Андрей Дмитриев: Надо мною навис «русский рок»..
"...Это особое мироощущение и в прекрасных полотнах русских живописцев, и в светлых образах поэтических произведений, и в чарующей гармонии звуков, созданной отечественными композиторами.
...Мне иногда приходит в голову мысль о том, каким бы мы знали Сергея Есенина, живи он в этой стране где-нибудь на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века. Мне кажется, все тем же хулиганом и романтиком, только волосы были бы чуть длиннее, а вместо гармошки в руках наверняка была бы гитара. И рождались бы те же стихи о любви, о поиске себя в этом безумном мире и, конечно, о России. И также бы стучали в дверь в сумраке ночи серые призраки, и также бы скрипело перо дознавателя в душном и мрачном подвале...
...Данный текст не является попыткой выиграть войну мнений..."
Выделенные из текста и приведенные в рецензии цитаты служат одной цели - констатировать, что пафосом выиграть "войну мнений" невозможно. Да и войны-то никакой нет! Или автором она слабо намечена. Между кем война? Меж теми, кто признает или не признает "национальную" дифференциацию рока? Или меж теми, кто любит навешивать ярлыки, с теми, кто в рамки "подъярлычья" не укладывается? Или меж теми, кто не считает рок искусством, и его преданными адептами? Если же допустить, что параллельно происходит сразу несколько войн, то на них ценятся снаряды и патроны, а не красивые слова... Снаряды - разумеется, слова, как у Маяковского, "к штыку приравненные".
Мне, например, в этом тексте про русский рок не хватает конкретики в его характеристике - какие исполнители могут быть причислены к данному направлению, по каким признакам, когда и где родилось и вошло в оборот это понятие (нельзя же просто ограничиться понятием "совковый"! Само слово "совковый" для молодых читателей уже не несет тот смысл, что для поколения тридцатилетних!.. Стало быть, нуждается в пояснении. И потом, какой "совок", когда все прочее в этом тексте так выспренне - смотри начало рецензии!). Мне не хватает конкретики, скажем, ив смысле образа "идеологических противников" - кто эти люди? И чего-таки про русский рок они не понимают?
Ибо полемика должна идти по конкретным вопросам, а не по общим заверениям в особенностях (особенности) русской ментальности. Пусть автор не согласен с теми, кто клеит ярлыки, в принципе. Так пусть он приведет нам аргументированную ложную теорию, а потом не оставит от нее камня на камне!.. Вот тогда это будет выстрел. Артиллерийский залп! А пока перед нами взорвалась нарядная шутиха. Небо в узорах, но не ищите в этих "письменах" особого смысла.
И еще одна, личная просьба к автору. Уйдите, Бога ради, от уже ставшего лакированным образа "хулигана-Есенина", который мог бы полноправно влиться в русский рок. Фантазия у вас работает. Но, по моему скромному мнению (мнению человека, прОклятого местом жительства и приговоренного выслушивать различные инсинуации вокруг Есенина, где его упорно наделяют всеми качествами человечества вообще!), грех попусту тревожить покойников. История не знает сослагательного наклонения, кто умер - тот умер, кто умер имажинистом - не станет рок-певцом никогда, а гармошку Есенин держал в руках только спьяну, в порядке шутки, ибо ненавидел свое деревенское происхождение и старался даже обликом - в зрелые годы - отречься от папашиных лаптей. А в молодые годы он косоворотку и валенки просто эксплуатировал, вызывая интерес у литературного Петербурга, дабы стать замеченным им. Стал - и сбросил с омерзением деревенскую "амуницию". Какая уж тут "честная, бескомпромиссная и богатая на цвета и оттенки рок-музыка!"
Текст будет опубликован, так как гласу лучше быть услышанным. Но я искренне уповаю, что автор примет хотя бы к сведению критические замечания, если собирается дальше писать на эту тему - тема русского рока неохватна, на ней прямо хоть диссертацию защищай... Только нужен научный, а не "обзорно-пафосный" подход!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Надо мною навис «русский рок».
Русская культура в силу своей самобытности и извечной обращенности к человеку в человеке всегда занимала особое место на экспозиции интеллектуальных достижений мировой цивилизации. Сколько бы копий не сломали русофилы и западники на ристалище философских споров о том, «кто матери-истории более ценен» - факт остается фактом – находясь на стыке Востока и Запада, являясь перекрестком оживленных магистралей, Россия впитала в себя и мистическую прозорливость Азии, и гуманистические идеи просвещенной Европы, которые в сочетании с природной искренностью и широтой русской натуры, выкристаллизовались и явили на свет образец совершенно иного восприятия жизни. Это особое мироощущение и в прекрасных полотнах русских живописцев, и в светлых образах поэтических произведений, и в чарующей гармонии звуков, созданной отечественными композиторами. Но не стоит думать, что наши культурные ценности являются лишь достоянием музеев, библиотек и филармоний – современность дала нам новые способы выражения своего «Я», используя ту подачу, при которой творческая мысль способна задеть за жи-вое если не всех, то многих живущих в этом урбанистическом мире людей. С этим общедоступным искусством мы встречаемся постоянно – сидя у экрана телевизора, открывая какое-либо периодическое издание, включая радиоприемник или музыкальный центр. Одним из наиболее ярких направлений этих современных веяний культуры – является так называемый «русский рок». Есть что-то в этом названии, что роднит его с расписными матрешками, выставленными на прилавках для того, чтобы дать возможность заезжим иностранцам вдоволь хлебнуть российской экзотики. Представляется этакий лубок, стилизованный под бесшабашную романтику рок-бытия. Но не мужички с балалайками, не пляшущие медведи скрываются за этим отечественным брендом, а сотни и тысячи судеб, сплетенных в одну.
Этим небольшим вступлением я как бы предварил разговор о том, чем же явился «русский рок» для нашей культуры – погоней за модными веяниями Запада и попытка сорвать в саду, огороженном высоким идеологическим забором, заветный запретный плод, или все-таки новая форма нашего самосознания, проросшая в удобренной прахом великих мужей почве и избравшая, как изобразительное средство, честную, бескомпромиссную и богатую на цвета и оттенки рок-музыку.
Явление, которое принято называть «русским роком», если провести аналогии с минувшими столетиями в истории нашего Отечества, ни что иное, как результат преемственности поколений мыслителей и творцов, чей мятежный дух всегда искал путь к свету на этой земле, переполненной до краев потрясениями, человеческими страданиями и беспросветной тоской по воле. Мне иногда приходит в голову мысль о том, каким бы мы знали Сергея Есенина, живи он в этой стране где-нибудь на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века. Мне кажется, все тем же хулиганом и романтиком, только волосы были бы чуть длиннее, а вместо гармошки в руках наверняка была бы гитара. И рождались бы те же стихи о любви, о поиске себя в этом безумном мире и, конечно, о России. И также бы стучали в дверь в сумраке ночи серые призраки, и также бы скрипело перо дознавателя в душном и мрачном подвале.… Только смертей, возможно, было бы меньше. К тому времени социализм с «человеческим лицом» научился бороться с сорняками на своих геометрически правильных грядках, не прибегая к железу, а более изощренными методами.
А если заглянуть дальше? Как вам рокер-Пушкин, с курчавой головой (а-ля молодой Макаревич), под задорный рок-н-ролл декламирующий со сцены свои нетленные произведения? И опять все та же безжалостная рука государственного цензора, ставящая приговор очередному вольнодумному творению легким и одновременно грозным, как взмах орлиного крыла, росчерком. И друзья-декабристы, сменившие майки с надписью «T.Rex» и «Led Zeppelin» на тю-ремные робы, под рев бензопилы на лесоповале (где-нибудь под Магаданом), вспоминающие неистовство зала, захваченного в плен мощным гитарным соло…
Часто слышу фразу типа: «Рок не может быть русским, немецким, английским и т.д. Рок не имеет национальной принадлежности и является исчерпывающим термином ». Логически мысль кажется правильной, если конечно подходить к изучению данного явления с точки зрения музыкального стиля. А если рассматривать его как более широкое понятие? Рок-движение в Советском Союзе собрало под свои знамена не только непосредственно музыкантов, но и поэтов, художников, писателей, кинорежиссеров и просто талантливых людей. Все принципиально новое в искусстве того времени, так или иначе, обретало жизнь в этой среде, чтобы стать достоянием ценителей прекрасного.
Нынешнее поколение отечественных рок-музыкантов зачастую ставит во главу угла иные ценности, делая крен в сторону массовой культуры, являющееся уже не столько искусством, сколько видом бизнеса. Подход к рок-музыке как к некоему продукту в свою очередь порождает потребительское отношение к ней, так свойственное посетителям магазинов, подчас оглашающим торговый зал истошными воплями – «не тот цвет», «не соответствие ГОСТу», «плохая упаковка» и т.д. Но настоящее искусство гораздо шире канонов стандартизации и маркетинга. Ему не грозит визит строгого представителя товарной инспекции, с целью уличить в том, что баллады подпольного менестреля не имеют лицензии на право называться роком, а качество гитарных партий не соответствует образцам, установленным неким компетентным в этом вопросе органом.
Конечно, «русский рок» - понятие «совковое», задача которого заключалась в том, чтобы дать хоть какое-то определение тому, чего в существующей действительности не должно было быть и в помине. Так или иначе, термин получил свое хождение и при его упоминании в голове тут же возникают определенные образы, мелодии и строки. А с другой стороны – в названии ли дело?
Данный текст не является попыткой выиграть войну мнений. Более того, считаю, что убеждения сторонников противоположной точки зрения тоже имеют под собой почву, ведь у каждого свой рок (можете понимать двояко). Поэзия, лежащая на ритмической основе или музыка, с некими стихотворными вкраплениями – и то и другое, на мой взгляд, имеет право на жизнь под общей эгидой. Рок – не особая манера извлечения звука, а свобода в выборе способов самовыражения. Это, если хотите, целое мировоззрение. «Русский рок», хард-рок, панк-рок, арт-рок – все это ярлыки, которые так любит развешивать человек, и не более того. Рок-культура настолько богата и разнообразна, что в ней хватит места всем – и любителям гитарного драйва, и ценителям поэтических откровений, и бесшабашным детям каменных джунглей, ведь как говаривал некогда товарищ Кинчев: «Все это – рок-н-ролл!»
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Андрей Дмитриев: Надо мною навис «русский рок».. Критические статьи. Мне иногда приходит в голову мысль о том, каким бы мы знали Сергея Есенина, живи он в этой стране где-нибудь на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века... 08.10.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|