Елена Сафронова: «Венец» за детскость и мастерство.
Этот текст размещён в рубрике "Критические статьи", но содержит не только литературную критику. По сути, отзыву на книгу Сергея Белорусца "Магический квадрат" посвящено не более трети статьи Елены Сафроновой. Отзыв положительный, причём положительно Елена отзывается не только о стихах Сергея, но и об оформлении книги. И это правильно: книга не есть ни текст, ни собрание текстов, и о работе над выходом в свет этого свёрстанного, оформленного, отпечатанного и переплетённого изделия для чтения следует отзываться особо. Я держал книгу в руках - сделана и вправду хорошо; читал - стихи Сергея заслуживают отзыва Елены. От себя добавлю, что в Союзе писателей Москвы Сергей Белорусец как взрослый поэт считается кем-то вроде "специалиста по тонким материям".
Я не зря написал "...как поэт...": Сергей действительно весьма многопланов и действует не только "как поэт". Мне приходилось наблюдать его организатроскую деятельность и работать под его руководством, и я расцениваю её, деятельность, как достаточно оперативную. Пожалуй, тут следует упомянуть то, что Сергей не только "специалист по тонким материям", но и оргсекретарь СПМ. Парадокс, не правда ли?
Всё сказанное выше сказано о содержании статьи. Скажу коротко о её структуре. У текста достаточно сложная логическая структура: сперва от общего к частному (рассказ о премии "Венец-2007" и Сергее Белорусце как одном из её лауреатов), затем к новому общему (от Сергея Белорусца как одного из лауреатов премии к рассказу о фестивале им. Чуковского, ставшем одним из поводов номинации Сергея) и, наконец, от предшествующего частного к единичному (книга Сергея и отдельные вошедшие в неё тексты). Первая половина статьи кажется мне несколько перегруженной общей информацией; полагаю, читать её следует с учётом этой перегрузки. Если вы готовы узнать о столь масштабных мероприятиях, как "Венец" и фестиваль им. Чуковского, почти без перерыва, то наградой вам станут выдержки из стихов Сергея. И это - контраст, достойный вашего восприятия.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Алхутов
|
«Венец» за детскость и мастерство
Для московских литераторов декада майских праздников в этом году началась заблаговременно. Точнее – 28 апреля, когда в стенах Большого зала ЦДЛ состоялось вручение ежегодной Литературной премии Союза писателей Москвы «Венец».
За одиннадцать лет существования премии ее предназначение – поощрять московских писателей за наиболее значительные в творческом отношении произведения в областях поэзии, прозы, драматургии, критики-публицистики и молодым авторам за творческий дебют, чтобы «подсластить» вхождение в литературу – переросло в традицию: «Венец» надевается наиболее достойным. В разные годы лауреатами «Венца» становились Борис Васильев, Константин Ваншенкин, Белла Ахмадулина, Анатолий Жигулин, Михаил Рощин, Евгений Попов, Андрей Вознесенский. Анатолий Курчаткин, Андрей Макаревич, Вероника Долина. Разброс творческих «религий», которые исповедуют лауреаты «Венца», а также сфер, в которых они трудятся, говорит о широте взглядов организаторов премии. В литературных кругах эта премия считается престижной. И вовсе не благодаря своему материальному содержанию. А благодаря солидному «послужному» списку имен, заслуживающих уважения.
В этом году премия «Венец» вручена была одиннадцатый раз. Нынешний «Венец» достался критику и литературоведу Льву Аннинскому, «монопоэту»-юмористу Владимиру Вишневскому, прозаику и композитору Александру Журбину, поэту и организатору Первого московского Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского Сергею Белорусцу, прозаику и публицисту Александру Нежному.
Безусловно, все «уВенчанные» заработали эту награду. Но об одном лауреате хотелось бы сегодня сказать особо. Сергей Белорусец упомянут в списке лауреатов в двух номинациях, на первый взгляд далеко отстоящих друг от друга – как организатор Фестиваля и как стихотворец. Далеко не всегда творческим людям удается совместить служение литературе в, так сказать, «чистом виде» отвлеченного творчества и организационную деятельность – даже если речь заходит о нужных и, что греза таить, выгодных для пропаганды искусства мероприятиях. Но Сергею Белорусцу это удалось. Первый московский Фестиваль детской литературы (история его началась в прошлом, 2007 году) можно считать его детищем. Кстати, несмотря на географическую «московскую» привязку, этот Фестиваль, по сути, является мероприятием российского масштаба. Хочется верить, что московский пример вдохновит писателей других регионов…
Напомним, что такое Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского. 29 августа 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об организации этого Фестиваля силами Союза Писателей Москвы под патронажем Правительства Москвы. Поименно этой масштабной задачей занимались секретарь Союза писателей Москвы Сергей Белорусец (председатель Оргкомитета), Сергей Агапов, заведующий Отделом Государственного литературного музея Дом-музей Корнея Чуковского, Павел Крючков, ответственный секретарь Жюри Премии Чуковского, литературный критик, сотрудник журнала «Новый мир», Ольга Радзивилл, программный директор Фестиваля, президент Фонда Возрождения Народной Культуры.
Первый Московский Фестиваль детской литературы был приурочен к 125-летию со дня рождения знаменитого поэта-сказочника, создателя современной поэзии для детей Корнея Ивановича Чуковского. Первый Фестиваль прошел в сентябре-декабре 2007 года. Фестиваль включал четыре программы: «Писатели - детям Москвы» (своего рода «хождение в народ» детских писателей), писательскую конференцию «Детская литература в ХХI веке» (встречи детских писателей с редакциями московских детских журналов, книжными издательствами и художниками), «Живая литература» (уроки литературы «в исполнении» писателей, посещения авторами домов ребенка и детских больниц) и вручение Премии имени Корнея Чуковского в четырех номинациях.
О целях Фестиваля имени Чуковского подробно сказано в его пресс-релизе – «привлечь общественное внимание к современной детской литературе и к классической детской словесности, способствовать развитию у подрастающего поколения любви к родному языку, устойчивого интереса к чтению, воспитанию детей и подростков в традициях российской культуры, служить, укреплению их нравственных устоев и пониманию общечеловеческих ценностей…» и даже превратить школьные уроки литературы в удовольствие, вместо скучной рутины. Попросту же Фестиваль призван сохранить саму детскую литературу. Чтобы у детей последующих поколений на коленях лежала книжка, а не комикс и не компьютерная игра.
В нынешнем, 2008 году Второй Фестиваль имени Чуковского сейчас в разгаре. Он начался 20 марта выступлениями известных детских авторов Валерия Воскобойникова и Михаила Грозовского. То был Первый этап Второго Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского. 1 апреля в переделкинском мемориальном Доме-музее Корнея Чуковского отмечался 126 год со дня его рождения. Оказалось, что 1 апреля, День смеха, очень плодотворная дата для детского творчества – в этот день в разные годы явились на свет классики отечественной детской литературы Валентин Берестов, Валерий Воскобойников, Станислав Востоков, не говоря уж о Николае Гоголе, чье вполне «взрослое» творчество в мои, например, юные годы становилось известно читающим детям еще до школьной скамьи… В тот день Сергей Белорусец на правах председателя оргкомитета Фестиваля вручил Дому-музею на вечное хранение экземпляр уникального факсимильного издания и видеокниги – «Все поэты первого московского Фестиваля имени Чуковского» – подарок, адресованный истории.
Второй этап Фестиваля-2008 откроется традиционным костром «Здравствуй, лето!» 18 мая в Доме-музея Чуковского. Он должен завершиться выступлением участников Фестиваля на площадке имени Корнея Чуковского Московского Дворца детского творчества на Воробьевых горах в День защиты детей. Последний этап Фестиваля-2008, в том числе награждение лауреатов Премии Чуковского, намечен на сентябрь.
Интересно, что параллельно с титаническим трудом по организации первого Фестиваля Сергей Белорусец составил и выпустил книгу стихов «Магический квадрат» (издание и дизайн Владимира Юданова), примечательную тем, что это первый в личной «летописи» автора увидевший свет сборник не для детей. По его собственному признанию, неопубликованного осталось много – но в книгу «Магический квадрат» вошли, наверное, лучшие произведения поэта. Вышло так, что для Сергея Белорусца не существует непосильных и недоступных тем и жанров. Мне выпало удовольствие написать на книгу «Магический квадрат» рецензию.
Удовольствие, потому что книга эта кажется мне заметным явлением. Ее неожиданное название книги всячески подчеркивается оформлением книги - квадратной, в твердом переплете, острые углы которого так же норовят оцарапать руки, как острые углы творчества Сергея Белорусца задевают сердце и смущают разум. Дизайн обложки также «квадратен» – разделенное тенью на четыре равные части белое полотно, из которого проступают загадочные иероглифы, обозначающие четыре цикла стихотворений: «Фигуры круга», «Внутренний рельеф», «Рисунок игры» и «Зазеркальное стекло». Непростые, философские темы кочуют из цикла в цикл, отражаясь, как ряд зеркал друг в друге: «Все искажают зеркала, но их не бьют за это».
Белорусец с бытовых зарисовок мира внешнего, современного ему и порой откровенно немилого в «социальном» цикле «Фигуры круга» («Ветерану ВОВ восемьдесят с гаком… Внук его – фашист в третьем поколеньи»), плавно перешел в зазеркалье собственной души в последнем цикле книги. Магический кристалл Сергея Белорусца не стал сферой – он пока дан «в развернутом виде». Строгая и элегантная его молекулярная решетка уже начертана твердой рукой поэта. В ней взблескивают отточенными гранями подлинные находки:
«Лишь крапива порою кусается, током бьющая из-под земли», «И – как большие дождевые капли – парашютисты падают с небес», «И – вытри стол перед застольем – чтоб не ударить в грязь лицом», «Разжившись угаданным, обезжизнеть его…», «Ты бредешь, каждый шаг заклиная, прибавляя следы к пустоте…», «Главный парадокс бытия – что тебе не сбиться с пути. Из дорог любая – твоя. А теперь – попробуй уйти…»
Кристаллу еще только предстоит вырасти. Наверное, «Магический кристалл» будет название следующей книги Белорусца. Наверное, в этом кристалле сольются воедино удивительная детскость и зрелое мастерство Сергея Марковича…
Третьим поводом для награждения Сергея Белорусца был его «существенный вклад в современную литературу для детей (книги «Игрослов» и «Весёлая аРИФметика»)», как сказано в наградной грамоте. В общем, Фестиваль, которому искренне радуются дети всей Москвы, и книги, которые порадовали придирчивых ценителей хорошей поэзии, способствовали тому, что Сергей Белорусец получил в этом году «Венец». Как говорится, дай Бог не последний! Знаю, знаю, что «Венец», как и дар Божий, дается пишущему человеку единожды – но ведь присуждение одной премии не отменяет упования на новые лавры! Желаю Сергею Белорусцу стать лауреатом - ну, скажем, Государственной премии, которой, если верить его же стихам – хватит на пару недель. Или - даже на месяц. А то и на три с половиной...
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Елена Сафронова: «Венец» за детскость и мастерство. Критические статьи. Статья, посвящённая литературной и организаторской деятельности "специалиста по тонким материям", оргсекретаря СПМ Сергея Белорусца. 13.05.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|