Анна Астахова: Осень 1999.
«Хочу улыбок своих детей, хочу свободы. И хочу плакать не от нехватки денег. И не от отсутствия джакузи» - так выразила свои желания журналистка и писательница Анна Астахова в своем эссе «Осень 1999» Да кто ж не хочет, Аня? Как сказал Раскольников в одном известном романе Достоевского: «Я не старушку убил, я себя убил» Однако в результате этого деяния умерла все же старушка, а не Раскольников. И даже если перефразировать известное изречение Станиславского и сказать: «Любите не себя в страданиях, а страдания в себе», все равно получится такая же бессмыслица, как и оригинальная фраза. Но уж такая наша сущность, что свои нравственные страдания мы ставим выше физических страданий, причиняемых нами другим людям.
Нам уж так хочется пострадать! Уж так мы считаем, что без наших страданий мир станет хуже, что ради этого готовы хоть слезу из ребенка выдавить, хоть старушку топориком по голове. И каяться, каяться, каяться.
Осень 1999 года. Еще немного и Ельцин произнесет свою сакраментальную фразу: «Я ухожу» Наступит относительно благополучная и стабильная жизнь. Под совиными крылами Суркова и Павловского, под кликушеские завывания Леонтьева и Толстого, Русь опять впадет в спячку. Но это будет потом, то есть сейчас, то есть… ну вы поняли.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Евгений Родин
|
Осень 1999
Она подкрадывается неслышно, словно сиамский кот к понравившейся ему с первого взгляда мыши. Она - тот самый резкий его прыжок от полной неподвижности летнего разнеживающего тепла к иногда затяжным смертельным дождям. После небольшого южного городка моя родина - Москва - кажется мне одним сплошным серым эскалатором. Сгорбленные фигуры на нем не имеют знаков принадлежности. Ни к роду человеческому, ни вообще... Только задиристый мальчишеский голос кричит: «Знаете, кто придумал трансвеститов? Это мы - марсиане!» В ответ - шуршание многочисленных метрополитеновских газет, тяжелые вздохи простуженных и очередное судорожное шуршание в поисках носового платка. Увы, не помогают ни "колдрексы", ни "холсы", ни прочие " - сы".
Не подхватила гриппозные вирусы лишь система нынешней российской экономики. Она не изменилась за мое недолгое отсутствие, лишь четче вырисовывается после спокойствия гор. У нее горы впереди, у меня - увы, уже позади.
Это она - коммерческая экономика - поставила многим моим согражданам четкие условия - опаздывать на службу нельзя, болеть - нежелательно. И многие поверили, наплевав на свое здоровье, чихая в метро, заражая окружающих. Оставляя свой взгляд в телевизионной рекламе, грошики на аптечных лотках, носы в застиранных кусочках материи. Не поверишь - не получишь сладкие денежки, опять же не поешь. Даже ежегодные эпидемии гриппа и паталогоанатомическое описание ужасных последствий болезни оставляет равнодушными глаза владельцев корпораций. В их глазах читается одно – «работа, деньги, работа». И люди, словно загипнотизированные кролики, идут на серый эскалатор дважды в день – с утра на и вечером от.
Раньше мне казалось, что только хиппи и наркоманы имеют отрешенную похожесть лиц. Однако одинаковый гнет тревоги и озабоченности лег сегодня на плечи большинства. Пост революционный синдром? Предгрозовые тридцать три года Ильи Муромца или равнодушие пожизненных узников?
Большинство ученых считает, что именно ухудшением самочувствия представителей нации, в том числе психосоматическим, обуславливается падение страны вниз. Только вот не к историческим истокам, а гораздо глубже... В научных трактатах подмечены все беды и несчастия страны: огромные долги государственных предприятий, малая производительность промышленности, неконкурентоспособные фирмы, фирмы-банкроты, резкие перепады доходов населения, загруженные машинами дороги, приходящие в упадок города, безответственные подростки, разрастающиеся колонии наркоманов и сектантов, не дальнозоркость политиков. И даже попытки решить наболевшие вопросы с помощью наемной армии и введения новой, сомнительной валюты.
Пандиты предрекают нам 80% людей, подверженных психиатрическим заболеваниям, до 50% - больных онкологическими заболеваниями (в т.ч. СПИДом), повышение безработицы, увеличение прожиточного минимума при не изменяющейся зарплате, рост безнадзорных, беспризорных подростков. И мне не удивительно, что у людей со слабой психикой эти цифры и вкрадчивый голос выступающих рождают новую боль и новое отчаяние. Тексты об этом сменяют друг друга на телеэкранах и в прессе, в голосах депутатов и губернаторов звучит та же нотка. Например, г-н Л - "в стране подрастает два миллиона наркоманов и два миллиона проституток и не почесать затылок от этого невозможно". Даже кость зачесалась, господин Л?
Значит ли все это, что Россия побеждена? Страна, которая на протяжении всей своей истории только и делала, что сохраняла свое могущество и индивидуальность, - рухнула? И сидим мы теперь на обломках, только и, восклицая, обращаясь к Западу: Help me!? Русскими овладела апатия? Сомнения и страдания истончили их плоть? Или не осталось никого в России, способного повести народ под лозунгом: «Лучше жить стоя, чем умереть на коленях!»?
Толпы просят защиты у Бога, заботливо представленного неверующими священниками. Единицы уходят из церкви, обретя истинную веру. В проповедях священники не говорят, что если ты разочаровался в священнослужителях - Бог остался с тобой. Они сберегают свои насесты. Они привлекают к себе инвесторов, художников, коммерсантов, телевизионщиков, чтобы выглядеть прекраснее. Как девица на выданье. Между тем жених то один - государство. Феминизм в России не прошел.
Сегодня обычных русских научили нищете. Следовательно, и мечтам о «прекрасном далеко». Прекрасное в руках избранных, и остальные стремятся на вершины, чтобы иметь квартиры и линкольны, дубленки и пластиковые карточки в кожаном портмоне. Возникла злость неимущих на имущих. Кто научил? Те, кто поработил? Те, кто свергал? Те, кто был равнодушен?..
Я часто замечаю, что в стремлении к экономии ради достижения достатка русские наиболее отчетливо (в противопоставлении западникам и даже аборигенам стран третьего мира) подвергают себя аскетизму. В слепой надежде на счастливую старость. Совсем как религиозные фанатики. Фаршированные помидоры в апреле - расточительство, увидеть горы Крыма вместо Турции – неоправданная трата денег, в Крыму - ругаются на приезжих, в Турции понимают значимость туриста и готовы вылизывать пятки. Примерно такие разговоры, не говоря уже о сравнении цен на оптовых рынках, преследуют сейчас россиян. В заботе о небесах обетованных на грешной земле их не пугают ни новые путчи, ни потоки крови, ни падение ценных бумаг на бирже народной российской промышленности и полезных ископаемых.
Снижается потолок счастья, любви, доверия. Нет, мы по-прежнему готовы помочь в беде, кинуть копейку нищему или подтереть нос малышке - у нас, слава Богу, еще нет "секшиал хоресмент". Только уже нет вечности, ожидающей лирическо-демократического подаяния.
Однако если мы взглянем на Россию глазами путешественника, мы увидим иную жизнь. Огромные фигуры из пресс-папье улыбаются нам каждый праздник, радостные дети выпускают в небо сотни шаров, за мороженым и сосисками очереди. В будние же дни агентам по недвижимости есть работа в любой точке России, а казино и стриптиз-бары вечерами отнюдь не пустуют. И дорогие магазины не прогорают - костюмчик меньше трехсот баксов вызывает презрительную гримасу (впрочем на одном любой костюм выглядит дешево, а на другом – дорого). Как видим, в бесконечном лабиринте ГУМа сохранились отделы индивидуального сравнительно недорогого пошива - там считают на рубли.
И это касается не только вещей... Книжный рынок уже предлагает не только переводной товар, как раз журнальные англоязычные новинки у нас залеживаются. Завидовать нечему. У нас у самих есть - и Лондонская Карнэби-стрит, и американский сплетенный Голливуд, и свои домохозяйки, раздумывающие поставить ли им кресло по 3,5 тысячи долларов в гостиную или ограничиться салонным белым роялем.
Раскрывая карту вин в ресторане или театральную афишу, поражаешься изобилию форм, содержания и вкусовых изысков. Если это производится - значит, это кем-нибудь покупается.
Хорошо быть путешественником без стажа. Вновь испеченному туристу приятно в России - открыты границы, доступна виза, принимают к оплате кредитные карточки, гей-клубы и паблик-хаусы становятся привычным пятном на карте развлекательных мест больших городов. Пусть даже на подпольной карте. Завуалированной привычным русским менталитетом. Значит, страна достигла мирового уровня. Только, простите, чего?
И экзотика осталась - театры-студии в полуподвалах играют "Мысль" и "Чуму", небритые художники обнажают, а потом закрашивают хорошеньких девочек в стили "экшн", типографии печатают сто экземпляров самиздата (от словосочетания "собственные деньги"). Литрами льется в луженые российские глотки водка, тысячами исчезают там же соленые огурцы, по желанию - серые волки и пьют, и едят, и спасают... Рашн экзотик.
А у Достоевского описаны три смерти - банька с клопами, высоченный обрыв и дорога в Америку. Если все уже на подлете к достопочтимой Америке.., а впрочем, даже мне самой эти строки напомнили о "холодной войне". Только в ином смысле.
Я не хочу сливаться с Америкой, не хочу работать в России по зову иностранного представителя, подобранного на чикагской бирже труда. Я хочу света солнца в моем окне. Хочу улыбок своих детей, хочу свободы. И хочу плакать не от нехватки денег. И не от отсутствия джакузи.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Анна Астахова: Осень 1999. Эссе. Как сказал Раскольников в одном известном романе Достоевского: «Я не старушку убил, я себя убил» Однако в результате этого деяния умерла все же старушка, а не Раскольников. 22.11.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|