Евгения Игнатьева: Король Артур. Миф и реальность..
Есть некий условный «жентельменский» набор фигур и понятий, который должен знать каждый образованный человек. На вскидку, первое, что пришло в голову: Рубикон, бритва Оккама, Вольтер и вольтерьянство, серебряный монометаллизм и пр. и пр. и пр.
Беда в том, что мы – образованные люди, чаще всего примерно знаем, к какой области знаний относятся данные фигуры и понятия, но практически никогда не знаем, что именно они означают.
Есть, конечно, люди, которые знают все, но позвонить им среди ночи и спросить запросто как-то неудобно.
Если автора эссе интересует вопрос: «Был ли король Артур на самом деле?», то меня, до встречи с данным произведением, интересовал вопрос «А кто это такой?». Теперь мое любопытство удовлетворено, горизонты расширены, самооценка поднята.
По сути своей, это краткий обзор первоисточников по «Артурониане». Но написано легко, изящно, иронично. Поэтому, даже если Вас вопросы, связанные с королем Артуром, не волнуют абсолютно, всё равно прочтите – высшее наслаждение, это наслаждение без корысти.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Георгий Бартош
|
Король Артур. Миф и реальность.
Того короля Артура, которого каждый из нас себе представляет по книгам и фильмам, конечно, никогда на самом деле не было, как не было и того Ричарда Львиное Сердце, которого живописал в «Айвенго» Вальтер Скотт. Но Ричард-то все-таки жил в 12 веке в Англии, а вот как обстоят дела с Артуром, придется разобраться.
Если исторический Артур когда-то существовал, что жил он в пятом или шестом веках, во времена активного вторжения саксов на британские острова. Никаких более или менее надежных свидетельств его пребывания на том месте и в то время нет. Нет свидетельств его коронации и его дел, описанных современниками, его имя не значится ни в каких документах у других народов, нет ни одного камня, на котором было бы написано «Здесь был Артур» - ничего такого, что дало нам хотя бы слабую надежду на легализацию любимого героя в истории. Все первоисточники (будь то книги или камни, которые, возможно, существовали когда-то) не дожили до наших дней.
В то неспокойное время, когда варварские народы своими активными походами раскачивали основание готовой уже рухнуть Великой империи, Британия представляла из себя римскую провинцию, носительницу цивилизации, атакуемою со всех сторон дикими племенами. Гордые бритты-римляне оказывали сопротивление вторгшимся, вначале более, а затем менее успешное. Сами Саксы вскоре стали называть себя Инглами (латинская версия – англы), а местных, то есть бриттов – «wealh», что означало «иностранцы», от этого слова теперь происходит название Уэльса. Пришельцы заключили союз с пиктами и ирландскими кельтами и свели на нет все попытки бриттов защитить свои римские виллы и бани.
Можно предположить, что реальный Артур скрывался под прозваниями «Вортигерн» или «Риотамус», так как все это не личные имена, а всего лишь звания: «верховный король» и «суверенный король». Вортигерн в начале 5 века сумел перессорить врагов между собой и способствовал продлению золотого века Римской Британии на 30 лет. А о Риотамусе, который водил свою армию через пролив в конце 60х того же века, упоминают заслуживающие доверия континентальные документы. Есть еще писания монахов: это всегда жития святых, и там Артур предстает бандитом, который хотя и борется с германцами, все же не гнушается грабежом монастырей. Некоторые считают, что именно этим Артур и заслужил нелюбовь церкви, поэтому хронисты в рясах и умалчивают о его подвигах в своих писаниях. Все это не помешало Артуру самому стать героем жития и прославленным христианским королем, который всегда носил на щите изображение девы Марии, но, вероятно, это было несколько позже.
Есть еще писания Гильдаса и Айнерина. Второй изображает Артура мудрым военачальником. Первый повествует, в основном, об Аврелии Амброзии, но есть там и некий «медведь» (имя Артур означает «медведь»), который, возможно, был предводителем Бриттов в битве при горе Бадоне (около 516 года). Иногда Аврелия Амброзия отождествляют с Артуром, но эта версия вряд ли имеет много оснований. Что же касается битвы при Бадоне, то многие легенды приписывают эту победу Артуру, но все это как наши сказания об Илье Муромце: то ли было, то ли не было – науке это неизвестно.
Следующее документально упоминание об Артуре принадлежит Неннию. В своем труде «История бриттов» он ограничивается перечислением двенадцати подвигов Артура, среди которых и битва на горе Бадон. Но перечисления этих славных деяний не заканчиваются коронацией, более того, там сказано вот что:
«В те дни сражался с ними (саксами) военачальник Артур совместно с королями бриттов. Он же был главою войска». Означает ли это, что Артур, как Геракл, только совершал подвиги, но не обладал политической властью? Но в те смутные времена политическая власть была так связанна с военной, что «король» и «военачальник» вполне могли быть понятиями взаимозаменяемыми.
Джон Моррис в своей книге «Век Артура» высказался в весьма поэтическом духе об историчности Артура:«Могущественная тень, личность, просвечивающаяся сквозь все древние писания, но никогда не видимая ясно».
Эта тень и есть исторический Артур? Или он просто символ британского сопротивления германским племенам? А что если существовало несколько Артуров, и все они были просто вояками, а кто-то из них мог оказаться и королем, одним из королей бриттов?
Так или иначе, к концу 12 века, когда в Гластонберийском аббатстве нашли могилу Короля Артура, а Гальфрид Монмунтский написал свою Историю Бриттов, произошло еще одно явление Артура. Теперь у него уже была вполне ясная биография, огромная слава и национальная миссия. Жизнеописание Артура Гальфрида подвергается большому сомнению, как и находка в Гластонберрийском аббатстве. Гальфрид находится под подозрением в политических мотивах, а аббатство – в желании заработать привилегии и внимание паломников.
Молодой Генрих Плантагенет, чьи притязания на Английский престол вызывали сомнения, нуждался в возрождении национального духа. Известно, что ничто не возрождает национальных дух так, как память о достойных деяниях предков. Именно с этого времени у Артура появляется фамилия (Пендрагон), целый сонм родственников, в частности отец Утер и мать Игрейна, советник-чародей Мерлин и собственная империя, которая по размерам напоминает Римскую. Британцы оказываются потомками Энея, чей правнук Брут и основал Британию. В этом же труде, кстати, читаем мы о Короле Лире и его дочерях, которые известно всем благодаря перу Шекспира.
Сам Гальфрид, правда, утверждал, что только перевел сведения из некой «валлийской книги», которую ему передал архидиакон Вальтер. Но поверить в это может только тот, кто считает, что «Повести Белкина» написал Белкин, а таковых найдется не много.
Но тогда нам придется приписать Гальфриду заложение основ Артурианы, и я, лично, затрудняюсь выбрать, что из этих двух деяний большее: придумать жизнь Артуру или описать его исторического.
Вкратце события у Гальфрида развиваются таким образом: Вортегирн (тот самый!) потерял в борьбе с саксами все свои крепости и вознамерился соорудить новую твердыню, но не смог, потому что все, что строители нарабатывали за день, исчезало ночью. Тогда ему было предсказано, что только на крови ребенка, у которого никогда не было отца, он сможет построить свою цитадель. Таковой нашелся, но оказался Мерлином, открывшим королю, что плоды трудов строителей поглощаются озером под землей. Вскоре раскопали и озеро, в котором обитали два дракона, тут же вступивших в битву. Белый победил Красного, но последний все же оказывал упорное сопротивление и один раз даже одолел на время. Мерлин увидел в этом будущую победу германцев (Белый дракон), но и пришествие великого короля на время отдалившего их победу (Красный). В духе книги Даниила Мерлин предсказывает появление на свет и дела Артура и многое другое. Затем Аврелий Амброзий (тот самый, некоторые отождествляют с Артуром, но это маловероятно) отнимает власть у Вортегирна и становится королем. Он успешно сопротивляется саксам, но, предательски отравленный врагами, которые не в силах его победить, погибает, и его брат, Утер Пендрагон, становится королем.
Этот Утер влюбился в жену наместника Корнубии Игрейну и решил завладеть ею. Мерлин, ведомый знаками с небес и верой в то, что от этого вероломного союза родится Артур, помогает Утеру принять облик мужа Игрейны и проникнуть к ней. В ту же ночь наместник Корнубии погибает в битве, и Артур рождается уже в законном браке.
Его венчают на царство в пятнадцать лет, и он, будучи невероятно щедр к своим многочисленным рыцарям, ищет способ одарить их еще больше и нападет на саксов, с коими расправляется, хоть они и не желают сдаваться. Одолевает Артур и других врагов: скотов и пиктов, но не истребляет их полностью, а дарует прощение. После сочетания браком с Геневерой, красавицей-римлянкой, он покоряет Ибернию (Ирландию), Исландию, короли некоторых европейских племен сами изъявляют желание платить ему дань. Артур заводит у себя шикарный двор, к нему стекаются рыцари. Он покоряет Норвегию и Данию, и коронует мужа своей сестры Лота их владыкой. Затем наступает очередь Галлии, римской провинции. Артур побеждает наместника Флоллона, причем многие галльские рыцари сражаются на стороне Артура.
Затем только он коронуется уже как император в Городе Легионов (Карлионе). Здесь появляются послы римского императора Луция, тоже, кстати, неизвестного в истории, и бросают вызов власти Артура. Все рыцари империи Артура готовы сражаться с Римом, и славный король принимает вызов. По дороге он единолично справляется с великаном-насильником. Над римским войском он тоже одерживает победу, хотя и нелегкую.
В это время его племянник Модред узурпирует власть дяди и его брачное ложе. Остаток жизни Артур борется с родственником и, настигая его, сам получает смертельную рану. Его отправляют на лечение на остров Аввалона, но до этого он коронует наследника, своего родственника Константина.
Здесь также упомянут меч короля «Калибурн», его копье «Рон». Уже присутствует мотив измены королевы, но нет четкой информация а его смерти. Такая личность, а никаких сведений о пышных похоронах и всенародном трауре! Не встречаются нам и рыцари, кроме Кая, который был кравчим, и Бедуера, виночерпия, которых мы знаем по «Круглому столу». Нет тут и самого Круглого стола. Но они скоро появятся, и это будет, без сомнения, еще одно пришествие Артура.
Но до этого надо отметить еще одно: Артур представлен здесь весьма христианским королем, оплотом истинной веры. А чародей Мерлин вовсе не имеет на него того влияния, которое ему приписывает поздняя традиция. Артур не просто носит изображение девы Марии на щите, он защитник церкви. Гальфрид ничего не говорит о Святом Граале, эта идея и связь Артура, Грааля и Иосифа Аримафейского, присутствовавшего при казни Христа и принесшего чашу и копье в Британию, принадлежит уже, скорее, Гластонберрийскому аббатству.
В 1190 году там нашли (или не нашли, кто знает?) могилу с останками людей и крест с надписью, который и позволил им думать, что это могила короля Артура и его жены. По некоторым рассказам там были еще и кости его убийцы Мордреда. Это без сомнения привлекло туда паломников и, вообще, принесло аббатству немалый доход. Именно этот факт и заставляет историков ставить достоверность этих сведении под сомнение. Хотя многие и считают, что именно аббатство и есть Аввалон, потому что весной окрестности холма затопляло водой и он становился островом, и название Аввалон, содержащее в своей внутренней форме корень «яблоко», перекликается с названием холма, на котором находилось аббатство: «плодоносный». Все это утверждения, которые очень тяжело проверить, потому что сегодня печатается полно материалов, прямо утверждающих, что аббатство называлось Аввалоном и что там очевидно похоронен тот самый Артур. Геневера называется его второй женой, а о Мордреде ничего не говорится. То ли король женился снова, узнав об измене первой жены, то ли он был женат когда-то еще до Геневеры, непонятно. О том, куда делся крест, есть также весьма противоречивые сведения: аббатство разрушили то ли Герних Восьмой, то ли Кромвель. В любом случае, кто-то из реформаторов церкви, а это дает нам возможность думать, что такие статьи писаны по материалам, созданным противниками реформации, или противниками пуритан, или обладателем еще какого-нибудь предвзятого мнения, тем более, что они не называют источники информации.
В любом случае, воскресенье Артура налицо. Учитывая еще и тот факт, что женой Герниха Второго была неутомимая покровительница искусств и поэзии Элеонора Аквитанская, которая немало способствовала развитию романтического рыцарского направления в литературе и вообще куртуазной культуры, можно понять, почему Артур явился именно тогда. Ведь это было время Кретьена де Труа, Бертрана де Борна и Марии Французской!
Вся Европа опять, как и во времени Артура, на коне, всегда в походах, только теперь они направляются в Святую Землю. И хотя отношения между властителями основных стран не всегда прекрасные, в целом они вместе. Весь цвет рыцарства Европы вместо того, чтобы драться друг с другом, отправляется на Восток с общей благородной целью. Не мудрено, что у них появляется Круглый стол, где каждый рыцарь равен другому, и ничье место не отличается особым почетом. Считается, что идея Круглого стола принадлежит англо-нормандскому поэт Уэйсу, еще одному певцу Артуровского цикла (около 1150 года). Фантазия англичан, французов, немцев собирала за ним порой более тысячи рыцарей. Остается только гадать, каким образом гордые континентальные барды согласились на то, что предводительствовать их героями будет бритт. Возможно, такая толерантность связана с тем, что Плантагенеты были анжуйцами, а значит, ближайшими соседями, переехавшими за пролив «по своим делам», а Элеонору все еще помнили французской королевой.
В любом случае Артур перестал быть римлянином и стал рыцарем. И у него появились другие рыцари, приемный отец Сэр Эктор, сэра Кай стал сыном последнего, Ланселот, Тристан и другие. В целом в это же время зарождается и мотив «незаконной» любви к жене своего суверена, (Ланселота к Геневере, Тристана к жене короля Марка Изольде), которое в реальной жизни воплощается в почитание жены сеньора (вполне безобидное, хотя и не всегда). Расторопные психоаналитики найдут тут связь с культом Божьей Матери, но объяснять это явления оставим им. В этот геральдический век символов особую биографию приобретает меч Артура. И, естественно, появляется Грааль, со всеми сопровождающими его историями.
Пару лет назад вышел фильм, в котором Артур представляется еретиком и пелагианином. Фильм предлагает скорее положительную оценку пелагианства, но это современный взгляд, а любого из более ранних авторов Артурианы это предположение привело бы в ужас. Ибо Артур – христианнейший король, его рыцари стремятся к чистоте духовной и телесной. И если Ланселот и Тристан страдают от того, что их любовь не может привести к счастливой развязке, то есть ведь и другие рыцари, особенно сэр Галахад – образец добродетели, именно он удостаивается чести узреть Грааль. Ему иногда приходится «делиться» биографией с сэром Персифалем, но это нормально в фольклоре. Сэр Кай из ближайшего друга короля, каким он был у Гальфрида Монмунтского, превращается в грубого и хитрого циника. Правда, он, в отличие от Ланселота, сохраняет верность королю. Есть еще сэр Бедивер, сэр Борс, сэр Гавейн и, конечно. Мордред, то ли племянник, то ли незаконнорожденный сын самого Артура, а может быть и то и другое, ибо его матерью была сводная сестра короля. На нем сосредоточено все, злое и этот подлый предатель в конце концов наносит Артуру смертельную рану. Но Артур опять не умер, он только спит на Аввалоне в ожидании того дня, когда ему назначено вернуться и снова творить свои подвиги.
Время это наступает уже в 15 веке. Появление текста Томаса Мэлори и книгопечатания дают Артуру еще одну жизнь, которая уже никогда не закончится. «Смерть Артура» становится настолько популярной, что секретарь Елизаветы I жалуется: эта книга затмевает Библию. Это во времена-то реформации, когда вся Европа гудела от богословских споров! Не стоит беспокоиться за Библию, с ней все в порядке. Но книга Томаса Мэлори (его авторство тоже, кстати, ставится под сомнение, но на этом мы останавливаться не будем) снова возрождает национальный дух, и это когда Англия готовится побороться за мировое первенство с владычицей морей Испанией. Еще до Елизаветы ее отец приказывает восстановить во всей красе Круглый стол в большой зале в Винчестере, а его отец называет своего старшего сына Артуром (он умер до того, как успел стать королем). С этот момента Артур не перестает быть притчей во языцах, ему и его рыцарям посвящено несметное количество книг, опер, потом и фильмов. Кстати, одним из лучших примеров современной Артурианы без сомнения является серия книг Мэри Стюарт; все они переведены на русский язык и изданы в России.
Пусть нет никаких доказательств того, что Артур завоевал всю Европу в пятом веке - его образ покорил весь западный мир и продолжает волновать и другие народы. Он не потомок Энея? Что с того! Сегодня все сами хотят быть связанным с ним хотя бы отдаленно. Реальный Артур был язычником или еретиком? Какое это имеет теперь значение, если с его именем связаны благородство, стремление к взаимному уважению и прочие весьма христианские добродетели. Историки утверждают, что Артура никогда не было? Что сказать, находились историки, считавшие, что и Иисуса Христа никогда не было. История полна загадок и любой уважающий себя ученый скажет вам, что когда речь идет о событиях столь древних и столь обросших легендами, вряд ли что-то можно утверждать со стопроцентной уверенностью.
Мне многие загадки истории покоя не дают. Когда я предстану перед Создателем, то, возможно, наконец узнаю, кто писал под именем Шекспир и куда делась Атлантида. И одним из первых вопросов, которые я задам Тому, Кто все знает, будет: Был ли король Артур на самом деле?
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Евгения Игнатьева: Король Артур. Миф и реальность.. Эссе. О славном Артуре замолвили слово 27.05.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|