Анна Стром: Открытие «америки».
"Нет конца обетам и изменам,
Нет конца веселым переменам..."
Н.Гумилев, "Открытие Америки"
Небольшая, но цельная и законченная по смыслу поэма полемизирует со своей знаменитой тезкой: чем внимательнее читаешь оба текста, тем больше отличий находишь. Гумилевский Колумб, очарованный музою странствий, ищет чудес на краю света и, обретя искомое, страдает: ветреная муза покинула его. Ищущий всего лишь лучшей жизни герой нашей поэмы и чудеса, в некотором роде, находит, и под обломками сбывшейся мечты не гибнет, зато узнает, что цель его поиска иная: не в дальних краях, а в человеческих сердцах. И хотя оба героя в конце концов понимают, что настоящей своей цели не достигли, все четверо реагируют на это по-разному. Гумилевский странник впадает в мазохистическую депрессию, наш - в раздумья о судьбах рода человеческого. Автор первого текста почти пренебрежительно отмахивается от спокойной старости и детского смеха, призывая к бесконечному пути в высшее неведомое, автор второго текста советует читателю остановиться и получше вглядеться в окружающее, прежде всего - в самого себя.
Интересна разница формы обоих произведений: в оригинале пятистопный хорей, в ответе пятистопный же, но ямб. Как известно, Гумилев считал этот размер уместным "для рассказа эпического или драматического". Сам по себе ямб менее естественен и динамичен, чем певучий и романтичный хорей, зато он вдумчивее и рассудительнее собрата. Получается, и герой, и сам текст Анны Стром старше, "взрослее" гумилевских? Или просто скептичнее, на что вроде бы указывают кавычки в заглавии?
И тут мне на ум приходит мысль отнюдь не филологического свойства. Учившего мир "делать что надо", громогласного певца духовности и красивых страданий, любителя похвалиться отважным дергом тигра за усы этот самый тигр просто и прагматично, без всяких фанфар расстрелял и закопал, - до сих пор спорят, где именно. Анна Стром не учит читателя, что "надо" делать, тигриными усами, по-видимому, не интересуется, красоту ищет не в страданиях, а ближе к тому месту, где у человека находится совесть. Пожалуй, первый вариант ответа нравится мне больше: да, и взрослее, и старше, и умнее.
Вашу точку зрения, читатель, я ни угадать, ни предсказать не берусь.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
Открытие «америки»
Поедем... почему бы нет, славяне?
«Уря!» кричать — на то есть патриоты,
Поедем, — осень, прохудились боты,
И сырость не унять уже словами
О вешних водах, чистом райском пенье
Под сенью опьяняющих акаций...
А шум и гам заказанных оваций —
Ещё противней сырости осенней.
Как говорится, рыбу тянет глубже,
А человека — в те края, где лучше.
Опять же, боты неблагополучно
Нырнули и почили мирно в луже.
Но нет конца житейским переменам:
Хотя надежды, как известно, лживы,
Но боты... да и люди... были б живы,
Ну, а язык не муж — простит измену.
Мы снялись с якорей! А путь проложен.
Какая разница: Колумб иль Америго?
Не расквитаться всё равно за иго,
Не вынимая ржавый меч из ножен.
По мне, так можно жить без ностальгии:
Волнительны названья прошлых станций
Не более, чем Муза Дальних Странствий
Для тех, кто и на родине чужие...
Планета вертится. Как будто дома,
Шевелятся гардины на окошках,
И дом и жизнь — опять на курьих ножках,
Но снег боится мостовых-ладоней
И тает. Пробирает насквозь сырость,
А боты — новые, и жизнь прекрасна,
Не делая нам скидок понапрасну
На эмигрантский быт и псевдосирость.
Но оглянись назад — и страшно станет,
Что в общем гуле слышатся идеи
Из протокола с улицы Ванзее,
(Как впрочем и о немцах в Казахстане) —
Всё это в прошлом. Хочется так думать.
И помнят в доброй старенькой Европе
Потомки Нюренбергские уроки
И следствия советского недуга,
Предпочитая сказку о фонтане
И о кольце, вплетённом за ночь чудом
В ограду подмастерьем-шалопутом.*
Все верят в Миф — не только христиане.
Найти бы общую для всех дорогу —
Желанья нет, чего греха таить-то!
Вот где собака перемен зарыта...
По-прежнему пустыня внемлет Богу.
А вот и Кайзербург тысячелетний
С пятикилометровою стеною.
У Лоренцкирхе — магазины за спиною,
Кафешки уличные. Бьют к обедне
Старинные часы у Фрауенкирхе,
Танцующие движутся фигурки
В часах по кругу в медленной мазурке —
И прячутся от публики в квартирке.
В цене игрушки: дивы-манекены,
Лото и куклы, паровоз, машины,
Встречаются и женщино-мужчины, —
Возможны и такие перемены.
Не вздрагиваешь больше с непривычки
От «неотложки», мчащейся с сиреной.
Напомнит лишь о том, что все мы бренны,
И что на всех найдётся воля свыше.
А может, станем соблюдать субботы?
Поверим в чудо Рождества Христова?
Иль в Рамадан, иль в племя Иеговы, —
Меняя душу, а не только боты?
Пыхти, наш паровоз, по новым весям,
По старым остановкам Ойкумены,
Где нет конца весёлым переменам,
Пока слагают люди Песни Песен.
______________________________
* Самая известная Рыночная площадь в Германии была построена на месте
еврейского гетто в 1349 году, когда 600 евреев были сожжены в день св.
Николая. Фонтан на ней знаменит так называемым Нюрнбергским кольцом,
которое загадочным образом вставлено в решетку ограды. По легенде,
один молодой человек, бывший подмастерьем у слесаря и желавший
жениться на дочери своего хозяина, вставил это кольцо за одну ночь, чем
произвел неизгладимое впечатление на возлюбленную и на ее отца. С тех
пор жители города и туристы дотрагиваются до этого кольца и загадывают
желания.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Анна Стром: Открытие «америки». Поэма. Интересный образец поэтической полемики, для коей разница во времени, расстоянии и социумах – не помеха. 17.02.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|