Оксана Макарчук: Рисующий солнце.
Эти тексты не являются поэтическими шедеврами, они только обещают такую возможность. Будет эта возможность реализована или нет - дело автора, которому предстоит ещё долгий путь познания и самопознания, чтобы писать по-настоящему хорошие стихи. Первое стихотворение, давшее название циклу, внушает определённые надежды.
Достоинство этих стихов - несомненная свежесть и живость восприятия, здоровое поэтическое жизнелюбие. Основная проблема - неумение пользоваться этими достоинствами, проявляющееся в крайне слабой поэтической речи.
Отмечу штампы: "золотом льётся заря", "Окрасив полнеба багрянцем", "рдеют... румянцем", "дарит тепло", "неземной красоты", и т.п. Это только в первом стихотворении; остальные проработаны ещё хуже. А ведь можно было же написать намного проще и не банально! например:
Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
(Анна Ахматова, 1910)
Ни одного сложного слова, а образ - сложный. Причём при буквальном сравнении метафоры образет пары противопоставлений: "сердце попалам"/"весело глядеть", "в храмине пустой"/"праздник золотой" и т.д. И всё это вместе образует поэтический контекст, в котором нет ничего лишнего - ни слова, ни строки. У автора замысел близок по отточенности к приведённому примеру, но язык - всё убивает. Слово в нём означает только непосредственно само слово, и не больше. Да и само это слово избирается не столько для выполнения художественной задачи, сколько из-за того что оно "в принципе, поэтично" - то есть, если говорить чесстно, является штампом.
Ещё пример стихотворения о солнечном луче. Если у Ахматовой можно придираться к эпитетам ("Он бледен, тонок, прям"), то этот текст по данному параметру почти безупречен, потому что эпитеты в нём ещё более растворены, подчиняясь основной метафоре.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
(Александр Блок, 1905)
Обращу внимание, что один эпитет ("луч был тонок") у Блока и Ахматовой всё-таки повторяется. Но я держу пари, что к 1910 году он ещё не стал штампом! А мы всё-таки живём на сто лет позже. И мы не можем (разумеется, чисто технически) писать как Блок. Мы должны писать гораздо лучше. И тогда поэтические таланты автора можно будет оценить в чистом виде, без поправки на недостаток опыта или кругозора.
Повторю ещё раз: ничего фатального в недостатках текстов нет. Здесь как раз то, чему можно и нужно научиться. Яркому, солнечному взгляду на жизнь научиться невозможно, и потому у Вас есть шанс :)
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|
Рисующий солнце
Рисующий солнце
Приходит рассвет, но вся улица спит,
Ей что-то приятное снится.
Он перед мольбертом на крыше стоит,
И видят его только птицы.
Расплавленным золотом льётся заря,
Окрасив полнеба багрянцем.
То жаром оконные стёкла горят,
То рдеют смущённым румянцем.
И отблески утренних ранних лучей
Несмело скользят по рисунку.
Пылание солнца, пыланье очей,
На грани потери рассудка.
И кисти мелькают, скользят по холсту,
Как чуткие пальцы ласкают.
Ложатся мазки, воплощая мечту,
И солнце сквозь них проступает.
Горячее солнце, что дарит тепло,
Любовь, вдохновенье и силу,
Багрянец и блеск на его полотно
Так щедро лучами пролило!
Прекрасная женщина. Взгляд торжества
Из рыжих волос водопада.
Он создал лицо своего божества.
И больше рисунков не надо…
Заброшены кисти, забыты холсты,
Повёрнуты к стенам полотна.
И только портрет неземной красоты
Ночами нашёптывал что-то…
Ловелас
Смутная жизнь как в угарном плену.
Очень не хочется быть одному.
Лето – короткие юбки вокруг,
Выбор огромен на вечер подруг.
Иль на неделю – гулять, так гулять.
Только потом на охоту опять.
Вечер в кафе и букетик цветов.
Свечи, шампанское - повод готов.
Ждёт уж прибор для защиты любви,
Свежие простыни – только живи.
Ты на неделю наводишь мосты –
Средства проверены, очень просты.
Так происходит опять и опять,
Юбки и ноги – когда отдыхать?
Только однажды тебе надоест
И пропадёт твой былой интерес.
Ночью на старости будешь в ночи
В память о них жечь огарок свечи
Человек в коробке
Человек в коробке
Избегает проблем,
Скользких, двойственных тем.
И душа на замке.
Он глубок и не глуп,
Верит только себе.
Ищет главный ответ,
Созерцая свой пуп.
Хорошо одному
Уходить за предел.
Редко кто-то хотел
Достучаться к нему.
Говорил – отвори,
И напрасно стучал.
- Размышлял и молчал,
Всё, что важно – внутри.
И понять он не мог –
Надо жить, чтобы знать.
Продолжал укреплять
Прочный свой коробок
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Оксана Макарчук: Рисующий солнце. Цикл стихотворений. Многообещающие стихи одесской поэтессы - живой пример того, как можно и не можно писать. И в то же время - солнечная, живая фантазия, живущая где-то над поэзией. 30.10.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|