Рустам Карапетьян: Восьмистишия.
"Но разум людской - не вода и стекло,
В нем наше дыханье и наше тепло."
(Д.Самойлов)
"Восьмистишия" строго соответствуют своему названию: каждый текст состоит из восьми стихов. Поэтому и дыханье, и тепло автору пришлось тщательно отбирать, отбрасывая все лишнее и все, без чего можно обойтись. Отроду не склонный к пустословию, Рустам Карапетьян с этой задачей справился без труда, попутно решив еще парочку чисто формальных, которых, предположительно, себе и не ставил. Так или иначе, в подборке отметились все шесть отечественных классических метров, включая пэон (интересно, что все без исключения трехдольники - паузные, а все остальное - нет), количество стоп, вне зависимости от метра, не превышает четырех, и из многочисленных видов русской рифмы использована едва ли не добрая половина, вплоть до неравносложной рифмы и новомодно-небрежного "актуального" ассонанса.
Заметно, что тексты подборки, в целом удовлетворяя традиционным суждениям о семантике русских метров (ямб для философского размышления, хорей для зарисовок и жанровых сцен, трехдольные паузники - для романтики и страсти), получились неодинаковыми, немонотонными. Чего и следовало ожидать, ибо техникой письма Рустам владеет отлично, а очевидная простота его текста - кажимость, которой не стоит доверять сверх необходимого.
Напоследок хотелось бы напомнить особо нервным поклонникам Мандельштама, что восьмистиший за последние полвека не писал только ленивый. В графе "особо неленивые" следует учесть, например, Н.Горбаневскую и Б.Херсонского. А вообще-то восьмистишия и Лермонтов сочинял, и даже с Тредиаковским эта напасть иной раз приключалась.
Посему давайте отложим умствования и прислушаемся к теплому дыханию стихов Рустама Карапетьяна.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|