Михаил Майгель: Страна Чудес Моих (зарок-опера).
Свершилось!
Михаил Майгель доверил мне рецензирование и публикацию своей новой поэмы. Побудительным мотивом к тому послужила, по словам автора, отчетливая экспериментальность данного произведения. И, наверное, подспудно – что я одна из немногих, кто посмеет употребить в адрес самого Майгеля слово «эксперимент» (литературный).
Потому что поэма сия – опус модный, в том смысле, что интегрирующий столь далеко отстоящие друг от друга по шкале релевантности жанры, как эпическая поэма (впрочем, не исключено, что просто поэза, ввиду ее незапредельного объема), пьеса абсурда, гражданская сатира и политический памфлет. Отчего ваша покорная редактор предложила автору перевести текст в рубрику «публицистика». На что Михаил ответствовал: «Как публицистику это публиковать, извиняюсь за тавтологию, не следует (автор против). Во-первых, текст не отражает моей гражданской позиции (публицистика обязана), там даже авторского персонажа нет. Во-вторых, как публицистика это будет прямой и одновременно невнятный наезд на власть и социум, а зачем это нужно? Я не политик, не состоял и не собираюсь». И предложил назвать свое творение «окололитературной шуткой». Но зачем? Согласно философии Имени, как вы яхту назовете, так она и поплывет. Окололитературная шутка останется в любом случае не более чем долей правды. А хотелось бы, чтобы неожиданному повороту творчества Михаила Майгеля, более знакомого нам как тонкого лирика и «жонглера слова», была уготована бОльшая ипостась. Нежели заставить читателя посмеяться и непосредственно затем догадаться: «Над кем смеетесь?» Хотя я, честно говоря, искренне смеялась, пробегая глазами по строчкам «зарок-оперы».
Если серьезно, то невозможно принять и «усвоить» новое произведение Михаила, намеренно абстрагируясь от какого-либо политического значения «зарок-оперы». Литература ТАКОГО плана лишь подчеркивает в лучшем случае, что невозможно жить в обществе и быть свободным от него, а в худшем – правоту тезиса Ильича о партийной организации и партийной литературе. В многопартийной системе литература автоматически становится многопартийной. А также бизнес-аналитической, политтехнологической, социально-адаптированной и экономически обоснованной.
Но все эти внешние факторы не могут снизить литературной ценности поэмы «Страна чудес моих». Хотя в большинстве случаев, относящихся к другим авторам, они вредят восприятию и отвлекают от художественной стороны произведения. В этом и состоит отличие мастерства от простого умения. Рада констатировать, что под новой личиной словесное мастерство Михаила Майгеля осталось на прежнем уровне. И хотела бы прочитать еще что-нибудь в том же духе, вышедшее из-под пера Михаила.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|