Александр Немировский: Сидоний Аполлинарий.
"Сидоний Аполлинарий отразил настроения галло-римской
аристократии периода падения Западной Римской империи."
(Русская Википедия)
Империи склонны рушиться, - об этом знают все. Но не все могут упомянутое почувствовать, даже если обломки падают прямо на голову; еще меньшее количество оказавшихся без каски на стройке истории способно выразить свои ощущения, и совсем уж малое число из того меньшего умеет выражаться цензурным художественным словом.
Александр Немировский, историк и поэт, стал непосредственным свидетелем краха как минимум одной империи и опосредованным, по долгу службы, - еще нескольких. Метафорически выражаясь, на голову ему нападало куда больше, чем в среднем на душу народонаселения. Неудивительно поэтому, что автор постоянно видит параллели между бывшим давно и тем, что произошло несколько исторических наносекунд назад. Неудивительно также, что сознание его лирического героя охватывает обе стороны событий, мигает и переключается: он то современник, непосредственный участник происходящего ("перед варварами неловко", "вижу все, что емлет глаз", "даруй мне, Боже, моих врагов", "теперь не жалко ничего"), то он - летописец, хронист, вдумчивый наблюдатель ("Нет спокойства им, нет для них преграды", "выходит простой человек", "Мир погиб, ни больше ни меньше", "Австро-Венгерская империя / кончалась на исходе дней").
Чувства, выражаемые и современником, и летописцем, мягко говоря, страстные: из всех известных мне нынешних русскоязычных авторов, не склонных уходить от неприятной реальности в туманно-лирические глубины собственного "я", автор "Сидония Аполлинария", безусловно, самый страстный и искренний. Любовь, - а точнее, та же страсть, - к полемике, очевидно, унаследована лирическим героем от автора и, помноженная на отличную технику стихосложения и богатейший образный и мировоззренческий материал, могла бы сама по себе служить залогом качества поэтики. К счастью, залога этого и не требуется, поскольку то же самое неравнодушие, щедрая и знающая фантазия автора позволяет его лирическому герою "воплотиться" в любую описываемую ситуацию, пропустить ее через себя, пережить лично. А вместе с героем свидетелями и заинтересованными очевидцами всего, что происходит в тексте, становимся и мы, читатели.
И, секунду внимания, важное сообщение: господа попутчики лирического героя, не забудьте надеть каски!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|