h Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Сотник: Идёт война гламурная. По следам Московской книжной выставки-ярмарки – 2007 (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Александр Сотник: Идёт война гламурная. По следам Московской книжной выставки-ярмарки – 2007.

Можно соглашаться или не соглашаться с мнением писателя Александра Сотника о "засилье гламура", но трудно отрицать, что эта тема появилась не случайно и является интересной темой для обсуждения. Лично я отношусь со скепсисом к такой постановке вопроса.

Я уверен, что массовая литература всегда занимает определённую нишу, а Великая русская литература - всё остальное. То есть, почти ничего. К тому же, гламур - дело десятое. На его месте могло быть что угодно, да через год-другой так и будет - ещё совсем недавно в качестве отрицательного примера приводились детективы Донцовой.

Но сама идея высказана весьма целостно. Автор действительно так и думает, аргументирует своё мнение - а потому можно с нимм не соглашаться и через спор двигаться к истине.

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Александр Сотник

Идёт война гламурная. По следам Московской книжной выставки-ярмарки – 2007

Глянец объявил читателям войну. Еще лет пять назад брутальность Слепых и Бешеных смягчалась псевдоиронией Дарьи Донцовой, так кстати излечившейся от онкологического заболевания. Ее героиням - непременно успешным, но слегка долбанутым на голову, - удавалось шутя-любя-нарочно распутывать высосанные из писательского пальца преступления. Бабло и дорогие иномарки вкупе с могущественными мачообразными злодеями обеспечивали оглушительный успех средненькому, в общем-то, чтиву. Формат «покет-бука» полностью соответствовал запросам домохозяек и юных секретарш: не дорого, не скучно, не загрузочно. Детективы Донцовой были первой серьезной атакой гламура за пределами клубов и глянцевых журналов.
Сегодня, похоже, глянец завоевал большинство ведущих позиций на книжном рынке. (Я не о шедевре жены престарелого кинорежиссера, но – о вызове современности.)
Нынешняя Россия превращена (пока еще не окончательно) из страны-производителя в страну-посредника. Торгующие воздухом (в лучшем случае – газом, нефтью и прочими элементами таблицы Менделеева) менеджеры прочно стали на ноги и изобразили крик марала, требуя от обслуживающего персонала (пишущей интеллигенции) внятной формулировки собственной всепобеждающей идеологии. Человек, равно как и социум, не может жить без оправдания своего существования.
Первая же вылазка на книжный рынок пару лет назад в виде шедевров О. Робски и К. Собчак увенчалась громким успехом: благо, на Рублевке достаточно замочных скважин, а обитатели коттеджей ведут раскрепощенный образ жизни. «Девчонки из тусовки» показали нам, что, собственно, от пишущей братии, требуется. А заодно и сделали предупредительный выстрел: если не поймете «по-хорошему» – будем писать сами, да еще и «заколотим миллионы». И мастера «культурки», засучив рукава, бросились исполнять «социальный заказ».
Агрессивная психология офисного менеджера оправдана. Будучи объективно не способным произвести нечто ценное, он возводит эрзац в ранг подлинного. Любая самостоятельная личность, не вписывающаяся в представление об обслуживающем персонале, немедленно уничтожается, ибо несет с собой реальную опасность. И, подобно тому, как в Государственной Думе говорят и мыслят на языке пресловутой «фени» (А что такого? Путин тоже на брифингах демонстрирует классическую распальцовку!), так и в книгах, столь любимых менеджерами, говорят и пишут на убогом языке современной тусовки. (Не будем забывать, что наши профессиональные тусовщики, в большинстве своем, вылезли вместе с папами «из грязи в князи»: просто папам когда-то в юности повезло учиться и работать рядом с самым главным сановником.) Теперь они – законодатели мод, и культура для них – такая же продажная девка, что легко обнажается за сотню «зеленых» или бокал «Хенесси». В их корпоративной культуре, бессмысленно и беспощадно калькированной с вечно проклинаемого Запада, отражаются подвыпившие секретарши, пляшущие голышом под русский «шансон».
Примитив, сопряженный с желанием «не париться», но развлекаться, дает ложный эффект самообразования: делай как мы, и станешь успешным. Литература, призванная на роль путеводителя по злачным местам менеджерского подсознания, разрушает языковую среду, внедряя сомнительные представления об успехе, состоятельности и морали.
Известно: современная хорошо изданная книга не входит в потребительскую корзину, и приобрести ее может лишь тот, кто способен легко выложить из кармана 200 – 300 рублей. Таким образом, от читательской аудитории отсекаются самые взыскательные книголюбы. Рынок отдан на откуп все тем же менеджерам, внедряющим в общественную среду свои убогие идеи.
Настала пора выбирать: или современный писатель всецело отдастся в жесткие объятия гламура (форматы там – еще те!), или… Или – что?..
Полагаю, выход может быть один. Писать честно, не оглядываясь на пресловутые рейтинги и не обращая внимания на снобизм тусовки; писать талантливо и ярко, весело и пронзительно. Ведь до тех пор, пока в патоке гламура не утонули Пушкин и Гоголь, Достоевский и Набоков, - у нас есть мощное оружие. И имя ему – живое Слово.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Сотник
: Идёт война гламурная. По следам Московской книжной выставки-ярмарки – 2007. Эссе.
Можно соглашаться или не соглашаться с мнением писателя Александра Сотника о "засилье гламура", но трудно отрицать, что эта тема является интересной для обсуждения.
15.09.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275