Сергей Зубарев: К вопросу о качестве поколений.
Не смотря на некоторую избыточность специфической терминологии, автор ёмко и доступно излагает идею, с которой я абсолютно согласен.
Единственное что мне не понятно, это как именно мог бы выглядеть институт инициации в буквальном воплощении.
Но я надеюсь, я даже уверен, что Сергей Зубарев с готовностью ответит и на этот, и на любые другие вопросы, которые возникнут у читателей.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Георгий Бартош
|
К вопросу о качестве поколений
Не секрет, что одной из причин сокращения рождаемости в России является прогрессирующая инфантильность поколений. Выросшие, но не ставшие взрослыми дети не могут и не хотят становиться родителями. Они хотят оставаться детьми.
Следовательно, социальная и психологическая зрелость родителей - есть главное условие воспитания последующих качественных поколений. То есть, таких детей, которые своевременно будут становиться качественными, в том числе - многодетными, родителями.
В современной глубинной психологии процессы развития внутрисемейных отношений – между супругами, родителями и детьми, и самими детьми разных полов и возрастов изучены достаточно подробно, чтобы сделать практические выводы. Некоторые из них могут показаться неожиданными и парадоксальными. Например: чрезмерный культ Матери ведет вовсе не к укреплению семьи и повышению рождаемости, а наоборот, - к развалу семей и сокращению рождаемости.
( Общеизвестно, что любое лекарство в излишней дозировке становится ядом.)
Россию часто по традиции, идущей от Н. Бердяева, называют женской страной. Гораздо точнее было бы называть ее страной материнской.
Подчеркнем сразу, что мать и женщина – сущности не тождественные, а во многом противоположные и даже враждебные друг другу. То, что эти фигуры могут существовать в одной личности, дела не меняет, но лишь осложняет.
Мать – родительница и владелица своих детей. При всех позитивных аспектах материнства ее идеал – вечное владение своими детьми, которые не должны взрослеть и покидать ее.
К счастью, человечество выработало механизм, пресекающий такой материнско-детский симбиоз. В архаических обществах это всевозможные ритуалы инициации, только пройдя которые ребенок может считаться взрослым (Не будем углубляться в отличия инициаций юношей и девушек, в данном случае это не существенно.)
После инициации человек входит в мир взрослых – мужчин и женщин. Отец и мужчина не противоречат, а дополняют друг друга. Женщинам требуется большая гибкость, чтобы, родив детей, побывав матерью, остаться женщиной. Существуют двуязычные племена, в которых ребенок до инициации говорит на материнском языке, а после – разучивает взрослый язык. Так что граница между материнско-детским миром и мужеско-женским, отцовским, не придумана, а реальна.
Можно добавить аргумент: и современная семья благополучна, пока разделена на подситему родителей и подсистему детей. Как только хотя бы один родитель образует подсистему с ребенком, семья идет к развалу. Поэтому однодетные семьи наименее устойчивы: единственному чаду не с кем блокироваться и он особенно активно вклинивается в родительскую пару.
В цивилизованных обществах механизм инициации, это ядро культуры, постепенно размывается, редуцируется до сословных, конфессиональных, профессиональных форм, и в современном обществе сохраняется лишь в остаточных формах. (Для России, к сожалению, так сложилось, самая полная и распространенная форма инициации – тюрьма.)
Отсутствие такого механизма лишает общество и государство осмысленного формирования необходимого типа личности, то есть, возможности формировать будущее.
Более того, само государство, вкупе со всеми иерархическими образованиями – армией, например, становится отнюдь не отцовской, а материнской структурой.
(биологический пол тех, кто населяет материнскую структуру, не важен.)
Заметим, что семейная матрица власти в России – вовсе не «Отец и дети», а «мачеха и дети, - свои и чужие»
Вообще поиски решения ряда социальных проблем в гендерных различиях обречены на провал потому, что главный конфликт существует не между мужчинами и женщинами, а между зрелыми и инфантильными субъектами обеих полов.
Итак, мощная Мать в отсутствие сильного Отца формирует с детьми инцестуозный симбиоз. Дети, в массе, обречены оставаться инфантильными. А инфантильные поколения это:
1.Зависимости: алкогольная, наркотическая, игровая и прочие. Усилия силовых структур со следствиями. Спору нет, это важная борьба, но она – тактическая. Выигрышная стратегия – воспитание поколения, внутренне устойчивого к разного рода зависимостям.
2. Преступность: во многих случаях вовлечение в криминальную среду детей и подростков происходит в результате поиска ими образца мужественности, отсутствующего в семье. Зато легко доступны образцы псевдомужественности. Тем более, что ТВ и кино активно романтизируют преступность. Это было бы не так страшно при достатке авторитетных отцовских фигур. Но, увы.
3.Падение рождаемости: инфантильные дети хотят всегда оставаться детьми при маме и категорически не хотят сами становиться родителями. Поэтому симбиоз «мать – дитя» без отцовского участия - самоликвидирующаяся система.
4. Распад семьи: даже если инфантильные мальчики и девочки образуют свои семьи, всемогущие матери в масках тещ и свекровей легко их разрывают. Рожденные дети остаются с матерями и несчастливая эстафета продолжается. Воспроизводство патологических семейных сценариев легко передается именно в архаичной материнской модели наследования.
Необходимо открыто признать, что многолетняя ставка государства на мать провалилась.
Причины пораженности Отца в российской истории – отдельная обширная и болезненная тема, рассматривать которую в данном тексте нет возможности. Подчеркнем лишь острую необходимость устранения существующего дисбаланса между родительскими фигурами.
Оторвать детей от матери и вывести их в мир может только Отец. И заменить власть материнского каприза на власть закона может только он.
Практические выводы: поддержки требует именно институт отцовства. Перечислим некоторые шаги, не требующие больших инвестиций:
1. Качественное повышение преподавания психологии в учебных заведений всех уровней. Сегодня не только школьный, но подчас и вузовский преподаватель не может внятно объяснить учащимся суть отцовской роли. Подготовку педагогов и психологов всех уровней необходимо строить на психоаналитической парадигме.
2. Слом порочной судебной практики передачи детей на воспитание, при разводе родителей, исключительно матери. Закон провозглашает равенство отцов и матерей. Но судебная практика Закон опровергает, (Закон – отцовский атрибут, а практика подтверждает тезис о материнском превосходстве) и порождает шлейф общеизвестных проблем. Квота на судебные решения, конечно, неуместна, но квота на участие мужчин-отцов в комиссиях, готовящих рекомендацию для суда вполне резонна.
3. Законы РФ содержат массу текстуальных запретов: на угрозы, клевету, брань, пропаганду войны, фашизма, разжигание межнациональной розни, и т.д. Имеет смысл ввести запрет на разжигание у ребенка неприязни к другому родителю. Мера эта, при кажущейся наивности, может эффективно сработать в контексте целенаправленного развития культуры развода.
Качественные сдвиги в ситуации возможны только после создания института инициации, то есть испытательной процедуры перехода из детства во взрослый статус.Таковая процедура, задавая четие критерии требуемого типа личности поможет обществу более сознательно осуществлять свое будущее.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Сергей Зубарев: К вопросу о качестве поколений. Эссе. Всё то, что я давно хотел услышать об ответственности, и о том, откуда она берется 25.03.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|