Светлана Вельковская: Соната.
Цикл стихотворений Светланы Вельковской «Соната» по звучанию и построению напоминает именно сонату. Общепринятая дефиниция сонаты – «музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединённых общим художественным замыслом». Два стихотворения – две части сонаты. «Общий художественный замысел» в данном случае есть чувства героев, сравниваемые с музыкой и выражаемые при помощи музыки. Первая часть – первое стихотворение – нежная мелодия зарождающейся любви и страсти, в которой мне, достаточно строгому к себе и другим критику, почему-то вовсе не режут глаз и слух «мечты», «ангелы» «душа», «грёзы» и «слёзы». Как правило, эти слова бросают в дрожь любого искушённого в поэзии человека, однако в этих стихах они не выглядят расхожими штампами. Строки захлёстывают с головой, вызывая ассоциации с собственными переживаниями, заставляя вслушиваться снова и снова:
Вот, замирая, бьётся еле-еле
В груди твоей знакомый метроном...
...
Сонаты не созвучия - цветы,
Соцветия, созвездия создали...
...
Из звуков и беззвучия, из тьмы,
Из света, святости и святотатства
Родится нечто, чтоб с тобой остаться,
В душе, в мечтах, в блаженном слове "мы".
Вторая часть «Сонаты» – второе стихотворение – это уже развившееся чувство, содержащее в себе и сомнения, и тоску, и боль, и страх потери, и – преодоление преград между внутренними мирами героев:
Ты скажешь тихо: "Хороша!"
А я отвечу: "Неужели?"
...
Сорвав аккорда голый нерв,
Свою тоску в твой мир роняю.
Здесь уже совсем другое звучание – торжественное и немного печальное.
Это, конечно, не более чем личные ассоциации. Мои собственные. Но мне хочется верить, что поэтическая «Соната» Светланы Вельковской вызовет положительные эмоции и у других.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Лиене Ласма
|