Василий Чесноков: Поэма о фантоматике.
Редкий случай, когда мне хотелось бы начать редакторскую рецензию с пространной цитаты.
О инструменты силы, орудия труда,
всевластной воле подчиненные,
о волокуши тяжкие,
проглатывающие без следа
пространство, время, скорость,
о руки Электричества,
простертые повсюду,
чтоб жизнь схватить, преобразить
и замесить
на быстрых электронах,
о сила Электричеством рожденных
огромных шестерен,
дробящих явь и сон –
я слышу, как шипение и свист
несутся ото всех заводов,
и судоверфей,
сливаясь в хоре улиц шумных
со скрипом колымаг –
и так
поется
священный гимн
во славу чудотворца,
что вольным Электричеством зовется.
Лучано Фольгоре, "Электричество" (перевод Яны Токаревой).
Как известно, русский футуризм был вторичен по отношению к европейскому. А ведь именно там футуризм получил особое хождение - особенно, в Италии, где это литературное направление при Муссолини культивировалось в качестве государственной идеологии в области художественной литературы (подобно тому, как в СССР это произошло с соцреализмом). Русский футуризм оставил сходную с европейской технику стихосложения (с поправкой, разумеется, на возможности национального языка), но полностью отошёл тематически.
Произведение Василия Чеснокова как бы продолжает "технологическую" традицию итальянского футуризма; в качестве источника вдохновения очень удачно избран Станислав Лем. Но это же привело, на мой взгляд, к определённым недостаткам - перед нами типичное стихотворение в прозе, которое надо читать как рассказ, иначе умрёте со скуки (если не верите, то представьте стихотворение Л.Фольгоре удлинённым в 20 раз - сотношение по количеству знаков как раз составляет 9830/500 соответственно). Текст практически лишён поэтичности, но обладает очень ровным строем, включающим научную терминологию, который образует некоторую гармонию.
В общем, всё это рассчитано на очень специфических читателей, с которыми я с удовольствием бы пообщался, если они пожелают оставить комментарии под этой публикацией.
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|