h Точка . Зрения - Lito.ru. Елена Франческа Делле Капри: Сверхестественный ужос в литературе, или чем страдают графоманы (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Елена Франческа Делле Капри: Сверхестественный ужос в литературе, или чем страдают графоманы.

Елена Франческа Делле Капри – человек достаточно образованный, чтобы знать, как на самом деле называется труд Г.Ф. Лавкрафта – что и доказывает в первом же абзаце своей статьи. Название статьи самой Делле Капри – отражение того чувства, которое возникает у людей образованных при потреблении многих образцов «современной актуальной» поэзии (мне, например, показалось, что поэзии КК, о которой я и сама недавно разразилась бичующим эссе). Все у Елены правильно изложено, все верно подмечено, вся свинцовая мерзость бытия в непрофессиональной литературе структурирована… Все эмоции автора настолько прозрачны и психологически (даже – психиатрически) обоснованы, что хочется ей сердечно пожать руку и подписаться под каждым словом. Единственно, с чем я принципиально не согласна – это с пассажем о ремесленничестве. «Ремесленничество – вот как можно описать их творческий процесс. Я понимаю, что «изводить единого слова ради тысячи тонн словесной руды» это по-маяковски. Но, заметьте, не каждого слова ради». Верный посыл, неверный термин. Ремесленничество – это не графомания в чистом виде, не писание как отправление некоторых физиологических надобностей, а работа для прокорма, изначально не претендующая на место в «ноосфере», но обращенная к широким слоям невзыскательных потребителей, которые с охотой будут пользоваться плодами ремесла авторов (уж тут – никак не «аффтарофф»!). Ремесло предполагает знание основ своего мастерства, «набитость» руки, уверенное пользование шаблонными приемами, вплоть до комбинации шаблонов в довольно-таки оригинальное произведение «в рамках жанра», мониторинг потребительского спроса и прочее УВАЖИТЕЛЬНОЕ отношение к адресату. К ремеслу лично я отношу любовные романы, детективы, боевики, триллеры, сценарии киномелодрам, сериалов, реалити-шоу, огромный пласт журналистики, от гламурной до социальной, копирайтинг, рекламную деятельность… и так далее. И ремесло, а равно ремесленничество, я считаю занятием достойным и уважаемым. Ибо это просто человек делает свое дело, востребованное, оплачиваемое, заслуженно покупаемое здесь и сейчас - и не собирается стать одним из столпов мировой культуры или перевернуть менталитет читателей. Посему ремесло намного более достойно уважения, чем воинствующая и безадресная («обращаюсь ко всему Человечеству!») графомания надменных бездарностей. В остальном же Елена в очередной раз (ибо обращавшимся к этой беде несть числа! Даже рядом опубликован огромный обзор графомании, тщательно проделанный Алексеем Караковским) затронула больную тему распространения опасного вируса гениальности, рождающего потоки мутной квазилитературы (ловится в Сети, так же, как и Траян).
Однако! Мы их бичуем – а они, графоманы, живут. И здравствуют. И прямое предостережение Елены Франчески Делле Капри остановиться в развитии звездной болезни, пока в Кащенко не отвезли, в лучшем случае просто не прочитают, в худшем случае затеют с ней долгую оскорбленную полемику «А ты кто такая?!». Ибо непрошибаема душа поэта голосом разума. Это всякому, с нею соприкасавшемуся, известно эмпирически.
Я вот собираюсь написать статью о психиатрическом искривлении души поэта. С помощью специалиста. Если Елена разрешит, сделаю отсылки и к этому ее труду, ибо он очень согласен моему воззрению. Хорошая, верно, будет статья… Да кому она, на фиг, из помянутых больных поможет?..

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Елена Сафронова

Елена Франческа Делле Капри

Сверхестественный ужос в литературе, или чем страдают графоманы

Никогда не думала, что Г.Ф. Лавкрафт в своей статье «Сверхъестественный ужас в литературе» так ясно и точно отразит эссенцию  современного стихоплетства: «банальности составляют большую часть человеческого опыта». Факт, дамы и господа! Если у вас в жизни были одни банальности, писать о них стоит только ужастики, ибо страх тем зловещее, чем проще и обыденнее реальность. Но вот писать на банальные темы стихи, это вообще-то проявления редкостной твердолобости.

Известно, что сложнее написать короткий рассказ, чем роман, так как полотно психологического рисунка нужно сжать до неимоверно малых размеров. Что же говорить о стихах тогда, где вы ограничены не только в размере (во всех смыслах) но еще и в ритмическом рисунке? Вот тут-то многие и обламываются. И пишут. Или не обламываются, и пишут. Или не пишут и не обламываются.  И все бы ничего, пишите в стол, перифразируя строчку из песни  - каждый пишет только точки в восемнадцать лет, но нет!!!  В лучших традициях рассказа любимого мной Лавкрафта вы, словно Ктулху, зиждетесь в своем Р’лайхе не беззубо, а орете ф’тагн!

Не буду утомлять аллюзиями, а сразу перейду к диагнозу.  Медицина тут бессильна – душевная болезнь не лечится, мало того, она прогрессирует и мутирует в нечто страшное:  чувство собственного превосходства. Но обо всем в хирургически точном порядке. Итак, чем же страдают графоманьяки?


1) Графомания

Удивительно, а? Сама тащусь! Оказывается,  любая мания, от которой сложно отделаться (что мне увы, знакомо), доминирует над мозгом несчастного! Сверля его извилины! Заливая в прожженные дырочки кипящее масло пыточных мыслей а-ля «Я Наполеон». Данный индивид не может прожить без написания чего-либо. Вернее, бумагомарания и чернилоизливания.  Помилуйте, где же грань между ним и человеком, который и вправду пишет? А все просто, еще Мандельштам указал это – вычисляйте графомана по поведению его. Он ни о чем другом не говорит с вами. Для него не существует ничего кроме поэзии, прозы (нужное зачеркнуть). Вы говорите о том, как тяжело взять а4 в ВоВе – вам в ответ «какая у меня образность, а?». Вы со вздохом говорите, что сегодня какой-то гад испачкал белое пальто – то ли еще будет, говорят вам, у меня никак не выходит нужное слово!

Ремесленничество – вот как можно описать их творческий процесс. Я понимаю, что «изводить единого слова ради тысячи тонн словесной руды» это по-маяковски. Но, заметьте, не каждого слова ради.

Не марайте!


2) Претенциозность

«Этого говна хоть отбавляй!» (с) не помню кто. Тотальное желание быть значимым. Великим. Большим. Знаете, объективно было 32 см только у Джона Уотсона, остальные отстают. Так и здесь – вы можете создать искусную берестяную корзину, но картину на бересте не нарисуете, что бы вам не говорила подло хихикающая гордыня.  А она так и прет! Меня всегда радовал этот метод – нагромоздить кучу слов, а потом искать в них смысл, и говорить, что он там есть. Бред! «От противного» здесь не работает. Опишите вы образ, а не ищите его в кургане изнасилованных синтагм.
Хотя не надо. А то станет и не посмеяться


3) Мания величия

Эта штука похожа на предыдущий пункт, но касается уже не произведений, а самого «эго» нашего подопытного графоманчега. Оказывается, они уже стооолько из себя представляют, добились таких успехов, что все должны просто сами бежать в стоги сена и напираться на торчащие вилы, ибо нафиг! Он поэт, а ты кто? Фи, не доросли вы до его стихов! Не понимаешь ты,  дурная башка, как ласково и нежно протягивал Матроскин. А самое главное, в разговоре о классиках, начинаешь узнавать, что и кто-то из великих «не дотянул» до уровня, там вообще накосячил, тут не смог создать образ, и вообще. На хрена их причислили к лику, когда они, оказывается, и писать-то толком не умеют, в отличие от афтара.

Жжоте!


4) Желание издаваться

Нет, не издЕваться, а именно издАваться. Это вообще пандемия. Совершенно неважно, что мало кто купит замшелую книжонку «Современной поэзии», особенно если ее пролистает. Имя на обложке -  как много в этом звуке, чтоб тебя!! Хачю свою книгу! ЗОМГ! Я знаменит! Меня читают! И многие дни и ночи корпят над этой идеей, спят и видят как только повезет, найдется издатель и бац – проснулся на Парнасе. Увы, пожар там.

Уважаемые, издательства не благотворительностью занимаются, им вообще-то рентабельность не сбоку припека. А ваша банальщина, думаете, как горячие пирожки идет?  В дурдомах, может, в качестве наглядного пособия юзается, но это менее 1% рынка.

Лечитесь!


5) Необразованность

ПропорциАнальная просто. Тут я просто иссякаю в потоке ругательств. Как можно писать, не зная творчества поэтов, желательно многих стран, эпох и направлений?  Как можно писать, не зная, что такое размер, ритм, рифма и далее? Это все равно как я пойду рулить трактором, зная только как кататься на велосипеде, и при этом буду уверена, что я пипец лучшая!

Учите матчасть!


6) Русский язык

О да. Правила в школе только для ботаников и очкастых. А у меня аффтарскайа арфаграфийа.  И пошли вы все далеко и надолго,  сосунки!

А пунктуация отсутствует как класс, и это просто жесть. Ибо стихи декламируют и читают по знакам препинания, а не по строфам, строкам, слогам (еще варианты? А, кускам). Новость, не правда ли?

Любите родину, мать вашу, и ее язык!

Отдельно – по белым и вольным стихам. Вы уж извините, я в вашем исполнении их стихами не считаю вообще. Они для меня проза. Но вы думаете там нет правил? Засунул свои бредни в категорию верлибра – и опа! - в домике? Фиг вам! Правила там есть, и они все такие же. А уж если считать их прозой, правила тоже нехилые.

Также пройдемся и по стихосложению на иностранном языке… Дорогие! Если знаете язык на уровне ниже разговорного,  даже не пробуйте! Это издевательство над нервами тех, кто говорит на нем лучше вашего, да и потом, вы же лепите фразы и рифмы согласно русской традиции, что смотрится убого!

*

Засим наши патологоанатомические изыскания заканчиваются. На грустной ноте, не скрою. Но наступит тот день, когда вас приведут, снимут рубашку и попросят вылить воду из ванной, дав ложку и ведро. Дергайте затычку, мой вам совет.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Елена Франческа Делле Капри
: Сверхестественный ужос в литературе, или чем страдают графоманы. Эссе.
Графомания - в анамнезе - заразная психическая болзень, доказывает доктор Елена Франческа Делле Капри.
29.06.08

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275