h Точка . Зрения - Lito.ru. Павел Логинов: ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДЕЙСТВО (Поэма).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Павел Логинов: ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДЕЙСТВО.

           
                          "И поутру перед окном
                          Приметили широкий круг,
                          И снег был весь истоптан в нем,
                          И долго в городе о том
                          Ходил тогда недобрый слух."
                                       (М.Ю.Лермонтов)

    В эпиграф к своей рецензии я взял кусочек Лермонтова. Но соблазн (и разброс) был велик. Тут и Грибоедов - потому что местами поэма написана именно с его сверхъестественно-разговорной вольностью, его же сбивчиво-устойчивым ямбом. И Данте, флорентиец, натуралист Ада. И Мильтон, чей хитроумствующий Сатана родственен одному из героев "Действа", и Лесаж с его хромым бесом, и собственно Пушкин... короче, Лермонтов победил, но у победы оказался странный, очень странный вкус.
    При первом же, еще беглом взгляде "Петербургское действо" поразило меня двумя своими яркими особенностями: чудовищным количеством опечаток и ошибок набора (редкую строку автор Павел Логинов выпустил из рук живой) - и не менее ошеломляющим художественным уровнем, от сложности композиции до богатства и гибкости языка, не считая огромного множества исключительно удачно примененных стилизационных приемов.
    На самом деле рецензировать поэму легче было бы музыковеду. Полифония в тексте заметна даже неспециалисту, вот только провести анализ сложного взаимодействия мотивов ваш покорный слуга не может. Хорошо, что это, в общем, и не требуется. Хотелось бы взамен остановиться на следующем моменте: текст не только постоянно обыгрывает сам себя (все в нем движется, картинки и планы сменяются, как тени в волшебном фонаре, и даже рассказчик не так прост, как на первый взгляд может показаться), в тексте еще и стили, сменяя друг друга, взаимодействуют постоянно. То встретится добротная классическая живопись, "Направо, по Фонтанке. На цепях / повисший мост. Снег белый, снежно белый", то звонко прошагает по мостовой совершенно (и, думаю, не случайно) блоковское - "Кто закутавшись в шинель / В полночь шёл через метель?", то кабаре запляшет, чаруя и маня ("Ах, надо собираться, ах, надо уезжать!"). Не дает нам покоя автор. Крутит, кругами водит, леший, неосторожного читателя. Аллюзий - не перечислить: от перефразированных "преданий старины глубокой" (уведенных поочередно Пушкиным и Лермонтовым у Дж.Макферсона, притворявшегося Оссианом), до неизбежной во всех смыслах слова улицы с фонарем. Проще говоря, странные дела творятся в тексте поэмы и странные маски бродят в ней. Но по прочтении вы - возможно, лишь возможно! - узнаете, зачем же один из героев в недобрый день и час приехал в Петербург.
    Читатель, сани ждут!
   

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Михаил Майгель

Павел Логинов

ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДЕЙСТВО

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Павел Логинов
: ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДЕЙСТВО. Поэма.
Блестящая и многоплановая, поэма читается на одном дыхании благодаря увлекательному мистическому сюжету.
26.12.07

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275