Марина Авис: home place.
"Весь ад моей души, весь мрак пережитой,
И страх грядущего, и боль воспоминаний..."
(С.Надсон, 1884)
Марина Авис на страницах "Точки.Зрения" не новичок, и читатель наш уже знает, что Марина - автор одной темы. Певец одной мучительной любви. Художник чувства, которое не может быть разделенным или удовлетворенным; чувства, которое подобно пламени сжигает окружающую реальность, раз за разом приводя лирическую героиню на тонкую грань небытия, - туда, где жизнь эквивалентна минус двум взмахам лезвия бритвы.
К сожалению, пламенная эта страсть местами сжигает и текст тоже. Любовной лирике не в упрек ни чувственность, ни необъективность, ни искренность, - а все это в тексте Марины присутствует. Но один и тот же прием - параллель между "эмоцией внутри" и "бытом снаружи" - нельзя эксплуатировать до бесконечности. Именно это, на мой читательский взгляд, в энный раз делает автор: вместо портрета любви (пусть несчастливой, пусть трагической) в интерьере мира мы в который уже раз видим лишь автопортрет бесконечных "хочу и не могу" авторского лирического героя. Раз хочу и не могу, два хочу и не могу, три, четыре, двадцать пять... и каждый раз из окружающей реальности в текст попадает лишь то, что может выгодно оттенить, подчеркнуть или выразить упомянутое. Особый такой трагически-бытовой фильтр с ЖК-дисплеем на передней панели. Совсем уже обидно, но при внимательном чтении даже и субъекта, на который чувства направлены, не обнаруживается: где-то по ходу текста безжалостный прибор и его перемолол, превратив в новую порцию сырья для свежезаваренных "хочу" и "не могу".
Тексты такого рода - дело обычное, подростковое. На сигнал SOS трудно не откликнуться сочувствием и пониманием, особенно если текст не слишком коряв, а эмоция передана ярко. Но в сочетании с четким, сложившимся авторским стилем и немалым списком публикаций картина получается другая. И думается другое: как можно выстрадать столько килобайт текста, не меняя ни техники, ни формы, ни темы, ни стиля? Скоро ли автору надоест бесконечно всматриваться в себя? Скоро ли мне, читателю надоест бесконечно всматриваться в одержимого собой лирического героя?
Капля, безусловно, камень долбит. Вопрос в том, всегда ли это хорошо. И не настала ли пора искать новые камни... и, возможно, новые пути.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|