О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Борис Худимов: Сказ про мужик-бабу.

Сказочник Борис Худимов - настолько частый (и желанный!) гость на "ТЗ", что вокруг его сказок успела сложиться целая палитра мнений. Это, скажем честно, само по себе редкий и показательный случай. Большая часть публикаций окружена вежливым молчанием... Готовясь к этой публикации, я просмотрела все предыдущие рецензии - повторяться-то не хочется...
Что выяснилось? От сказок Бориса Худимова в разное время пребывали в восторге: Сергей Алхутов, Юрий Лопотецкий, Мария Чепурина, Алексей Петров, Ева Рапопорт, Артем Филатоф. Почему эти редакторы столь возлюбили этого автора? Сразу и не перечислишь всех отмеченнх ими достоинств... Юрий Лопотецкий, например, мудрствовать особо не стал, а попросту, по-русски, от души, воскликнул, смеясь сквозь слезы: "Твою мать!" Ну как тут не вспомнить: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!.." Лопотецкий первым отметил, что "Этот мужик пишет так, что с литературными мерками к нему не подступишься. Это просто какая-то другая плоскость". "...достаточно приспособиться к ритму диалога - и восхищение тем, как Борис работает с тканью текста и тканью мира, вас не оставит", - вторил Юрию Сергей Алхутов. Он же выделил такие "знаковые" отличия творчества Худимова, как "работа на выстраивании и обмане читательских ожиданий..." и "Сближение якобы несближаемого". Мария Чепурина честно попыталась найти определение жанру, в котором обрел себя сказочник: "Читая это произведение, я вспомнила последовательно такие жанры как анекдот, "растаманская сказка", сценарий к телевизонной комедии и театр абсурда". Что ж, жанры эти не чисто литературные, но "живучие" и требующие немалого профессионализма. Кстати, Борис Худимов является профессионалом в самом букальном смысле слова - его сказки регулярно публикуются. Алексей Петров зашел с другой стороны и оценил воздействие текста Худимова на психику читателя: "Опять возникает дерзкий вопрос: что же ещё было у рыбы рыбье? Но автор не отвечает на него, даёт простор моей читательской фантазии, которая совсем уж разыграется к финалу сказки (когда у рыбы появится имя) и заставит перечитать эту сказку снова". То есть налицо "зазор" между задумкой и восприятием произведения, коий иные продвинутые читатели считают основным критерием художественной ценности текста. Ева Рапопорт заметила: "Его тексты - по сути, современные авторские сказки - а несут на себе отпечаток подлинного, незамутненного никакими веяниями нашего цифрового века, мифологического сознания..." Еще Ева "присвоила" Худимову определение "трикстер" - "творец-шут" - такой род творчества я в последнее время очень сильно люблю. Артем Филатоф увидел, что: "Сказки Бориса Худимова относятся именно к таким удачным произведениям малой прозы. Несмотря на небольшой объём и лаконичность выразительных средств, Худимов не опускается до уровня анекдота. Причина этого - в смысловой насыщенности его текстов, где важна каждая деталь в словах, действиях, характерах персонажей. В этом смысле сказки Худимова - это всегда загадки для читателя, попытавшись разгадать которые, он обнаружит немало философских и культурных подтекстов".
И, наконец, Сергей Алхутов отдельным постом подытожил собственное отношение к сказкам Худимова, выбрав для примера одну из них, и доказал, что: "...в т.н. реалистическом искусстве допущения, отличные от допущений по жизни, существуют тоже, и существует их немало... И я подумал и решил, что пресловутые допущения являются основным элементом художественной реальности".
На весь шлейф положительных отзывов есть лишь одно упоминание о редакторе ТЗ, "прохладно констатировавшем, что это не литература". Если оный редактор думал тем самым унизить автора, он ошибся. Сказка - действительно не литература. Она, как ни парадоксально, БОЛЬШЕ литературы.
Спрашивается, что после таких величаний можно сказать о сказках Худимова? В частности, о той, что ниже, сказке про "мужика-бабу"? Что в этой сказке найдено очень остроумное применение гермафродитам?..
Да нет - хотя про гермафродитов действительно сказано метко, любой дочитавший до конца убедится...
А вот что.
Сказка - жанр почти священный. Со сказок начинается наше знакомство с миром. Сказочные герои, символы и образы остаются с нами на всю жизнь, непроизвольно и легко проникают в нашу "взрослую" речь как аргументы в споре или показатели состояний... А некоторые особо счастливые люди навсегда сохраняют веру в сказку как идеальный мир - или идеальную модель человеческих отношений. Даже четыре Евангелия можно назвать величайшей, грандиозной сказкой... Сказка - это то "чистое", что не замарать, то "высокое", что не унизить, то "духовное", что не извратить... Недаром гениальные писатели так часто обращались к сказкам, чтобы высказать то, что не укладывается ни в какую более форму - взять Андрея Платонова, Вениамина Каверина, Юрия Олешу... Сказка серьезнее любого другого литературного произведения, потому что она синтезирует философию, духовность, ментальность и идейные устои народа, который ее рассказывает - в случае с авторскими сказками, безликое, но мощное "коллективное сознание" словно бы надиктовывает писателю сказки.
Поэтому к сказкам у большинства адекватных читателей изначально теплое и доброе отношение. Сказки для того и существуют, чтобы нести позитив в мир, и это чувствует любое, даже загрубелое сердце...
Скажите, положа руку на сердце: можно ли иначе относиться к сказкам Бориса Худимова?..

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Елена Сафронова

Борис Худимов

Сказ про мужик-бабу

Жил на свете один царь. Такой он был обыкновенный, что от мужика не отличишь. Поесть любил, поохотиться любил, а за бабами бегал просто страсть. А бабы всякие попадаются. Одни так бегают, что и на лошади не догонишь. А если и догонишь, всё равно толку от неё никакого. Такая баба запыхавшаяся и не интересная. А есть бабы, которые сами за царём гоняются. Соберутся с пяток баб и ну давай бегать. Такие бабы приставучие и мало полезные. Посмотрел на всю эту беготню придворный советник и говорит.
- Жениться тебе надобно, царь, ей-богу.
- А я жениться-то и не умею.
- А тут особой науки и не требуется, - бери полюбившуюся бабу и женись.
- А где ж такую взять?
- А ты издай указ, чтобы все бабы явились к тебе, да и показались с лучшей стороны. А ты, знай себе, выбирай.
Так царь и сделал. Сел на трон и стал ждать. А бабы в очередь выстроились.
- Дунька-коротышка! - объявил советник.
В зал вошла низкорослая девушка.
- Чем порадуешь, Дуняша? - спросил царь.
- Я могу под столами бегать не пригибаясь. – Дунька, не долго думая, побежала под стол и выбежала с другой стороны.
- А ещё я могу быть заместо кошечки.
Дунька забралась на колени царю и свернулась калачиком.
- Мышей ловишь? - спросил царь.
- Ловить не ловлю, но могу быть заместо мышки. Я шуршать умею.
Дунька принялась шуршать царёвым кафтаном.
- Будя тебе. Иди отседова.
Дунька убежала.
- Манька - объявил советник.
В зал вошла полная девушка с огромной корзинкой.
- А ты, Манька, что умеешь?
- У меня аппетит хороший. Могу съесть всё что угодно в любом количестве.
Манька достала из корзины кусок колбасы и принялась жевать.
- А какая мне польза оттого, что ты ешь?
- А польза самая прямая. Допустим, развелось у тебя в царстве много чего круглого. Куда не глянешь, всё круглое. В глазах рябит. А что с этим круглым делать так ты и не знаешь. Хоть ложись и помирай. А я лишнее круглое враз съем. Круглое оно ещё съедобное. А вот ежели  у тебя заведётся много квадратного, тут мне одной не справится. Квадратное оно не такое вкусное. Тут помощница нужна. Есть у меня на примете одна. Сестра моя. Вот она квадратного может съесть сколько угодно. Но тогда тебе нужно будет жениться на обеих.
- А если у меня не заведётся ни круглого, ни квадратного, на что ты мне тогда?
- Ну, овальное уж точно заведётся. А я овальное тоже потребляю.
- Опасная ты баба. Я сам местами круглый, местами квадратный, а где-то овальный. Иди отседова.
И Манька ушла.
- Фёкла, - объявил советник.
В зал вошла обыкновенная девушка.
- А ты, Фёкла, что умеешь?
- Я всё могу.
- Так уж и всё? - недоверчиво спросил царь.
- Всё, что пожелаешь.
- А мужиком можешь стать?
Фёкла обросла бородою.
- Такой мужик пойдёт?
- Такой не пойдёт. Нужен мужик с самогонкой.
Фёкла достала бутылку и поставила на стол.
- Вот теперь вижу, что мужик, - сказал царь.
- Предлагаю выпить за встречу двух мужиков.
Царь с Фёклой выпили.
- Ты, Фёкла, вот что мне скажи, зачем мне такая баба, которая вроде как мужик? Боязно мне всё это. Заснёшь с бабой, а проснёшься с мужиком. Люди засмеют.
- А я научу тебя в бабу оборачиваться. Вот и будешь ты бабой, пока я мужиковать буду.
- А бабой интересно быть?
- Вот ты царь, а того и не знаешь, что нет ничего лучше, чем быть бабой. К бабе мужики тянуться, гостинцы дарят. Опять же, - в женскую баню ходить будешь.
- Сладкие твои речи. Ну, давай, учи, как бабой стать.
- А ты за ушко дёрни, да про себя скажи "стать бабой мне".
Царь так и сделал и вдруг превратился в бабу.
- Ну что, берёшь меня замуж? - спросила Фёкла.
- Пусть будет по-твоему. Только детей сама рожать будешь. Я, как-никак, мужик, хоть и баба.
Так и зажили царь с Фёклой. Самогонку мужиками пили, в баню бабами ходили. Да и детишкам хорошо с двумя мамками и двумя папками.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Борис Худимов
: Сказ про мужик-бабу. Сказки и притчи.
"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок..." Новое очаровательное творение сказочника Бориса Худимова.
14.01.09
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/boris>Борис Худимов</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/66824>Сказ про мужик-бабу</a>. Сказки и притчи.<br> <font color=gray>"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок..." Новое очаровательное творение сказочника Бориса Худимова.<br><small>14.01.09</small></font></td></tr></table>



hp"); ?>