|
Жанна Райгородская: Три месяца.
Даже удивительно, что никто из критиков-публицистов еще не поднял тему… как бы ее обозначить… ну, скажем, «правомерности правдивых воспоминаний». Или же просто я не до конца владею информацией и проглядела некое рождение дискуссии по сему поводу.
Если кто-то скажет, что это тема надуманная, где-то равносильная придуманной В. Шукшиным «проблеме шаманизма», я поспорю. Довлеющий над человечеством с античных времен закон «О мертвых или хорошо, или ничего» приводит к тому, что написать воспоминания о человеке, которого ты лично знал, трудно. Прежде чем взяться за перо, стоит решить дилемму: что ценнее - правда или уважение к памяти покойника? Хотя порой, не секрет, уважать покойника при жизни было не за что… И быть готовым к тому, что искренние воспоминания сочтут очернительством. А ложные, но уважительные воспоминания создадут мифы. Недаром мировая история во многом базируется на исторических анекдотах. Как историк, не могу согласиться с тем, что неприятная правда должна быть замолчана. Если воспользоваться этим методом, то историю как науку следует вообще упразднить. И отменить жанр мемуаристики… Поскольку одни мемуары лишь очерняют людей и события, а другие никому не нужны, так как явственно фальсифицированы.
Конечно, то, о чем я говорю, еще не осознано обществом как крупная социокультурная проблема. И существуют, причем в большом количестве, мемуары современников о великих людях, на страницах которых не очень значительные мемуаристы пытаются постфактум уравнять себя с героями своих воспоминаний. О чем очень хорошо сказал С. Довлатов: «У гениев должны быть знакомые. Но кто же поверит, что его знакомый – гений?»
Мне приходилось, например, слышать, что нравящийся мне «Алмазный мой венец» В. Катаева – удивительно подлая книжка, бессильный плевок на могилы усопших великих друзей. Или что «Роман без вранья» А. Мариенгофа – на самом деле «вранье без романа». Но мне почему-то кажется, что современники имели право видеть и рисовать «идолов» последующих поколений такими, какими их наблюдали. Не всегда «при галстуках», не всегда лакированными, не всегда идеальными. Ведь никто из потомков, по большому счету, не может оценить правоту рассказчика. Разве что путем сравнительного анализа нескольких воспоминаний… Это дело по силам, в принципе, не только профессиональному историку. Но… и не так популярно. Поправьте меня, если я ошибаюсь!
К чему эта долгая прелюдия? Очерк Жанны Райгородской «Три месяца» посвящен человеку, который был дорог не только рассказчице. Судя по тексту, у иркутского журналиста Игоря Подшивалова было много друзей и соратников по различным общественным течениям. Не знаю, «разродился» ли кто-то еще статьями, эссе и мемуарами о Подшивалове. До меня дошел только текст иркутской писательницы и педагога Жанны Райгородской. Текст, прямо скажем, неоднозначный - отсюда и мое вступительное словоблудие. Текст личностный, эмоциональный до последней запятой. Текст, возможно, чересчур откровенный. Зато – не комплиментарный, не «заказной». Подшивалов в изложении Жанны предстает человеком, в существование которого охотно верится, а не картинкой с плаката. Понятно, что даже если он был не таким человеком – он все же был Человеком!.. Мне кажется, что эта живость и прямота изложения – достоинство очерка Жанны.
Возможно, кто-то захочет возразить… И слишком «интимному» тону очерка, и ракурсу, под которым рассказчица видела Подшивалова. Понимаю, что и то, и другое вероятно. В конце концов, это я знаю, какой прямолинейный Жанна человек. А читателям ее прямота может показаться диковатой… Как и «образ жизни» иркутской интеллигенции. Вот здесь и назреет вопрос: вправе ли Райгородская?..
Не хочу инспирировать дискуссию, но если она вдруг стихийно возникнет, давайте тогда вести спор не о частности – очерке «Три месяца», а об общем. О принципе написания мемуаров, о чем говорилось вначале.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Три месяца
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Жанна Райгородская: Три месяца. Эссе. Игорь Подшивалов всегда поступал, как хотел, и никакие женщины не могли ничего с этим поделать. Они могли только остаться рядом или отойти в сторону. Но как же всё-таки больно… 31.10.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |