовали философии Старрет Сити. Там даже перед входом висел плакат, утверждавший, что талант – это только 10% успеха, 90% – это тяжелая работа. Брат мой уже тогда это прекрасно понимал. Несмотря на весь свой громадный талант.7621

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
МИХАИЛ САЛИТА
: ЛЕТОМ 1996 ГОДА. Рассказ.
Добротный короткий рассказ, по сути – скорее миниатюра, про бокс и боксеров, вызывающий ассоциации не столько с русской, сколько с американской прозой.
12.09.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275