h Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Евсюков: Звёздный десант (рассказ приятеля) (Рассказ).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Александр Евсюков: Звёздный десант (рассказ приятеля).

Саша Евсюков выбрал, на мой взгляд, очень рискованную тему. В наше пафосное время заинтриговать читателя боевым братством воинов-десантников со всеми вытекающими последствиями, а потом так жёстко и зло его высмеять - ей-богу, для этого требуется немалое гражданское мужество. Я присутствовал при том, как Саша читает этот текст вслух (дело было на Форуме молодых писателей в Липках в 2007 году) - успех был полный!

Из минусов отметил бы, пожалуй, не очень удачное название, которое не подчёркивает достоинств текста. Но это, конечно, не важно.

Саша, мы ждём продолжения.

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Александр Евсюков

Звёздный десант (рассказ приятеля)

Разбудили меня звонки. Оди-и-и-ин... Второй. Тр-ретий.   То есть не то, чтобы совсем разбудили, но истошным верещанием заставили поднять голову,  раскутаться и, не нашарив левого тапка, в холод. Пошатнув тумбочку, устало матюгнуться, коридорчиком к мутному "глазку", ожидая галопного топота и смеха уже откуда-то снизу: ...вынули, мол!  Достали.
Но ни топота, ни смеха я не дождался.  По ту сторону "глазка" боком стоял, странно ухмыляясь, человек в куртке и в надвинутом на лоб берете. Его профиль показался мне знакомым - я откуда-то знал это лицо. А лицу, получалось, был известен мой новый адрес... Чуть переждав, пока рука снова не потянулась к кнопке звонка, я отщелкнул оба замочных оборота, одновременно включив свет.
- Ну, скажу, у вас и город... - он шагнул через порог, и я узнал его. - Дела!..
Это был Костя из города С., мною и всеми его здешними знакомыми прозванный Десантником.
Он пронёсся взглядом по вешалке, верху стен и белёному потолку:
- А ничё у тебя. Тепло и сыро! - Прихлопнув дверь и, наконец, найдя уместным протянуть руку: - ЗдорОво, кстати! Не помешал?
- Да, ч-чего уж...
- Ты извини. Который там час?.. Пятый?
Я кивнул, хотя сам не знал, и уточнить ближе кухни было негде. Ну, пятый - не пятый, что меняется-то?  И, наконец, немного пригляделся к виду гостя. Вид был странный. Расшнурованный ботинок. Заляпанная успевшей подсохнуть грязью куртка, один рукав которой держался только на кожаной ленте и на честном десантном слове. Сизо-фиолетовый фингал от левой скулы до носа. И ничего с собой.
- У вас учения, что ли?
- Почти, - осведомил Костя, скинув ботинки и сворачивая в кухню.
Я проследовал за ним.
- Накатить-то есть?.. А, хозяин? - продолжил он, обосновавшись у стола и зыркнув честным правым глазом.
Врать я, по любому, не умею –  у меня было.
Отшвырнув пробку за плечо,  Десантник наполнил оба стакана и, чокнувшись так, чтоб не выплеснуть ни капли,  отчеканил:
"Дай бог –  не последняя!"
Продышавшись и отставив посуду, я понял, что отвык от таких доз.  
- Ну, слушай... - приоткрыв форточку и закурив, Костя заговорил.
Со слов получалось так:
Перед самым отлётом на малую родину оказался он на фуршете. Недалеко здесь, глянув в окно, он даже указал ладонью направление: Там. Хороший был фуршет. С сослуживцем повстречались, в одной роте начинали, тот уже в подполковники выбился, но - свой мужик, обо всём, как и раньше с полуслова. Про самоволку в весеннем Краснодаре и как потом с ротным разговаривали, про знойных баб вспомнили, за жизнь вообще.  Жратва – горой ... Музыка... За меня вот ему сказали, что хату снял, адресок пробили. Кто пробил? Да не суть...
А суть в том, что - время вышло. На часы глянул десантник наш, поднялся: всё, братва лихая, пора на борт загружаться и – в  бессолнечный город С. Обнялись, как водится, распрощались. Тачку до аэропорта вызвать предложили. Но отмахнулся он – недалеко ведь, башку проветрит заодно. Вышел – и всё ему жарко, кажется.  Дальше – вдоль забора, пустырём, дождик крапает. Двое навстречу, неприметные. Один… в кепке?..  Другой – под капюшоном вроде…  Отшагнули в разные стороны – пропускают его. Ну, время не ждёт, он между ними и протиснулся уже, но тут справа как ухнут железякой по темени. И в грязь носом… чавк... По карманам пошарились, часы отцепили, ушли. Без звука, даже закурить не спросили.
Поднялся он, голову сзади потрогал. Цела. Сумку поднял, когда падал, под ним оказалась. Вышел с пустыря на свет – окна вокруг, за окнами люди. Огляделся, соображая. Билет, вложенный в паспорт, где-то с собой, в сумке. Тачку надо ловить, в аэропорт ехать. Может, рейс задержали – тогда ещё и улететь получится.
Вышел на дорогу и тачка выруливает, как по заказу.  «Девятка» в тонировке. Упускать её нельзя.  Руки раскинул  и во всю глотку:
- СТОЙ!..
Притормозили.
- В аэропорт надо. Быстро. На месте – сочтёмся!
За рулём кабан здоровый, но вежливый:
- Понимаешь, дядя, – говорит, – нам ехать надо. – И на соседа кивает. Тот из себя ещё здоровей и в тёмных очках среди ночи. – А порт твой со-о-ов-сем в другую сторону.
Ну, Костя думает: я не я, если не сторгуюсь. Не было такого, чтоб борт без него улетал.
- Да вы чего, парни?.. По вам же видно – не откажете! И я долгов не забываю.
- А нужны нам твои долги?.. – это опять водюк. Второй молчал,  только очки приспустил чуть.
- Ну, кого я ещё в такое время поймаю?.. – и в дверку крепче вцепился. – Мужики, ну русские вы?.. Совесть-то у вас есть?..
- У нас дела есть. – Это вместо совести, мол. И всё на этом. Типа, отваливай.
- Да какие дела у вас, мудозвонов, ******* - не сдержался Костя, прорвало. - У меня вот...
Но вразумить их всеми доводами не успел. Из машины, что-то рыкнув, выскочил  молчун, а следом вежливый. И первый, приближаясь, помахивал битой, а второй нацеплял на пальцы сверкнувший зубьями кастет.  
Костя, предчувствуя замах, увернулся, но тут же, с другой стороны что-то увесисто влетело ему под самый глаз.
- Не понял, дядя, по-хорошему... н-На!
Костя метнул сумку в ближайшего и рванул поперёк газонов. Чьи-то пальцы хватанули его за плечо, не оборачиваясь, он ударил локтем. Рукав затрещал, но чудом не оборвался.
Свернув за угол, в какую-то подворотню с мусорными баками, он по внезапной тишине понял, что ушёл, оторвался! Только это и могло порадовать…  Из баков воняло. Он двинулся обратно.
Никого. Нигде. Ни тех двоих, ни машины, ни сумки. Дождик перестал. Приложив ладонь к глазу, он побрёл по дороге.
Это было слишком для любой ночи.
Он остался один, в чужом городе, без чего-либо подтверждающего, что он – это он.    
Пройдя так сколько-то, он разглядел название улицы, вспомнил про данный ему адрес и, сообразив, что это –  недалеко, нашёл меня. Остальное – сам вижу.
Я видел.
Со  спинки стула свисала разорванная куртка.  На столе пара пустых стаканов. Огрызок огурца. Избитый и дважды ограбленный  человек, которому сегодня точно некуда податься.
- Там, в комнате, диван есть. Матрас дам, одеяло, подушку. Устроит?
- Вот в тебе – не сомневался!
Я уклонился от распахнутых объятий. И добавил:
- Как быть – вечером подумаем. Мне на работу скоро.

Вечером я возвращался домой со смешанными чувствами.
Во-первых, на работу всё-таки опоздал. Во-вторых, весь день чувствовал себя не только не выспавшимся, но ещё и вдрызг пьяным. В-третьих,  убедился, что единственное сносное место пребывания для меня – это «курилка». Как следствие, в-четвёртых, после полудня начальник стал особенно подозрительно коситься в мою сторону и только под этими взглядами я ненадолго выпрямлялся с видом бодрого энтузиазма.
Но зато во-всех-остальных, я мог теперь собой гордиться. Приютил, не дал пропасть другу юности. Напоил, подкормил, храп послушал. Ну, это всё, как и противная осенняя погода - только детали... Продукты в холодильнике, и денег я Косте оставлял, делать ему, по моим прикидкам, было нечего, так что, чего доброго, может, и… ужин готов? Сейчас бы чего-нибудь горячего!
Поднялся по лестнице на свой четвёртый, и уже потянулся рукой к звонку, когда увидел…
На двери - листок с печатными буквами. Синим по белому в клеточку:
«ЕСЛИ ТАКАЯ ХУ… НЕДОРАЗУМЕНИЕ ПОВТОРИТСЯ, ТО МЫ БУДЕМ ЖАЛОВАТЬСЯ. И ВАС ВЫСЕЛЯТ В ТЕЧЕНИЕ 24 ЧАСОВ»
Подпись: «СОСЕДИ»
Я открыл своим ключом и вошёл с твёрдым намерением узнать, что за ху… не должна повториться.

- Ну, выбросил пару бутылок! Ну, да – с балкона… Так – не убил же никого?.. Попугал разве.  
- Ну, так нельзя. Мы же в городе, ни где-нибудь. И ещё – в чужой квартире!..
- Да понял, понял. Порох-то не трать!
- В вашем С-ке, что – про мусоропровод не слышали?
- А чего ещё делать-то было?! Гитары нет! У тебя вон даже телик не показывает!
Недоуменным взглядом я ткнулся в угол. Ещё вчера вечером  телик что-то показывал. Теперь же, в центре экрана появилась светлая точка, сморгнула и снова покрылась цветом траура.
- Ты что с ним сделал? Я для того тебя сюда впускал?
Он ответил мне таким пристальным взглядом, будто разглядывал на лбу клеймо предателя:
- …Не понял! Ты что - меня выгнать собрался? На улицу?.. В холод?.. Под дождь?..
Низкие тучи висели над лужами. На безлюдном дворе мокло несколько чужих машин.
- Да не… – успокоил я. – Нас вместе выгонят.  

Ночью мне снова было не до сна. Бравурный храп не смолкал. Диван стонал всеми пружинами. Вот и получается: человека знаешь и не знаешь. Да, в прошлом мы много раз по полночи гудели в одних компаниях. Да, мы вместе пили и закусывали одним и тем же или не закусывали вовсе. И даже, кажется, ухлёстывали за одной девицей (не помню, как её звали).  И был грех – я, не имея голоса, подтягивал его песням. Но я никогда раньше не спал с ним в одной комнате!
Покрутившись с боку на бок, окликнул его: «Кость!» Подошёл, ткнул в бок. Он так и не проснулся. Храп на секунду смолк, а потом стал ещё бравурнее.
  Я натянул брюки и выбрался на балкон. Прихватил было с собой пачку сигарет, но, передумав закуривать, сунул её в карман. Луна виднелась между крышами. Вылетевший из порта самолёт с рёвом взбирался по ночному небу. Набрав высоту, он удалялся, чтобы стать лишь далёкой мерцающей точкой где-то на северо-востоке, и гул его становился всё тише, пока, наконец, совсем не смолк.
Очень могло быть, что летел он именно к городу С.

От расспросов на работе: «как же быть с моим гостем?» толку не было никакого. Меня выслушивали, чесали в затылках и поочерёдно разводили руками. Кто-то посоветовал запихнуть его в чемодан и оформить контейнерной перевозкой. Правда, припомнил я, сам гость вчера объявил, что позвонил одному человеку и этот человек решит все его проблемы.  
Отпросился, уйти пораньше. Перед тем, как ответить, шеф спросил, готовы ли отчёты за месяц? Я уверил: почти. Отчёты готовы не были, и моей голове было не до них. Отпуская, он как будто засомневался, стоит ли мне возвращаться обратно?
Вышел из конторы. Погода была лучше, чем вчера. Однако, по мере приближения к нужной станции метро, к улице, к дому моё беспокойство нарастало. Даже хотел зайти за угол и посмотреть, что там сегодня под балконом. Но, переборов искушение, пошёл сразу наверх.
Записок не было. Из глубины квартиры доносились гитарные аккорды. Входя, я подтолкнул дверью пару женских сапожек, стоявших сразу за порогом. «Так! Он уже и девок водить начал!»
Не разуваясь, я проскочил в комнату. Но увидел не совсем то, чего ожидал. Костя с гитарой по-турецки восседал на моей кровати. Перед ним, подставив табурет совсем близко, сидела роскошно одетая женщина и неотрывно глядя, внимала ему.
- Это Адочка, она сегодня из Австрии, - заметив меня, объявил Константин. – А это мой хороший приятель такой-то…
Адочка оторвалась от созерцания и, повернув голову, поглядела куда-то сквозь меня.
- Что? это? всё? значит?
Пропев ещё куплет, Костя лениво бросил мне в ответ:
- Я же тебе говорил: позвонил человеку. Ну, а человек – вот. Моя любимая и, по большому счёту, даже – единственная. Только живёт далеко-о-о… – он вздохнул.
- Вот ещё, гляди – одёжек мне накупила! А то говорит, выгляжу плохо…
У противоположной стены стояли чемодан и дорожная сумка.
С поднесённым к уху мобильным Адочка подошла к окну и, чётко проговаривая каждое слово, немедленно запросила такси.
- Не беспокойся, – сказала она Косте. – Сейчас всё будет. Твои вещи пока не нашли, но мой знакомый в авиакомпании обещал всё устроить. Если нет – найму машину.
Не выдержав, я нервно рассмеялся, представив себе водилу, который согласился бы тащиться из Москвы чуть ли не до самого Полярного Круга.
- Что-то не так? – произнесла гостья стальным голосом. Казалось, она только сейчас соизволила заметить моё присутствие.  
- Да не, я о своём. Вспомнилось… –  В самом деле, всё ведь зависело от предложенной суммы.
Я отошёл на кухню, поставил чайник. Костя успел переодеться. Как ни удивительно, его фингал почти зажил. Так что выглядел он в новых шмотках на зависть презентабельно.
Аде позвонили.
- Такси у входа, - сообщила она. Затем, прихватив вещи, распахнула дверь и, не прощаясь, вышла.
Костя повернулся ко мне:  
- Слушай, вот – гитара. Это соседа твоего, который напротив. Он через час зайдёт. Правда, тут две струны оборвались – ну, ты же меня знаешь, заигрался. Вот! Будешь у меня в С-ке или где рядом – в гости заходи!
Пожав мне руку, он вышел. Я остался стоять с гитарой, не имея ни малейшего понятия, что теперь сказать соседу, и соображая, где бы за час добыть две новых струны?..  
Австриячка спускалась всё ниже с сумкой через плечо и с чемоданом, постукивавшим о прутья перил. Костя последовал за ней вдогонку.
Из окна кухни я мог видеть, как уже он выходил из подъезда с чемоданом и с сумкой, как закидывал их в багажник такси, как открывал дверцу перед Адой, и даже то, с каким победоносным видом она усаживалась туда.
Рядом с ней был настоящий мужчина.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Евсюков
: Звёздный десант (рассказ приятеля). Рассказ.
В наше пафосное время заинтриговать читателя боевым братством воинов-десантников, а потом жёстко и зло его высмеять - для этого требуется немалое гражданское мужество.
30.10.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275