Сергей Панкратов: Великий поход.
"Глас божи — глас народа. Где твоя, Савушка, порода,
хотя тебе непригожо, тут твоя и рожа."
("Сказание о попе Саве", XVII в.)
Задавшись целью насыпать перцу на хвост культурной современности, Сергей Панкратов находит беспроигрышное средство это сделать: раешный стих. От этого происходят разные забавные штуки. В частности, текст, на фоне литературной "прикладной" нормы могущий показаться экстремальным, вполне откровенно заявляет себя как архитрадиционный русский "глум", социальная сатира, каковой по сути дела и является. Норме от этого не легче, но легче исследователю, а читателю веселее и удобнее валять дурака вместе с сатирическим героем, "дуремаром из графоманов".
Технику раешного стиха ценил и использовал Маяковский, поэт вполне "официальный". "Стих Маяковского" в немалой степени ассоциируется у современного читателя с бюрократически санкционированной, идеологически насыщенной поэзией. Контраст формы и содержания? Ничего подобного. Усиление высказывания за счет мнимой противоречивости формы. Способ эффективный и изящный, особенно если учесть, что почти все другие способы формально и эмоционально усилить сатирическое высказывание уже использовал Бродский в "Представлении", тексте хотя и лирическом, но крайне близком к "Походу" по своей задаче.
А шутки у нелирического героя, как и положено, дурацкие. Умница автор!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|