h Точка . Зрения - Lito.ru. МИХАИЛ САЛИТА: «ВЕЛОСИПЕДИСТ» (Рассказ).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









МИХАИЛ САЛИТА: «ВЕЛОСИПЕДИСТ».

Создается впечатление, что это, скажем, фрагмент большой повести: рассказ начинается внезапно и так же неожиданно заканчивается. Вероятно, составить окончательное мнение об этих героях и об этой прозе можно только тогда, когда прочитаешь полный текст, который, возможно, создан не в стиле дневника и у которого более последовательное развитие: завязка-развязка, кульминация и так далее. Но скажу, что даже в такой миниатюре видны яркие персонажи, сильные характеры, хорошее знание автора нравов той среды, в которой вращаются герои и в которой не каждый из нас бывал, а, вероятно, многие и не побывают никогда.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Алексей Петров

МИХАИЛ САЛИТА

«ВЕЛОСИПЕДИСТ»

Так случилось, что, в силу разных обстоятельств, объективных и субъективных, Дима вынужден был расстаться со своим тренером. Сожалел ли он об этом? И да, и нет. С одной стороны, вместе они съели не один пуд соли, с другой же – начинающий боксер все больше тяготел к американскому стилю, в то время как Яша, основываясь исключительно на предубеждении, испытывал по этому поводу все большее раздражение.
Словом, пути-дорожки их навсегда разошлись. Около полугода Дима тренировался у Андреа. Выиграл чемпионат Нью-Йорка среди юниоров, стал обладателем и других кубков. В группе Андреа одновременно занималось семеро спортсменов, индивидуального внимания каждому уделялось не много. А значит, приходилось больше полагаться на собственную интуицию, доходить до каких-то вещей эмпирическим путем: украдкой наблюдая за другими, анализируя, перенимая навыки.
Ущербность подобной методики, ее неэффективность, вскоре стали тяготить Диму. От своего ровесника, Абду, перешедшего в Starret City из Глиссонс-джима, он узнал о Хекторе Рока. Абду рассказывал, что Хектор очень хороший тренер: не пел ему дифирамбы, а просто констатировал факт. Свой же уход от него он объяснял тем, что Хектор не следит за любительскими соревнованиями по боксу, а Абду очень хотел бы со временем принять в них участие.
В то время Хектор находился на пике своей популярности: он тренировал Артуро Гати – чемпиона мира в легком весе. Вообще, в Глиссонс с удовольствием заглядывали многие знаменитости: это и тяжеловес Лу Савариз, и Митчелл Грин – прославившийся тем, что выстоял под нокаутом Майкла Тайсона, а также подрался с ним в Гарлеме прямо на улице, и чемпион мира Джуниор Джонс, и, наконец, уже известный нам Зеб Джуда, периодически появлявшийся там, чтобы поразмять мышцы в спарринге.
Недолго думая, мы завели наш «Форд» и втроем отправились на разведку. Стоит заметить, что в Глиссонс мы уже бывали и прежде – вместе с Яшей и Расселом, раза два или три. Этот громадный боксерский зал располагался в нижнем Бруклине – в районе Думбо, прямо под Бруклинским мостом. Вокруг громоздились невообразимые трущобы, населенные в основном крысами и бомжами, автомобильные свалки тонули в непролазной грязи. Через перекресток, по диагонали, дышала жаром пиццерия, чуть дальше высилось здание Свидетелей Иеговы, а еще дальше, на Кедман Плаза, – будто по иронии судьбы, – крупнейшая библиотека для бизнесменов...
Хозяином джима был Брюс Сильвергейт – худощавый, в очках, респектабельный еврей, унаследовавший дело от своего отца. Обратясь к нему, мы спросили, как разыскать мистера Рока. Он провел нас в уютный офис Хектора, стены которого оказались увешаны фотографиями любимых учеников. На одной из них мы тотчас узнали Артуро Гати – или просто Артуро, как любил называть его тренер. Перехватив наш взгляд, мистер Рока произнес по-свойски:
– Артуро, да, я его тренирую.  
Затем он вежливо спросил Диму, из каких источников тот о нем проведал, и, услыхав имя Абду, расплылся в доверительной улыбке:
– Я давно его тренирую. Он вообще-то хулиган, а так – парень ничего. Передай ему привет, сказать по правде, я без него скучаю...
Он предложил нам с папой посидеть в сторонке. Кожаные кресла, в которые мы бухнулись, были потертыми, но при этом вполне удобными. На протяжении всей тренировки Хектор не отходил от новичка ни на шаг: словно каким-то образом умудрился прочесть его мысли и знал, что Диме это нравится. Мы с папой переглядывались: ничего подобного в Starret City не происходило. Видно было, что Хектор стремится продемонстрировать нам высокий класс, он как бы говорил тем самым: вы в гостях у профессионала!
Дима, в свою очередь, тренировался как завороженный. Было жарковато, Хектор глянул на меня и подмигнул:
– Пойди, купи воды для чемпиона.
Далеко ходить не пришлось: вода продавалась тут же, в небольшом ларьке. Наблюдая за братом, я вспотел не меньше его. Помню, какое блаженство я испытал, когда ледяная струя обожгла пересохшее горло!
В конце занятия Хектор показал Диме специальные упражнения для укрепления пресса, о которых тот раньше не знал, а затем в течение какого-то времени массировал ему мышцы живота и ног. Когда же молодой спортсмен удалился в раздевалку, тренер подошел к папе и сообщил, что тот ему должен $50.
– А если он захочет у меня занимался, это будет вам стоить полторы сотни в месяц, – добавил он.
Папа ответил, что подумает. В Америке ведь, как известно, балом правит бизнес, а коли так, то и не следует обнаруживать дилетантизм в этой сфере. Даже если ты к ней имеешь весьма опосредованное отношение. Если же серьезно, мы все еще были в долгах как в шелках, сбыться нашей «американской мечте» предстояло не скоро...
Знакомство это для брата оказалось чрезвычайно важным. В дальнейшем Хектор сыграет значимую роль в становлении его любительской карьеры. И не только любительской. Уже став профессионалом, Дима проведет под его руководством свои первые восемь боев, семь из которых выиграет нокаутом.
Но на каждую бочку меда приходится ложка дегтя. Хектор Рока, подобно большинству талантливых людей, обладал тяжелым характером. В боксерской среде, как, впрочем, и везде, существует неумолимая конкуренция. Тренеры подсиживают друг друга, не гнушаясь порой строить козни, распускать сплетни. А Хектора коллеги – ох как не любили: и Яша, и даже Норманн, и многие другие, которых я тогда еще не знал!..
К нему прилепилась кличка – «велосипедист». Дело в том, что он дважды представлял Панаму на олимпийских играх: но не на ринге, а на велотреке. Устав крутить педали, приехал в США... и здесь, ко всеобщему изумению, в короткий срок умудрился стать элитным тренером по боксу, воспитавшим восьмерых чемпионов мира: привел их к победе и вместе с ними пожал законные лавры! Странно, но факт. Более того: зная его репутацию, многие чемпионы мира, выучившись у других мастеров, нанимали его тренером на несколько боев.
Ничего не попишешь – Хектор был гением от природы! Его жесткий латиноамериканский стиль зиждился главным образом на сильных ударах. По отношению к спортсменам он вел себя диктаторски, многие этого не выдерживали: в том числе Артуро Гати, который со временем его покинет...
Как бы там ни было, а человек он великий в своем деле, многие ему завидовали – это понятно. Мне лично его профессионализм импонировал сразу. Кстати, Джимми ему тоже симпатизировал: это именно он подтолкнет Диму к тому, чтобы тот, уже став профессионалом, выбрал своим тренером по боксу бывшего панамского велогонщика. И эта формула оказалась успешной: выяснилось, что у мистера Рока голова и руки работают не хуже ног.  
Кличка «велосипедист» не нравилась Хектору. Сам себя он величал иначе: Хектор Панама Рока, неизменно подчеркивая свое происхождение. И это не случайно. В Штатах он прожил более 30 лет, но при этом американское гражданство принимать не спешил. Он по-прежнему считал себя патриотом той крошечной страны, на территории которой произошло слияние двух океанов и разделение континента надвое.
Как впоследствии мне поведал один из его соотечественников, сотрудник бруклинской библиотеки, где я работал, в Панаме Хектор был «звездой» в полном смысле этого слова: его изображение не сходило со страниц местных газет. Правда, к сожалению, это были последние страницы: первые, как это водится, пестрели ражими физиономиями политиканов. Возможно, сознавая свою обреченность всю жизнь фигурировать на заднем плане, Хектор и принял решение переселиться в столицу мира.
Ведь галерея сильных мира сего подобна «Великой Армаде»: бесславный конец ее нам известен из истории. А легкое суденышко Хектора – фрегат с «Веселым Роджером» на мачте, трюмы которого наполнены всякой всячиной и потому достойны удивления, – выстоял в шторм и, раскачиваясь на гигантских волнах, вальяжно бросил якорь в лазурной бухте!
А надо сказать, он и вправду – с вечно хитроватым взглядом, аккуратно подстриженными усиками и золотой серьгой в ухе – чем-то напоминал карибского пирата...

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
МИХАИЛ САЛИТА
: «ВЕЛОСИПЕДИСТ». Рассказ.
Миниатюра о Нью-Йорке, о сильных характерах и ярких персонажах профессионального бокса
27.10.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275