|
Алексей Караковский: Храм святого Владимира.
Художественный текст, в общем, способен оказаться интересным читателю двумя способами - он может внезапно изменять взгляд читателя на то, что происходит внутри текста, и столь же внезапно - на то, что происходит вне его.
Пример первого - неожиданная развязка в детективе. Убийцей, которого сыщик пытается вычислить и найти на протяжении двадцати страниц текста, оказался... автор, и детективный рассказ написан им в тюрьме, о чём читатель узнаёт из последних двух абзацев рассказа. В рассказе всё сходится.
Пример второго - неожиданная гипотеза в хорошей научно-популярной книге. Убийцей Джона Кеннеди оказывается... его брат Роберт, и автор доказывает это, по-новому интерпретируя известные факты и приводя ранее неизвестные документы. Всё сходится, но на этот раз - уже вне текста, в затекстовой реальности.
(замечу в скобках: детектива по предложенной мной модели я не читал, а в ложности высказанной мною версии убийства Кеннеди уверен заранее)
Удивительно, что к текстам второго типа, внезапно меняющим взгляд читателя на внешний мир, относятся, помимо научно-популярных, хорошие юмористические и сатирические произведения. Этим обусловлено другое их сходство: как научпоп, так и юмор не обязаны быть выстроенными по законам композиционногй замкнутости.
Таков предлагаемый вниманию читателя рассказ Алексея Караковского. По тексту разбросаны ёмкие эпизоды, где буквально одним-двумя словосочетаниями автор внезапно доводит до абсурда какую-нибудь из существующих, но слабо осознаваемых тенденций развития какой-нибудь из частей мира. Великолепны его "Внутренний город" (правительственная часть Москвы, находящаяся в пределах старого Садового кольца), мусорный поток под названием "река Яуза", Зурабов день, освобождающий раз в год работников от офисного права, "одноразовая жизнь" молдаван и китайцев и т.п.
Рассказ выстроен как описание путешествия Владимира Владимировича из Москвы во Владимир и тем самым продолжает традицию историй-путешествий, представленных в русской, и не только, литературе в основном романами. Такого рода описания, как правило, давались мне с трудом - скажем, радищевское "Путешествие из Петербурга в Москву" я так и не осилил. Счастливое исключение - политическая сатира Джонатана Свифта.
Вероятно, именно продолжателем традиции Свифта выступил в рассказе "Храм святого Владимира" Алексей Караковский. Тем более, этот его рассказ - политическая сатира.
Неожиданного вам чтения!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Алхутов
|
Храм святого Владимира
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Алексей Караковский: Храм святого Владимира. Рассказ. Политическая сатира, продолжающая традицию романов-путешествий в рамках короткого, но ёмкого, разомкнутого во внешний мир рассказа. 09.11.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |