Алексей Петров: Пушкин и Мицкевич. Дружба или вражда?.
В центре Минска, в небольшом сквере на Городском валу, стоит памятник Адаму Мицкевичу. Он сидит лицом к нарядному, красного кирпича пожарному депо (модерн), подпирая гривастую голову рукой (поза напоминает знаменитую картину Ваньковича «Адам Мицкевич на скале Аю-Даг»), словно нарочно отвернувшись от Макдональдса, который прямо перед ним через перекресток. За спиной у него Пищаловский замок – то есть городская, поныне действующая тюрьма, построенная в XIX веке (неоготика).
Если от памятника Мицкевича провести перпендикулярную линию, то через километр Вы упретесь в подножие памятника Пушкину, который несколько лет назад подарил не ожидавшим такой нечаянной радости минчанам добрый московский градоначальник Юрий Лужков. Пушкин взволнованно всматривается в даль, словно вопрошая: «Ну, где же он, мой милый друг пан Адам, присох он там, что ли? Пунш стынет!». Кто его знает, может по ночам, когда улицы пустеют, они и встречаются где-нибудь посередине, что бы продолжить давно начатый разговор… Мицкевич поднимается со своей бронзовой скамьи, неспешно проходит мимо барочных башен Петропавловского собора. Навстречу ему, в несколько шагов перемахнув мостик через Свислочь, издали приветственно размахивая цилиндром, спешит Пушкин.
Фрагменты из книги Алексея Петрова «Полонез по-русски, или Заграница.pl.ru» встраивается в культурную среду Минска, в литературную и общественную проблематику современной Беларуси словно недостающий пазл в мозаичную картину.
Нет другого такого литературного гения в истории Восточной Европы, которого с такой охотой присваивали бы себе соседние народы. К сказанному Алексеем, я могу добавить только то, что в XIX веке термин «белорусы» применялся к жителями Витебской, Могилевской и частично Минской губерний. Жители Гродненской и Виленской губерний считались литвинами в силу исторической традиции, поскольку именно на этих землях находилась летописная Литва – балтское племя, один из князей которого основал Великое княжество Литовское, прибавив к своему уделу земли умершего бездетным новогрудского князя Изяслава. На землях Восточной Литвы и примыкающему к ней с юга белорусскому Понёманью на протяжении многих столетий вперемешку жили литовцы, славяне, татары, евреи… Протестантские сборы соседствовали с православными церквями, католические костелы – с иудейскими синагогами. Таким образом «литвины» термин не этнический, а территориальный. Поскольку юность Мицкевич провел в Вильно, литовцы считают его своим. Белорусы прав на Мицкевича не уступят никогда – зря он, что ли родился в Новогрудке, с характерной белорусской фамилией. Про поляков и говорить нечего….
Алексей Петров не прибавляет керосину в костёр споров по поводу национальной принадлежности Мицкевича. Более чем деликатно он раскрывает тему политических противоречий Пушкина и Мицкевича. Главное, что лично я вижу в этом отрывке – это идея культурного диалога, результаты которого более долговечны, значимы и плодотворны, чем результаты войн, восстаний, аннексий и пр. мерзостей, рождаемых политическими вождями, у которых во все времена одни лишь благородные намеренья.
Белорусским авторам ТЗ я настоятельно рекомендую прочесть это эссе, потому что немедленное желание приобрести произведения Мицкевича, причем в нескольких вариантах: на оригинальном языке, в переводе на белорусский и русский Вам гарантировано.
Москвичам проще, они могут зайти в книжный магазин и за не очень большую цену обзавестись умным, доброжелательным собеседником на тот случай, когда Вам захочется выключить телевизор (компьютер), укрыться пледом и провести время приятно, и с пользой.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Георгий Бартош
|