|
Павел Логинов: ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДЕЙСТВО.
"И поутру перед окном
Приметили широкий круг,
И снег был весь истоптан в нем,
И долго в городе о том
Ходил тогда недобрый слух."
(М.Ю.Лермонтов)
В эпиграф к своей рецензии я взял кусочек Лермонтова. Но соблазн (и разброс) был велик. Тут и Грибоедов - потому что местами поэма написана именно с его сверхъестественно-разговорной вольностью, его же сбивчиво-устойчивым ямбом. И Данте, флорентиец, натуралист Ада. И Мильтон, чей хитроумствующий Сатана родственен одному из героев "Действа", и Лесаж с его хромым бесом, и собственно Пушкин... короче, Лермонтов победил, но у победы оказался странный, очень странный вкус.
При первом же, еще беглом взгляде "Петербургское действо" поразило меня двумя своими яркими особенностями: чудовищным количеством опечаток и ошибок набора (редкую строку автор Павел Логинов выпустил из рук живой) - и не менее ошеломляющим художественным уровнем, от сложности композиции до богатства и гибкости языка, не считая огромного множества исключительно удачно примененных стилизационных приемов.
На самом деле рецензировать поэму легче было бы музыковеду. Полифония в тексте заметна даже неспециалисту, вот только провести анализ сложного взаимодействия мотивов ваш покорный слуга не может. Хорошо, что это, в общем, и не требуется. Хотелось бы взамен остановиться на следующем моменте: текст не только постоянно обыгрывает сам себя (все в нем движется, картинки и планы сменяются, как тени в волшебном фонаре, и даже рассказчик не так прост, как на первый взгляд может показаться), в тексте еще и стили, сменяя друг друга, взаимодействуют постоянно. То встретится добротная классическая живопись, "Направо, по Фонтанке. На цепях / повисший мост. Снег белый, снежно белый", то звонко прошагает по мостовой совершенно (и, думаю, не случайно) блоковское - "Кто закутавшись в шинель / В полночь шёл через метель?", то кабаре запляшет, чаруя и маня ("Ах, надо собираться, ах, надо уезжать!"). Не дает нам покоя автор. Крутит, кругами водит, леший, неосторожного читателя. Аллюзий - не перечислить: от перефразированных "преданий старины глубокой" (уведенных поочередно Пушкиным и Лермонтовым у Дж.Макферсона, притворявшегося Оссианом), до неизбежной во всех смыслах слова улицы с фонарем. Проще говоря, странные дела творятся в тексте поэмы и странные маски бродят в ней. Но по прочтении вы - возможно, лишь возможно! - узнаете, зачем же один из героев в недобрый день и час приехал в Петербург.
Читатель, сани ждут!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДЕЙСТВО
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Павел Логинов: ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДЕЙСТВО. Поэма. Блестящая и многоплановая, поэма читается на одном дыхании благодаря увлекательному мистическому сюжету. 26.12.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |