Ян Прилуцкий: поэма о слове.
"... Закрыв лицо руками,
я ждал, пока видения исчезнут."
(М.Спиллейн, "Ночь одиночества")
Дерзнув бросить вызов всей европейской классической традиции последних шести-семи веков, Ян Прилуцкий становится словом и сам себя проводит по всем кругам ада. Ад неизреченности сменяется адом произнесения, адом ложной произнесенности и, наконец, - адом непроизносимости. Слово изреченное есть ложь, гласит старинная мудрость. Обратите внимание - гласит!
В такую же экзистенциальную "вилку" загоняет себя автор, рискнувший сменить плоть на дух и мысль на речь. О невозможности речи как таковой рано или поздно пишет каждый серьезный автор, но не каждый так открыто беспощаден к собственному тексту, как Ян.
Разумеется, блестящая манера письма и разносторонняя эрудиция, столь привычные постоянному читателю и поклоннику творчества Прилуцкого, то и дело дают о себе знать. Лирический герой легко переходит с русского на французский и немецкий, скрытые отсылки к текстам самых разных жанров обрушиваются на испуганный ум читателя, как зрелые плоды дуриана - на голову неосторожного путника. Кульминационная седьмая глава совершает невозможное: текст выходит за пределы самого себя, автор представлен на суд собственного героя, дальнейшее не подвластно даже и аналитическому слову, оно - поэзия.
Ибо из всех родов речи только речь поэтическая способна губить и возрождать сама себя.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|