h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Валерий Тарасов: Лукашин в Зазеркалье (несколько слов по поводу статьи "Сарказм рока") (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Валерий Тарасов: Лукашин в Зазеркалье (несколько слов по поводу статьи "Сарказм рока").

Статья Валерия Тарасова «Лукашин в Зазеркалье» является ответом на статью Сергея Зубарева «Сарказм рока» Собственно, полемика двух авторов началась еще в комментариях к статье С. Зубарева. Если бы я был психоаналитиком, то меня бы насторожила полемика между двумя мужчинами. И, возможно, я отыскал бы в этом факте определенную «гомоэрогенность» Хотя исследование произведений с точки зрения психоанализа я не отвергаю. И, если даже эти исследования дают субъективную, отличающуюся от общепринятой оценку устоявшимся фактам, то ничего страшного в этом нет. Беда в том, что Сергей Зубарев слишком небрежно относится к фактам. В этом я полностью согласен с Валерием Тарасовым. Ну какой же Лукашин алкаш? По сюжету «Иронии судьбы» он не пьет, и его подпаивают друзья в бане. И на чем основано предположение С. Зубарева, что мать Жени упрекала Надю связью с Ипполитом? Это было бы возможно, если бы они жили в одном подъезде и знали друг друга не один десяток лет. Про Ипполита она вообще может никогда не узнать. И с чего вдруг автор статьи «Сарказм рока» решил, что мать Лукашина властная? Нет отца? Ушел? А если просто умер? Никаких признаков властности она не демонстрирует. Привел Галю? Ну, хорошо. Привет Надю? Тоже не вмешивается.
Плохо то, что Валерий как будто бы не заметил, что за психоаналитическими экзерсисами Сергея стоит позиция. С.Зубарев на стороне успешных Ипполита и Ираклия. Что говорить, во второй «Иронии» Надя – 2 ведет себя по отношению к Ираклию, мягко говоря, некорректно. Но ведь и фильм – то сляпан на живую нитку. Некачественно, наспех. Однако С. Зубарев обвиняет в подобной некорректности и старшую Надю. И в этом его ошибка. Любовь, в особенности взаимная, не выдается по талонам. Это не медаль за трудовые успехи, которую вешают на грудь передовикам производства к очередному юбилею. Будь так, это бы многое упростило. Если, конечно, Сергей не имеет в виду эти бессмысленные телодвижения, в просторечье именуемые сексом. Вот тут успешные Ипполиты с Ираклиями дадут фору Лукашиным. Хотя, в чем же успешность Ипполита? Ему за 40, а он еще не был женат. Он же напрочь закомплексован. «Просто он не умеет любить» - слова героини К. Кардинале из «Восемь с половиной» Ф. Феллини. И не любовь это с его стороны, а исполнение обрядов. Подражание старшим. Отцы так делали и мы должны. Ты мне – бритву на 23 февраля, я тебе – духи на 8 марта. За неимением гербовой пишем на простой. Нет любви, довольствуемся имитацией. Все под контролем. Эмоции, чувства. Однако любовь вышла из под контроля и успешный Ипполит находит утешение в вине. Лукашина просто подпоили, а Ипполит напивается сам. Кто же из них сильный? И возможно, что в своем заключительном монологе Ипполит прав, а возможно, что и нет. Масса вариантов. И смысл фильма не в том, что успешные гады берут от жизни все. Он в том, что успех, богатство, на самом деле фигня по сравнению с любовью.
Так получается, что невозможно анонсировать статью В. Тарасова, не анализируя статью С. Зубарева. Неплохо уже то, что они заставил нас размышлять.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Евгений Родин

Валерий Тарасов

Лукашин в Зазеркалье (несколько слов по поводу статьи "Сарказм рока")

Вообще, кто такие психоаналитики? Понятие довольно расплывчатое. Есть учение Фрейда, есть развитие этого учения. Само учение Фрейда состоит из множества неравнозначных положений. На одном краю – несомненные революционные прорывы в знании о человеке, на другом – откровенно болезненные фантазии. Еще сложнее картина с его последователями. Это и теоретики, авторы новых школ на базе фрейдизма, и практикующие психоаналитики. Среди практикующих опять полный спектр: там и доктора наук и переквалифицировавшиеся учителя физкультуры. Но так уж получается, что громче всех и чаще всех напоминают о себе те «психоаналитики», которые из учения Фрейда берут на вооружение как раз «болезненно-фантазийный блок». Он яркий и шокирующий, дающий скорые дивиденды.
Психоаналитики (я пишу это слово без кавычек, потому что члены «болезненно-фантазийного блока» присвоили себе это понятие, как, к примеру, в политике понятие «патриоты» присвоили себе члены другого «болезненно-фантазийного блока») – вообще скорые люди. Вот и автор статьи в комментариях указывает, что психоаналитиком (что-то смыслящим в нем) может называть себя человек, имеющий 150-часовую практику, ну, и два тома З. Фрейда. Для сравнения: чтобы стать хирургом, надо после мединститута еще 2-летнюю ординатуру пройти.
Понятно, что такой низкий пропускной профессиональный ценз вкупе с щекочущей воображение тематикой вызвали к жизни СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - психоанализ и психоаналитиков. В обществе имелся достаточно большой слой людей мечущихся, неудовлетворенных, которые с появлением психоанализа нашли свою нишу. Грубо говоря, это медики, тянущиеся к проповедничеству, и проповедники, тянущиеся к медицине (это только один из аспектов). Так, например, пафос статьи Сергея Зубарева «Сарказм рока» я увидел не в анализе картины «Ирония судьбы» или критике морального облика позднего совка, а в демонстрации методов психоанализа. То есть, в проповеди Учения. И в этом проповедническом рвении многое перевернуто с ног на голову или притянуто за уши.
*     *     *
«Хотя многолетнее «традиционное» повторение может свидетельствовать не столько о любви, сколько о невротической навязчивости,  попробуем исходить из более романтичной гипотезы» - пишет автор чуть ли не в первых строках.
Ловким движением руки переставлены местами объекты и субъекты навязчивости: автор говорит (в придаточном предложении) о невротической навязчивости зрителей, хотя можно бы говорить о невротической навязчивости программных директоров российских телеканалов. Если говорить о мотивациях программных директоров, то они далеки от родовых травм: нет близких по художественным и потребительским достоинствам новогодних картин. И так как их долго не было, то показ фильма превратился в традицию, в такую же, как вобла к пиву. Кстати, в условиях совка купить сосиски к пиву было проблематично. Хотя любой психоаналитик скажет, что дело в подсознательной боязни российских мужчин поглощать фаллические символы.
В начале статьи появляется понятие «постоянные потребители «Иронии судьбы». Кто они? Автор утверждает, что это люди с проблематикой постоянства объекта, т. е. потенциальные пациенты психоаналитика.
А может, это все-таки люди, которые в новогоднюю ночь, включили телевизор. И которые предпочли руладам Киркорова, репризам Петросяна, хоккею, новорусским пластмассовым комедиям старый добрый фильм? Иными словами, телезритель не ищет фильм Рязанова, он переключает каналы и останавливается на меньшем из зол.
Автор путает главное (или совершает сознательную подмену) – неугасающие потребительские свойства фильма кроются не в любовных перипетиях и психологизмах, а в том, что это практичное новогоднее блюдо. Фильм ассоциируется с Новым годом наравне с мандаринами и селедкой под шубой. Любовные и прочие психологические нюансы внимательно отслеживаются, вызывают интерес только при первом (первых) просмотре. Далее же любовная история воспринимается фоном, фильм распадается на дивертисмент номеров-цитат, музыкальных и драматических. Такие фильмы в новогодней суматохе смотреть легче всего: хозяйки могут отлучаться на кухню, мужики перекурить и позпускать китайские петарды с балкона. От фильма можно в любой момент оторваться (вдруг рвануть к Петровым) и в любой момент вклиниться («Петровы, вы телевизор купили?»). Тогда как напряженный триллер или по-настоящему психологическая драма сделали бы и негромкие разговоры за столом бестактностью.
Даже при первых просмотрах все-таки главная составляющая не психологическая, а «чудесная». Это более комедия положений, чем комедия нравов. Моральные портреты («моральные облики») там условны и нужны только для продвижения сюжета.
Если у «постоянных потребителей «Иронии» и есть какая-то психологическая проблема, то это проблема создания новогоднего настроения в новогоднюю ночь. Вспомните, как в предновогоднюю неделю все начинают жаловаться: «что за ерунда, скоро (послезавтра, завтра) Новый год, а никакого ощущения!» Все хотят таких же ощущений настоящего сказочного праздника, что и в детстве. И всяческими средствами пытаются сублимировать это ощущение. Одно из таких средств (наряду с мандаринами и оливье) – «Ирония судьбы», ведь полстраны посмотрели его еще в детстве.
Итак, фильм «Ирония судьбы» не наркотик, за которым бегают невротики. Им кормят на безрыбье. И от явного перекорма фильм все более превращается в антураж, стирается до фразеологического оборота и не производит никакого художественного и тем более психологического (вытекающего из  художественности) воздействия.
Статья исходит из ложного посыла, но спекулирует на беспроигрышном принципе "Старых песен о главном" (необычная трактовка заезженного). На этом можно было бы и остановиться. Все-таки обратим часть внимания на характер и качество аргументации, представленной Сергеем Зубаревым.
*     *     *
«Мальчик Женя Лукашин давно исполнил свою фантазию об обладании матерью».
Человек, исполнивший свою фантазию, должен быть если не счастлив, то, по крайней мере, доволен. Покажите мне таких мальчиков, которые бы радовались, что живут без отца. Вот тех, у кого родители разбежались, и у кого вследствие этого были психологические травмы – таких сколько угодно. Понятно, есть такие случаи, когда отец, напиваясь, начинает гоняться за матерью с топором, но тогда сын хочет избавиться от отца по той лишь причине, что ТАКОЙ отец не нужен и попросту опасен, а совсем не потому, что он ХОЧЕТ ОБЛАДАТЬ МАТЕРЬЮ. К тому же, избавиться от ТАКОГО отца в равной степени желают не только сыновья, но и дочери.
Фантазии об обладании матерью – это фантазии психоаналитиков-фрейдистов. И эти фантазии подогреваются единичными клиентами с неадекватной психикой. Вообще непонятна эта грязная с научной точки зрения манера психоаналитиков: раздобыть какой-либо клинический случай и экстраполировать его на человечество.
Приведу характерный пример: некий М. Решетников в статье «Элементарный психоанализ» пишет:
«Я сознаю, что сказанное может вызвать не только недоверие, но и возмущение, и поэтому обращусь к конкретным фактам и самоотчетам женщин. Маленькая цитата из французского журнала: «Мы – три подруги: Анник, Мартин и я. Нам по сорок лет, и у каждой есть сыновья от 15 до 17 лет. Наслушавшись историй про СПИД, мы решили сами инициировать наших мальчиков, договорившись, что каждая займется сыном другой, чтобы избежать кровосмешения. Мы хотели привести наш план в исполнение во время рождественских каникул, но я опешила, узнав, что Анник, переспав с сыном, свою (выделено М. Решетниковым) проблему уже решила. Мартин сказала, что она поступила правильно. После рождественских каникул Мартин сообщила мне, что вступила в половые отношения с двумя своими сыновьями и продолжает сожительствовать с ними до сих пор. Оказывается, это так просто. И я хочу поступить так же...»
Само- и взаимообман, к которому первоначально прибегли подруги, «договорившись, что каждая займется сыном другой», достаточно очевиден и, думаю, ни при каких условиях этот вариант не мог бы реализоваться, потому что в основе всех планов и поведения женщин были именно инцестуозные тенденции, а забота о детях – лиши маскирующий фактор, снимающий запрет с бессознательных желаний и обеспечивающий защиту от неизбежного чувства вины».
Конец цитаты. И почему самообман достаточно очевиден? Почему этот вариант ни при каких условиях не мог реализоваться? Да запросто мог, автору нужно было почитать другие французские журналы, да хоть наш «Спид-Инфо», и он нашел бы «конкретные факты». Но они ему не нужны, потому что противоречат (даже не противоречат, а просто не подтверждают) учению Фрейда. Не нужны психоаналитикам и миллиарды матерей, которым идея инициации сыновей и в голову не приходила.
Эту болезненная ревностность (ни один из фактов и соображений не отдать «посторонним», не-фрейдистским причинам) демонстрирует нам и Сергей Зубарев (в своей статье, - о его практике судить не смею).
Если мужики сидят в бане с пивом – «однополая гомоэротическая компания, - присутствие в ней УБЕДИТЕЛЬНО показывает его [Лукашина] принципиальную неготовность к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям». Но рядом-то сидящие мужики - застарелые гетеросексуалы. Почему они (их трое против одного) ничего УБЕДИТЕЛЬНО не показывают психоаналитику? Почему бы не предположить, что «гомоэротизм» их вынужден, что протащить подруг в мужское отделение совковой бани невозможно. Так и солдатскую казарму можно назвать гомоэротической компанией, и присутствие в ней солдатиков будет убедительно доказывать их неготовность к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям.
Неамбициозность Жени Лукашина как следствие отсутствия Отца – тоже весьма произвольное толкование. Амбициозных и неамбицозных детей в неполных семьях фифти/фифти (я обыватель и могу опираться на жизненный опыт, Сергей Зубарев – специалист, если он хочет опровергнуть мое мнение, пусть приведет статистические данные, а не рассказывает про случай его знакомых). Куда вероятней, что неамбициозность сына - следствие генов отца. Властная мамаша цыкнула на папу Жени, тот и скрылся с ее горизонтов. Она же (властная мамаша) и подавляет амбиции сына. Потому что она властная, и подавляет без всяких параэдипально-анальных подтекстов.
И если у Жени Лукашина нет амбиций, почему же он не ретируется после появления Ипполита, а яростно борется за свое место под солнцем? Мы опять видим характерный прием ослепленных ревностностью проповедников: они не замечают, что один и тот же факт толкуют в противоположных направлениях. Или замечают, но считают, что ничего страшного. Надо отдать должное искусству манипуляции: диаметральных разворотов не замечают и читатели.
«Физически изгнав Ипполита, Лукашин продолжает магически-символическую борьбу за уничтожение его портрета. Этот  бытовой вудуизм, характеризует подлинный ментальный уровень любимого героя». – Но позвольте, любого мужика – и «мачистого», и не очень - будет раздражать фотография «предыдущего» любовника. Из-за этого вполне естественного жеста чего только ни нагорожено: 1) магическо-символическое, 2) бытовой вудуизм, 3) подлинный ментальный уровень. Перед нами возгонка фрейдистских проблем на ровном месте, замаскированная терминологическим антуражем.
*     *     *
Как построена статья? В начале перечислены все основные элементы психоанализа, списком. Затем они «добротно» отрабатываются автором. В этом есть нечто зомбическое.
Список достаточно внушителен. Каждое положение, «отработанное» автором в этой статье, думаю, нет смысла разоблачать именно мне. Надо же что-то и читателю оставить. Да, собственно, надо ли разоблачать? Ведь это аттракцион. За то, чтоб посмотреться в кривые зеркала, люди еще и деньги платят.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Валерий Тарасов
: Лукашин в Зазеркалье (несколько слов по поводу статьи "Сарказм рока"). Критические статьи.
Любовь, в особенности взаимная, не выдается по талонам. Это не медаль за трудовые успехи, которую вешают на грудь передовикам производства к очередному юбилею. Будь так, это бы многое упростило.
14.03.08

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275