Владимир Попков: Система памяти.
Не всё плохо в нашем прошлом. Есть и великое, от которого настоящее только возвысится.
Не всё «суперклёво» в настоящем. Есть чему учиться и у прошлого. И умному, и красивому, и профессиональному. Вспоминать прошлое, и учиться у него – не поднимая грязи со дна и не выковыривая ее из закоулков. Память человеческая мудра – хранит хорошее, избавляется от плохого. Зачем идти наперекор природе?
Влияние культуры на умы народа так же велико, как и влияние бескультурья. Когда же наши правители выберут первое? Или тупыми править легче?
Среди шоу, где премии (вроде бы даже общенациональные) вручают престарелые порнозвёзды («Сволочам», помните, кто отказался вручать, и кто вручал? Не нашлось «вручателей» приличнее?), и среди шоу, где половина исполнителей достойна петь под бряцанье ширпотребовской гитарки у тёмного подъезда (я про «фабричный» «фанерный» конвейер, «Две звезды» и им подобных – ей бо, у нас, в провинциальном кабаке мужик поёт лучше!), есть всё-таки церемонии, где награждают на самом деле хорошее.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Анатолий Комиссаренко
|
Система памяти
Уже в прологе действия, открытого художественным руководителем Дома кино, Народным артистом России Всеволодом Шиловским, горячими аплодисментами присутствующие в зале встретили кинокадры с участием наших легенд, воистину – НАРОДНЫХ АРТИСТОВ Владимира Зельдина, Ларисы Ладыниной, Любови Орловой, Николая Крючкова, Клары Лучко, Тамары Макаровой, Бориса Андреева, Марка Бернеса, Василия Меркурьева, Бориса Чиркова, недавно ушедших от нас Софико Чиаурели, Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова, Натальи Гундаревой и Александра Абдулова, тех, кого своим бесконечным мельканием на телеэкранах никогда не смогут затмить новоявленные кинодивы. И отнюдь не потому, что «раньше было солнце теплее, а яйца крупнее». Эти незабываемые актеры своей работой и самой жизнью сделали то, что мы с благодарными слезами на глазах воспринимаем многие и многие годы спустя. И до сих пор в голове не укладывается, что часть этих завораживающих кадров именуются ныне уже, как «зарубежное кино»!
Группа «Доктор Ватсон» свою V церемонию вручения премии «КиноВатсон», как раз и посвятила тому, что позволило вернуться в незабываемое время, когда союзные киностудии жили единой большой семьей. Были, что называется «сообщающимися сосудами», из года в год выдававшими «на гора» шедевры, которые от всего остального мира не в силах был отгородить даже «железный занавес». Сейчас у каждого - своя дорога и мы можем только пожелать всем удач на его новом самостоятельном пути. И все же, все же, все же…
Я скорее соглашусь с расхожей фразой и признаю, что у меня нет головы, чем забыв, про то, что у меня есть сердце, гениальный вальс Евгения Доги из «Ласкового и нежного зверя» Эмиля Лотяну и кадры на экране с Кириллом Лавровым, Леонидом Марковым, Олегом Янковским, совсем юной Галиной Беляевой начну воспринимать, как иностранное кино, или кино с иностранной музыкой. А чьей считать проникновенно исполненную Народным артистом СССР Иосифом Кобзоном, незабвенную «Пiсню про рушник», награжденного «Кино Ватсоном», украинского композитора Платона Майбороды, которую знаю столько, сколько помню себя? И скольких сыновей «в дорогу далеку на зорi проводжали» из года в год в нашей огромной стране под эту песню матери? А незабвенный «Березовый сок» Вениамина Баснера в исполнении белорусских «Левонов», основанных когда-то знаменитым песняром, Народным артистом СССР Владимиром Мулявиным теперь – чей?
В одной из своих предыдущих публикаций о музыке кино, за которую вот уже в пятый раз вручает свою премию «Доктор Ватсон», я высказал мнение, что без этой самой музыки кино по- видимому, так и осталось бы «великим немым». Когда в очередной раз в исполнении «докторов» видишь столь талантливо, а в наше рыночное время не грех сказать – и дорогое, добротное шоу с рельефными, во всех смыслах этого определения, декорациями, хорошей режиссурой на основе интересного, остроумного сценария, понимаешь, что идея основателя и бессменного худрука коллектива Георгия Мамиконова - отмечать талантливых художников за их вклад в музыку кино, находится в руках команды, которая, как мало кто другой сегодня, понимает значимость для нашей культуры ее огромного, неоценимого наследия. Всего того, что соединяло единой кровеносной системой, разбежавшиеся в конце прошедшего века из общего двора, республики с их национальными киностудиями. Сейчас, когда мы соединены лишь СИСТЕМОЙ ПАМЯТИ о том времени, важность подобных событий - неоценима….
Композитор Владимир Дашкевич, помимо музыки к десяткам фильмов, одаривший и всех нас, и группу «Доктор Ватсон» культовым, музыкальным джинглом, звуки которого вот уже много лет переносят зрителей на берега Темзы, взял на себя роль «первопроходца» и вручил два первых ватсоновских скрипичных ключа. Сначала – Юлию Киму, не только сочинившему десятки всеми любимых остроумных бардовских песен, но и вложившему нетленные слова в уста многих киногероев - от Бумбараша из одноименной картины и Остапа Бендера в «12 стульях» до незабываемых героев «Обыкновенного чуда» и «Формулы любви», давно ставших любимыми песнями. Настоящими шлягерами, как на музыку самого Дашкевича, так и на мелодии Григория Гладкова и Алексея. Рыбникова. «Награждант», как назвал себя сам Юлий Ким, не остался в долгу и, прочитав блестящий экспромт, под веселое одобрение зала, предложил, врученный ему приз, впредь именовать «киМоватсон».
Уже давно – взрослая и мудрая, народная и по званию и по своему статусу в наших сердцах, но не теряющая с годами раз и навсегда зажженного своего юношеского романтичного ореола, Елена Камбурова на несколько чарующих минут снова вернула нас в безоблачное детство, так, как умеет только она одна, спев после получения награды под артековские кинокадры «Маленького принца» незабвенного Микаэла Таривердиева.
О двух следующих награжденных мастерах режиссуры можно сказать, что они, как никто другой, по праву получили своих «КиноВатсонов». Потому что это тот самый случай, когда даже нет нужды перечислять их многочисленные, всеми нами любимые постановки. Это не только лебединая песня Андрея Миронова - «Человек с бульвара Капуцинов», прекрасные комедии «Хочу в тюрьму» и «Московские каникулы», но и множество других не менее достойных работ режиссера Аллы Ильиничной Суриковой. К тому же, как оказалось, еще и прекрасного поэта, если судить по ее ответному блестящему стихотворному спичу. А то, что благодаря уникальному таланту троекратного обладателя приза «Серебряная роза» мирового телефестиваля в Монтре, Евгения Гинзбурга мы, вопреки всем идеологическим «бордюрам» большевистских времен, впервые получили возможность увидеть не только незабываемые телебенефисы, намного превосходящие по своему уровню западные аналоги, но и очень достойные киноработы, знают не только специалисты. Их помнят миллионы зрителей. Знает об этом, слава Богу, и сын Евгения Александрович, названный в честь деда Александром. Во всяком случае, оказавшись при вручении награды на сцене Дома кино рядом со знаменитым отцом, «потому что не с кем было дома оставить», как пошутил «награждант», без особого смущения принял вместе с отцом скрипичный ватсоновский ключ.
Можно только представить себе все то, что приходится выносить на своих плечах административному «ватсоновскому» штабу при подготовке каждой новой церемонии вручения премии коллектива. И одной из самых трудных задач, наряду с массой других проблем, героически преодолеваемых всем коллективом и его администрацией в лице Леонида Грабера и Любови Мамиконовой, является поиск родных и близких тех, кто, ушел из жизни, внеся свой неоценимый вклад в кино, его музыку и песни, шагнувшие к нам с экрана.
Премию Онегина Гаджикасимова, автора многих популярных песен кино, вручили молодому человеку, представленному то ли, как двоюродный, то ли троюродный племянник. Переминающийся с ноги на ногу, явно смущенный светом софитов и вниманием зала молодой парень, кажется, вообще с трудом понимал суть происходящего. С плохо скрываемым нетерпением дождавшись окончания пространных речей о его троюродном дяде окружавших знаменитостей, он, смущенно буркнув в микрофон – «спасибо большое», поспешил поскорее покинуть сцену. Премию, присужденную классику азербайджанской музыки, автору первого в мире киномюзикла «Аршин Мал Алан» Азиеру Гаджибекову, вручили директору музея композитора в. Баку. Даже не дальнему родственнику. Но хочется все же верить, что все наши любимые и ушедшие, кому эти награды присуждены, сверху видят все и радуются вместе с нами…
Запомнился, немало повеселивший публику, явно «внесценарный» эпизод, лишний раз напомнивший вечную истину, что от великого до смешного – один шаг. В данном случае – плохо подготовленный шаг на сцену. И он был сделан – достаточно длинный и несуразный. Присужденную художественному руководителю «Доктора Ватсона» Заслуженному артисту и Заслуженному деятелю искусств России Георгию Мамиконову, награду новообразованной Академии проблем безопасности обороны и правопорядка, вышла передавать целая делегация. Перед тем, как ее вручить вместе со званием академика этой организации (как впоследствии оказалось, даже с папкой не от той награды) долго и сбивчиво говорившая пышная блондинка, умудрилась под смех зала многократно назвать «награджанта» «Георгием Мамиконовичем». Несколько смущенный столь неудачной процедурой, явно «подсадившей» концерт, новоиспеченный академик Георгий Рубенович Мамиконов (покойного отца которого, храброго летчика ВМС Рубена Вартановича Мамиконова мне посчастливилось знать и даже писать о нем) уже сложил в уголке сцены вновь полученные регалии, а разошедшаяся блондинка из академии проблем все продолжала демонстрировать перед недоумевающим залом явную проблему академии в своем лице. Имя которой – некомпетентность и неуважение не только к награждаемому, но и его заслуженному родителю. Тут приходится только посочувствовать артисту, получившему в ходе подаренного нам праздника, на глазах у любящих его зрителей, такую «награду» в виде ложки дегтя.
Неутомимый и плодовитый Александр Журбин вместе со своим «вручантом», актером и бардом, «киноватсононосцем», Владимиром Качаном, церемонию вручения-получения решили отметить исполнением вживую, как особо подчеркнул «получант», романса на стихи Б. Окуджавы, под «клавишу», оставшуюся на сцене после выступления давних соратников Георгия Мамиконова ВИА «Верные друзья». Электронный инструмент, правда, долго не хотел становиться «роялем», пока его, наконец, не укротил, многократно вызывавшийся на помощь хозяин инструмента.. Поэтому, больше всего из этого довольно бестолкового действа запомнились слова Булата Шалвовича: «Наша жизнь - ромашка в поле, пока ветер не сорвет... Дай Бог воли, дай Бог воли, остальное - заживет…»
Было кое что и несравнимо более важное, что никак не хочет заживать. Не заживает вот уже спустя более 17 лет после того, как одолеваемые личными амбициями и жаждущие поскорее назвать себя новомодным словом «президент», три недавних партфункционера в глубине Беловежской пущи не остановились перед тем, чтобы, что называется - пустить под нож нашу общую жизнь и историю, исполосовав ее границами. Как далекое беловежское эхо в этом феерическом празднике случились, явно не запланированные сценарием, не слишком радостные минуты. Что поделать - «се ля ви», в так называемом, постсоветском пространстве. Нашей бывшей общей родине, если говорить по-человечески.
Ведущие, проявив повышенную политкорректность, долго вызывали на сцену, скрупулезно точно выговаривая труднопроизносимые имя и фамилию, советника по культуре посольства Эстонии с тем, чтобы вручить награду, присужденную Георгу Отсу. Зря, как оказалось, старались, Ольга Кабо и Дмитрий Харатьян, призвав на помощь все свое актерское мастерство и артикуляцию. Предварительно подтвердив свое присутствие, мадам (даже дипломатично не стану называть ее имени) в лучших традициях нынешней прибалтийской политики, не сочла нужным явиться в Дом кино. Нашлись, видимо, более важные посольские дела. Награду замечательный артист, солист московского Театра оперетты Герард Васильев, мастерски исполнивший арию мистера Икса, вынужден был, извинившись за дипработника перед зрителями, вместе с букетом цветов возложить под портрет великого певца. Навсегда оставшимся в нашей памяти великим сыном Эстонии и Народным артистом всего Советского Союза, объездившим с концертами и покорившим своим непревзойденным бархатным баритоном всю огромную страну. Настолько, что у всех последующих наших знаменитых общесоюзных баритонов, выходцев из других республик - Муслима Магомаева, Сергея Захарова, Рената Ибрагимова и многих, многих других, без труда можно было обнаружить в голосе «отсовские» краски. И здесь вполне, видимо, применимо литературное определение, что, как подобно всем писателям девятнадцатого века из гоголевской «Шинели», из Георга Отса вышли все наши певцы века двадцатого.
Как всегда, галантный и элегантный, другой прибалтийский, всероссийски любимый Народный артист СССР Раймонд Паулс, удостоенный награды за музыку, написанную им для фильмов Рижской киностудии, поблагодарил «докторов» и зрителей с экрана. Наивно, конечно, было рассчитывать на приезд самого автора знаменитых пугачевских шлягеров в Москву, если даже к примадонне он дальше Юрмалы сейчас не выбирается. А зря. Имел бы редкую возможность услышать неподражаемый саксофон-сопрано ее бывшего родственника, В. Преснякова (ст.), мастерски, с завораживающими мелизмами исполнившего незабываемую ностальгическую тему из «Долгой дороги в дюнах». За что был удостоен настоящей зрительской овации. Не тех, по меткому определению Аллы Пугачевой, металлических «протезов» рук, которые на сцене, ныне разломанного ГЦКЗ «Россия», сгинувшее вместе с ним ЗАО, тоже именовавшее себя «Овацией», под телекамерами центральных каналов ежегодно вручало, заплатившим за это, фанерным «звездам». Петровича заслуженно наградили настоящими живыми аплодисментами теплых человеческих ладоней за его такую же живую, виртуозную игру.
Актом личного мужества, удостоенным не менее горячих аплодисментов, можно считать появление на сцене Дома кино под свою незабвенную песню «Арго», давно и горячо любимого всеми нами, композитора Александра Басилая, представившего на этом празднике не менее горячо любимый нами, кинематограф Грузии. Тронули его слова благодарности за нашу память и о нем, и о грузинском кино в Москве. Как никогда уместны были здесь известные слова о том, что в те, кто стреляет в прошлое из револьвера, получают в ответ заряд из пушки. Вдвойне горько было понимать это, видя на экране черно-белые кадры старого Тифлиса под нетленное «Такой лазурный небосвод сияет только над тобой, Тбилиси мой любимый и родной….», исполняемое совместно с «Доктором Ватсоном» дважды народной артисткой - Грузии и России, Тамарой Гвердцители, нашей Тамрико, как называют ее в Москве. Ту самую, любимую песню многих и многих поколений «Тбилисо» о столице братской Грузии, нынче под руководством своего розовощекого лидера примеряющей натовскую военную форму. В самом кошмарном сне такое, наверное, не могло присниться великим ее гражданам композитору Р. Лагидзе и поэту П. Грузинскому, подарившему эту песню не только родной Грузии, но и всем нам,. Невольно на память пришли слова Мерции Певзнер, вдовы замечательного музыканта, композитора и дирижера, создателя легендарного национального оркестра Грузии «Реро» Константина Певзнера, впоследствии возглавившего не менее легендарный оркестр Утесова, сказанные мне в очередную годовщину его смерти: «Поверь, Володя, Котик (так звали все близкие Константина Григорьевича) просто не допустил бы этого, будь он жив…».
Наивно и трогательно, наверное. Ведь не артисты и музыканты, даже знаменитые и всенародно любимые, а интересующиеся нашей любовью или нелюбовью к ним только в период выборов, политики, чаще определяют нашу жизнь. Присутствуя в этот вечер в Доме кино, лишний раз пришлось искренне пожалеть об этом. В большой степени, надо признать, несмотря на все вышеназванные незапланированные огрехи, благодаря трогательной атмосфере искренней, чистой ностальгии не только по прошлому нашего великого кинематографа, но по всем нам - вчерашним. Благодаря празднику памяти, которая, как известно, является «родиной души» каждого из нас, незабываемому вечеру добра, подаренному «Доктором Ватсоном». И, конечно же, согласно сценарию, придуманному Аркадием Ининым. За что последний, по ходу вечера неоднократно пытавшийся нарушать воплощение своего детища на сцене самым злостным образом, как бессменный автор всех четырех предшествующих церемоний и нынешней - пятой, вполне заслуженно получил своего «КиноВатсона». За преданность кино и блестящие киносценарии, верность «докторам», неувядающее остроумие и в подарок к своему юбилею.
Оптимистичным заключительным аккордом, вселяющим надежду в то, что «Киноватсон» на этом не закончится и отечественный кинематограф способен будет рождать все новых и новых номинантов на эту престижнейшую на сегодняшний день ежегодную отечественную награду в области кино, было появление на сцене в многолюдном финале программы на фоне флагов наших бывших братских союзных республик, сразу трех поколений «докторов», возвращающих к жизни все то лучшее, что было в нашей песне – самого «Доктора Ватсона» и его «сыновних» групп «Микстура» и «Ватсон Junior»...
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Владимир Попков: Система памяти. Критические статьи. Среди шоу, где премии вручают престарелые порнозвёзды, есть всё-таки церемонии, где награждают на самом деле хорошее. 11.05.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|