Сергей Зубарев: Считать ко злу.
Работа Сергея Зубарева "Считать ко злу" представляется мне притчей. А притча - жанр достаточно эластичный, чтобы вместить в себя и многие посылы (как в данном случае, и художественнные, и научные, и социологические), и возможность ряда толкований. В случае с этой небольшой по объему, однако насыщенной глубинными смыслами статьей двусмысленности начинаются прямо с заглавия "Считать ко злу". Можно понять, как минимум, двояко - плохо производить арифметические действия, или же следует полагать однозначным злом то, о чем рассказывает автор. Сочетать счет с практической пользой - еще хуже, что и доказывает печальный пример Козленка...
Психоаналитик Сергей Зубарев часто в своей профессиональной деятельности обращается к притчам. Видимо, их художественная форма идеально подходит для того, чтобы заставить задуматься небезнадежного пациента. У меня есть сборник притч автора (любезно подарен на память), и я должна сказать, что давненько меня так не провоцировали переосмысливать свои привычки, ценности и жизненные представления, как это сделал Сергей Зубарев своим даром "со значением"...
Короче говоря: притча перед вами, в ней изложено все, что хотел сказть автор, остальное - задача читателя. Sapienti sat - разумному достаточно.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Считать ко злу
СЧИТАТЬ КО ЗЛУ.
Дети объединились, убили и съели папу, после чего создали его культ и стали поклоняться убитому родителю в зверином обличье.
Древнеегипетский принц Моисей старался привить древним евреям чуждый культ Атона, а они, утомившись, взяли да убили надоеду, после чего раскаялись, приняли культ и придали чужаку имидж пророка.
Таковы в примитивном пересказе коллизии, которым основатель психоанализа посвятил свои фундаментальные работы: «Тотем и табу», и «Этот Человек Моисей и монотеистическая религия».
И в той, и в другой культовой истории З. Фрейд пытался прояснить некоторые тёмные места, ликвидировать смысловые разрывы, и неожиданно пришёл к выводу: в основе почитания и обожествления лежит убийство. А все «нестыковки» и «непонятки» - следы сокрытия этого убийства.
Попытаемся применить психоаналитическую логику к явным сюжетным нелепостям общеизвестной детской сказки «Про козлёнка, который умел считать до десяти». По ней был снят одноимённый и вполне иллюстративный мультфильм.
Главный герой – козлёнок научился считать до десяти и начал демонстрировать обретённый навык на своих согражданах. Невежественные животные гневаются на грамотного козлёнка. Но не потому, что завидуют, а потому, что он упражняется в магии счёта прямо на них. Их, в общем-то, можно понять: счёт разрушает иллюзию индивидуальной свободы и жёстко обнажает реальность, а это весьма травматическое переживание. К тому же, козлёнок называет первым себя, а остальным даёт номера ниже, что унизительно. Впрочем, и реальные неприятности не заставили себя ждать. Погоня, организованная избранными* животными загоняет себя на корабль, который сразу начинает тонуть. Капитан-петух заявляет, что корабль рассчитан на десять персон. Сказать пассажиров - нельзя, поскольку петух - заведомо не пассажир, но в роковой счёт входит. Если магическое число не превышено - спасение возможно. Козлёнок пересчитывает собравшихся и подтверждает, что лимит не превышен.
Корабль выравнивается и благополучно причаливает к берегу. Спасённая живность славит козлёнка и арифметику.
Лукавство, фальшь этой сказочки, и просто физический абсурд бросаются в глаза. Если звери, забежавшие на корабль, не превысили его общую грузоподъёмность, то и тонуть он не стал бы. А если превысили, то счёт, сам по себе, дела не исправит. Он нужен только для того, чтоб определить, кого кидать за борт.
Эне-бене-рес-квинтер-минтер-жес.
Эне-бене-раба-квинтер-минтер-жаба!
Корабль в сказке тонул. Козленок сосчитал пассажиров и убедил их, что общее число соответствует названной петухом пассажировместимости судна.
Но судно продолжает тонуть. Надо срочно снижать общий вес, а не считать поголовье пассажиров.
Тут кончается сказка и начинается зона табуированной реальности. Звери убедились, что козленок их обманул. Сначала навлек беду непрошеным счетом, - ведь из-за этого они оказались на тонущем корабле, потом вселил тщетную надежду на спасительную магию называния чисел. Но надежда обернулся отчаяньем. Подтвердилась априорная догадка, что счёт - великое зло, и спастись можно только принеся жертву водной стихии. Проще говоря, кинув кого-нибудь за борт. Наверняка звери избрали козлёнка, и отправили его к Му-Му.
Далее снова следует публичная сказка с одним лишь изъятым фрагментом реальности: корабль выровнялся, благополучно причалил, и звери уперлись в непреложный факт - их спас тот, кто умел считать.
Попытайся сбросить они быка, или хряка - не известно, что бы вышло. Тем более что тех склонить к самопожертвованию куда труднее. А вот обладатель магического знания - идеальная жертва. И считалочка его волшебная пригодилась, и вообще он был славный покладистый козлик.
Тут повторилась архетипическая история, подробно изложенная в упомянутых выше фрейдовских работах. Звери – убийцы преисполнились виной и раскаянием, вознесли козлёнку хвалу, да и ввели в школах арифметику. Для пополнения жертвенного резерва. А чтоб веселей арифметика изучалась, завещали потомкам вот этот канонический сказочный текст.
Остался ещё один неприятный вопрос, который встречавшие сограждане задавали вернувшимся путешественникам: «Почему козлёнка нет с вами, если все спаслись?»
Убийцы возводили очи горе и многозначительно отвечали: «Потому, что козлёнок сразу с берега, не мешкая ни минуты, понёс спасительную арифметику дальним тёмным скотам...»
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Сергей Зубарев: Считать ко злу. Критические статьи. Правда о том, что в действительности произошло с Козленком, который умел считать до десяти! 01.07.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|