h Точка . Зрения - Lito.ru. Оксана Макарчук: Рисующий солнце (Цикл стихотворений).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Оксана Макарчук: Рисующий солнце.

Эти тексты не являются поэтическими шедеврами, они только обещают такую возможность. Будет эта возможность реализована или нет - дело автора, которому предстоит ещё долгий путь познания и самопознания, чтобы писать по-настоящему хорошие стихи. Первое стихотворение, давшее название циклу, внушает определённые надежды.

Достоинство этих стихов - несомненная свежесть и живость восприятия, здоровое поэтическое жизнелюбие. Основная проблема - неумение пользоваться этими достоинствами, проявляющееся в крайне слабой поэтической речи.

Отмечу штампы: "золотом льётся заря", "Окрасив полнеба багрянцем", "рдеют... румянцем", "дарит тепло", "неземной красоты", и т.п. Это только в первом стихотворении; остальные проработаны ещё хуже. А ведь можно было же написать намного проще и не банально! например:

Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.

(Анна Ахматова, 1910)

Ни одного сложного слова, а образ - сложный. Причём при буквальном сравнении метафоры образет пары противопоставлений: "сердце попалам"/"весело глядеть", "в храмине пустой"/"праздник золотой" и т.д. И всё это вместе образует поэтический контекст, в котором нет ничего лишнего - ни слова, ни строки. У автора замысел близок по отточенности к приведённому примеру, но язык - всё убивает. Слово в нём означает только непосредственно само слово, и не больше. Да и само это слово избирается не столько для выполнения художественной задачи, сколько из-за того что оно "в принципе, поэтично" - то есть, если говорить чесстно, является штампом.

Ещё пример стихотворения о солнечном луче. Если у Ахматовой можно придираться к эпитетам ("Он бледен, тонок, прям"), то этот текст по данному параметру почти безупречен, потому что эпитеты в нём ещё более растворены, подчиняясь основной метафоре.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

(Александр Блок, 1905)

Обращу внимание, что один эпитет ("луч был тонок") у Блока и Ахматовой всё-таки повторяется. Но я держу пари, что к 1910 году он ещё не стал штампом! А мы всё-таки живём на сто лет позже. И мы не можем (разумеется, чисто технически) писать как Блок. Мы должны писать гораздо лучше. И тогда поэтические таланты автора можно будет оценить в чистом виде, без поправки на недостаток опыта или кругозора.

Повторю ещё раз: ничего фатального в недостатках текстов нет. Здесь как раз то, чему можно и нужно научиться. Яркому, солнечному взгляду на жизнь научиться невозможно, и потому у Вас есть шанс :)

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Оксана Макарчук

Рисующий солнце

Рисующий солнце

Приходит рассвет, но вся улица спит,
Ей что-то приятное снится.
Он перед мольбертом на крыше стоит,
И видят его только птицы.

Расплавленным золотом льётся заря,
Окрасив полнеба багрянцем.
То жаром оконные стёкла горят,
То рдеют смущённым румянцем.

И отблески утренних ранних лучей
Несмело скользят по рисунку.
Пылание солнца, пыланье очей,
На грани потери рассудка.

И кисти мелькают, скользят по холсту,
Как чуткие пальцы ласкают.
Ложатся мазки, воплощая мечту,
И солнце сквозь них проступает.

Горячее солнце, что дарит тепло,
Любовь, вдохновенье и силу,
Багрянец и блеск на его полотно
Так щедро лучами пролило!

Прекрасная женщина. Взгляд торжества
Из рыжих волос водопада.
Он создал лицо своего божества.
И больше рисунков не надо…

Заброшены кисти, забыты холсты,
Повёрнуты к стенам полотна.
И только портрет неземной красоты
Ночами нашёптывал что-то…


Ловелас

Смутная жизнь как в угарном плену.
Очень не хочется быть одному.

Лето – короткие юбки вокруг,
Выбор огромен на вечер подруг.

Иль на неделю – гулять, так гулять.
Только потом на охоту опять.

Вечер в кафе и букетик цветов.
Свечи, шампанское - повод готов.

Ждёт уж прибор для защиты любви,
Свежие простыни – только живи.

Ты на неделю наводишь мосты –
Средства проверены, очень просты.

Так происходит опять и опять,
Юбки и ноги – когда отдыхать?

Только однажды тебе надоест
И пропадёт твой былой интерес.

Ночью на старости будешь в ночи
В память о них жечь огарок свечи



Человек в коробке

Человек в коробке
Избегает проблем,
Скользких, двойственных тем.
И душа на замке.

Он глубок и не глуп,
Верит только себе.
Ищет главный ответ,
Созерцая свой пуп.

Хорошо одному
Уходить за предел.
Редко кто-то хотел
Достучаться к нему.

Говорил – отвори,
И напрасно стучал.
- Размышлял и молчал,
Всё, что важно – внутри.

И понять он не мог –
Надо жить, чтобы знать.
Продолжал укреплять
Прочный свой коробок

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Оксана Макарчук
: Рисующий солнце. Цикл стихотворений.
Многообещающие стихи одесской поэтессы - живой пример того, как можно и не можно писать. И в то же время - солнечная, живая фантазия, живущая где-то над поэзией.
30.10.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275