О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Наталия Май: Поэтория: Слово и Музыка.

Недавно я, скорее в шутку, спросил у Наталии Май, дочери композитора Глеба Борисовича Мая: «Интересно, каково это быть дочерью композитора? Как это бывает в доме, когда композитор два года пишет что-то крупное? Везде лежит нотная бумага, горы книг и нот на рояле, все ходят на цыпочках, «Тихо, папа работает», то и дело звучат отрывки мелодий, а сам автор, забывая обедать и бриться, что-то напевает себе под нос и никого не слышит?»
Просто я на секунду забыл, что и сама Наташа – музыкант с консерваторским образованием, преподаватель музыки и профессиональный музыкальный критик. Она вряд ли будет шутить на такую тему, как самоотверженное и бескорыстное творчество композитора-профессионала. Наталия ответила серьёзно: «Он пишет в студии, у него в музыкальной школе оборудована студия для записи. Там он преподает композицию детям — помимо всего прочего, и владение техникой записи музыки тоже. Я сама в этом плохо разбираюсь, как называются все эти его приборы... в общем, там у него для записи всё есть. Туда он уходит и возвращается уже поздно вечером, а дома его целыми днями нет».
Перед вами отзыв Н. Май на недавно прошедшую в «Олимпийском» премьеру рок-оперы Глеба Мая «Идут белые снеги…» на стихи Евгения Евтушенко. У Наташи непростая и деликатная задача: написать объективно о музыкальном спектакле, о музыке, которую сочинил её отец. Я тоже был в тот вечер в «Олимпийском», и мне интересно сравнить свои впечатления с впечатлениями Наталии Май. Более того, скоро, я надеюсь, на сайте «Точка зрения» появится и мой репортаж об этом заметном литературно-музыкальном событии – премьере рок-оперы Е. Евтушенко и Г. Мая. Мне было трудно в том репортаже удержаться от обширного цитирования этой рецензии Н. Май.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Алексей Петров

Наталия Май

Поэтория: Слово и Музыка

Поэтория: Слово и Музыка

       размышления о спектакле «Идут белые снеги…», премьера которого состоялась в концертном зале «Олимпийский» 12 декабря 2007 года

«Поэт – Евгения Евтушенко, композитор – Глеб Май», - так просто прозвучало это для зрителей, слушателей, так же написано и в концертной программе, так будут писать, говорить в средствах массовой информации… но мало кто задумается, что за этим стоит?  И как трудно на самом деле двум видам искусства – поэзии и музыке – сблизиться так, чтобы Сплав этот был органичен, энергетичен, современен!

Сколько усилий, профессионализма требовалось сначала от автора самой идеи, потом – режиссера, исполнителей… был проделал воистину титанический труд. И результат – спектакль, посвященный 75-летнему юбилею Евгения Евтушенко, - превзошел все ожидания.

Когда еще совсем юный выпускник Московской консерватории Глеб Май тридцать лет назад только задумался о том, как можно это реализовать, стихи Евгения Евтушенко уже были написаны – актуальные, яркие, острые, пронзительные, в лучшем смысле – плакатные. С властной авторской интонацией. Это и позволило поэту достичь такой популярности у самых разных слоев населения, есть в них объединяющее вдохновляющее начало. По собственному признанию композитора, Евтушенко был одним из самых любимых его поэтов, и он чувствовал, что именно его стихи по своей энергетике хорошо «ложатся» на стилистику русской рок-оперы. Не песни, романса, а именно роковую.

Глеб Май получил академическое музыкальное образование, при этом он был битломаном, большим любителем и исполнителем на отечественной эстрадной сцене западных рок-композиций. Широта музыкального кругозора, владение на уровне композитора и исполнителя стилизацией в любом жанре и направлении (академических – эстрадных) и позволили Глебу Маю создать такое многоплановое произведение, как «Исповедь» на специально отобранные им стихи Евгения Евтушенко. Он пытался прочувствовать и адекватно с помощью музыкальных средств выразить эмоциональный посыл каждого стихотворения.
Стихи Евтушенко должны были дополниться и даже выиграть с помощью другого вида искусства, а не нивелироваться или потеряться, как это часто бывает, когда Слово и Музыка соединяются неудачно (даже удачные по отдельности, но несовместимые).

Произведение получилось свежим, самобытным, сильным, что самое интересное, абсолютно не скучным для широкой публики – энергетический сплав слова и музыки завораживает, быстрая смена настроений просто не дает соскучиться. Создается впечатление, что композитор и поэт с такой скоростью переключают разные эмоциональные «кнопки» в голове слушателя, что этот мощный поток постоянного обновления может длиться еще дольше, чем задумано авторами, пресыщения и усталости не наступает.

Глеб Май назвал его – поэтория. До него поэторию написал Родион Щедрин на стихи Андрея Вознесенского (1968 г.). Поэт является не только автором, возможным чтецом, но и героем, действующим лицом представления. Это своеобразное произведение, где сочетается чтение под музыкальное сопровождение, пение на стихи. Участвуют оркестр, певцы и Поэт.

Но с рок-оперой именно произведение Глеба Мая сближала музыкальная стилистика. Сам эмоциональный посыл западной рок-музыки – обращение к стадионам, некий протестный накал – все это было близко поэзии Евтушенко. Но не только это. Мощное звучание гитары и ударных, синкопированный «рваный» ритм вокальной партии были очень органичны в соединении с его стихами. Мало какие русские стихи так удачно «ложатся» на эту музыкальную стилистику, получился воистину русский рок. Лирический, взрывной, созерцательный, страстный, отрешенный  –  все это в «Исповеди», которая в свое время поставлена не была, но была очень популярна у слушателей, купивших пластинку, выпущенную фирмой «Мелодия» в 1980-е годы тиражом около двух миллионов.

Знакомство поэта и композитора и их сотрудничество продолжилось – Глеб Май стал автором музыки к кинофильмам Евгения Евтушенко, снятым поэтом по собственному сценарию: «Детский сад», «Похороны Сталина». Потом – революционный переворот в истории нашей страны, и так получилось, что жизнь развела этих талантливых людей, долгие годы они не встречались. Но мысль о продолжении «Исповеди» не покидала Глеба Мая и несколько лет назад он, выбрав наиболее актуальные уже для нашего времени стихи Евтушенко, начал писать вторую часть под названием «Идут белые снеги…»

Юношеская лирика и поэта, и композитора уступила место лирике более зрелой, композитор смело применил и гротеск, написав рэп на ироническое стихотворение  «Я живу в государстве по имени КАК БЫ…» (звучит очень свежо и по ритму органично именно этому стихотворению). И стилизацию блатной музыкальной культуры («Граждане, послушайте меня…» - это явный хит, иронию которого, возможно, не все поймут).

Хитов во второй поэтории даже больше, чем в первой, в музыкальном отношении она, на мой субъективный взгляд, даже ярче, это более зрелое и профессионально более отточенное произведение. Песню на стихотворение, посвященное Булату Окуджаве, в музыкальном стиле Окуджавы, я думаю, запомнят как образец органичной музыкальной стилизации без вторжения в иное авторское «я». Иные стихотворения Евтушенко «кружатся» в вальсовых ритмах – причем вальсы своеобразные, современные, драматические, взрывные.
И, конечно, гимническое звучание подводящих итоги композиций – «Забудьте меня…» и «Идут белые снеги…» - интонационно пронизывает всю вторую поэторию, звуча отголосками основных тем в инструментальном сопровождении.

Вторая поэтория (или рок-опера) была Глебом Маем написана. Что же дальше? Опять долгий и даже еще более трудный, чем в советские времена, путь к ее реализации. На этот раз на сцене.

Оказалось, что в наше время гораздо труднее найти музыкантов, которые смогут справиться с таким сложным материалом, композитор лично отбирал каждого из них, репетировал со всеми, на сцене «Олимпийского» он дирижировал созданным специально для этого проекта рок-ансамблем «Steel city band». В постановке так же участвовали: симфонический ансамбль «Элеганс», хор под руководством Георгия Сафонова. Произведение, несмотря на кажущуюся легкость его восприятия слушателями, требует колоссальных усилий для воспроизведения на сцене. Чего стоила эта «легкость», нужно спрашивать у каждого из исполнителей, за что им – огромная благодарность.
Нельзя не выделить и не сказать отдельное спасибо великолепным уникальным рок-вокалистам, аналоги которым трудно найти не то, что у нас, а в мире, - Анатолию Алешину и Павлу Смеяну. Лирико-драматический (Алешин) и брутальный (Смеян) харизматики произвели колоссальное впечатление на слушателей, отвыкших за долгие годы от настоящего профессионального «живого» пения на сцене.

Хорошо вписался в спектакль популярный драматический актер Дмитрий Харатьян, который одновременно и играл и очень качественно пел вокальные партии. Молодые актеры и чтецы достойно себя показали, ничто не показалось мне «недотянутым» или «смазанным».

Ну, и, конечно, главный герой – Поэт. Евгений Евтушенко лично читал очень много своих стихов, и зрительный зал мог убедиться, что харизма, темперамент и актуальность – все это осталось при нем, юбиляре, одном из любимейших поэтов своего поколения, для иностранцев – живом символе той самой культурной России, о которой написана поэтория.

Почему все же выражение «рок-опера» более оправдано именно сейчас, а не во времена «Исповеди»? Само направление рок-музыки прошло проверку временем, перестало быть модой одного дня, одного поколения, и показало, что в лучших своих наипрофессиональнейших образцах оно способно достичь того же, чего достигли в свое время многие последователи «Битлз» - объединить людей не в разрушительной подростковой энергии, а в энергии зрелости, гуманизма, без ложного пафоса. Потому что есть в самой музыкальной стилистике этой музыки нечто, этот пафос высмеивающее, нивелирующее.  

«Идут белые снеги…» - это уже не только музыкальная запись, это поставленный спектакль, где применены театральные и кинематографические приемы. Подобие кинопленки, где иллюстрировано то, что слышит аудитория, кадры из истории нашей страны, истории жизни и творчества Евгения Евтушенко. На сцене – не только исполнение музыки и стихов, но и танцы, и световые эффекты, усиливающие воздействие поэтического и музыкального материала.

В целом полтора часа без перерыва – сначала «Исповедь», затем «Идут белые снеги…».  Объединены в один спектакль с одним названием. И титры на сцене  – авторы, постановщики, исполнители… как в кино.

Думаю, что не мне одной из сидящих в зале хотелось, чтобы кино не заканчивалось… зрители не устали.

                                                              Наталия Май

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Наталия Май
: Поэтория: Слово и Музыка. Критические статьи.
В "Олимпийском" прошла премьера рок-оперы поэта Е. Евтушенко и композитора Г. Мая "Идут белые снеги...". Перед вами рецензия на этот литературно-музыкальный спектакль.
20.12.07
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/Hilda>Наталия Май</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/64618>Поэтория: Слово и Музыка</a>. Критические статьи.<br> <font color=gray>В "Олимпийском" прошла премьера рок-оперы поэта Е. Евтушенко и композитора Г. Мая "Идут белые снеги...". Перед вами рецензия на этот литературно-музыкальный спектакль.<br><small>20.12.07</small></font></td></tr></table>



hp"); ?>