h Точка . Зрения - Lito.ru. Татьяна Зимбули: Жить или не жить городским легендам? (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Татьяна Зимбули: Жить или не жить городским легендам?.

Постоянный автор "Точки Зрения" Татьяна Зимбули продолжает цикл "городских зарисовок", посвященных питерским проблемам. Впрочем, всякая публицистическая статья, в которой, как в линзе, собираются в преувеличенно-выпуклое изображения уродства и перекосы современности, отличается... безграничностью. В смысле - эти перекосы не имеют границ, очерченных рамками одного города.
О том же самом уже писал Алексей Петров, предваряя мою публикацию "У рязанских собственная гордость". О том же самом сообщают в комментариях наши читатели. Нет такого города по всей Руси великой, где бы историческая правда на весах повседневности перевесила бы экономическую выгоду. Нет такого региона, которого не коснулось бы варварское уничтожение памятников истории, культуры, архитектуры и просто свидетельств старины. Но, пожалуй, вдвойне горько читать, что и в Санкт-Петербурге, городе, который я лично привыкла воспринимать огромным музеем под открытым небом, творятся такие же безобразия... Пока реконструируют Дворец работников пищевой промышленности, памятник относительно недавних эпохи застоя, "оттепели" и диссиденства, первой (она же, боюсь, и последняя) российской авторской песни... Но кто поручится, что, если взять политику выгодных застроек на вооружение, та жечаща не прольется горечью и над Адмиралтейством, и над Биржей, и над Петропавловкой?..
Радуют лишь немного финальные строки очерка Татьяны Зимбули - признание, что граждане Питера борются против застроек на местах скверов и памятников прошлого. Да гражданская позиция публициста: "И если не писать об этом, или если не об этом писать, то о чём?" - высказанная автором.
А правда, о чем? Писать о безвозмездной и даже временами радостной утрате прошлого горько и бесполезно. Не писать - по большому счету подло и антигражданственно. Третьего не дано. Проблема нравственного выбора - острейшая для гомо сапиенса - правильный выбор делает человека человеком. Можно выбирать между чем-то и чем-то. А если между ничем и ничем (эффект от наших письмен - "минус один")?..
Руки опускаются... Но пока еще не совсем опустились, пожимаю ладонь Татьяны Зимбули за ее неравнодушие!

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Елена Сафронова

Татьяна Зимбули

Жить или не жить городским легендам?

Частенько, наведываясь в Центральный район, где раньше жила, и проходя мимо того или иного дома, с которым связаны приятные воспоминания – расстраиваюсь. А если этот дом к тому же представляет (если ещё стоит на месте, а не снесён) собой историческую ценность, расстраиваюсь вдвойне. Почему? Да потому что вижу заброшенные останки былой роскоши, принадлежащей горожанам. Или табличку, что эти останки уже проданы с торгов и скоро здесь будет …  В общем, не ждите, что «… через четыре года здесь будет город-сад». Скорее всего, построят бизнес-центр, или отель, или жилой дом.
Среди таких «расстройств» - Дворец работников пищевой промышленности, сокращённо – ДК «Пищевиков», ещё его называли «Дом хлеба и плюшки», «Хлеболепёшка», «Ватрушка», расположенный на улице Правды, дом 10 (бывший Куйбышевский район).
А ДК Пищевиков, к сведению, является памятником регионального значения!
Пару слов об истории переименований улицы: улица Правды (названа в честь большевистской газеты «Правда») - с 1 сентября 1923 года – до наших дней; Кабинетская – с 1822 года по 1 сентября 1923 года; Большая Офицерская – с 1776 года по 1822 год.
Была и ещё одна история с переименованием улицы, современная. В день памяти Владимира Семёновича Высоцкого, 25 июля, улицу Правды должны были переименовать во Владвысоцкий бульвар. Ведь здесь, в клубе бардовской песни «Восток», он начал выступать перед большой аудиторией со своими песнями. Об этом переименовании в те дни писали, вещали и много говорили.
Несомненно, дом-воспоминание утратил свой первоначальный вид ещё задолго до нового, XXI, века. В пятидесятых годах XIX века купец Лобов построил это здание для себя, а в 1912 году оно было переделано - в стиле неоклассики – архитектором Городского кредитного общества, гражданским инженером Алексеем Григорьевичем Голубковым под Железнодорожный клуб. Это были времена, когда улица называлась Кабинетская.
В 1935 году реконструированный архитектором Василием Павловичем Макашевым дом – уже по улице Правды - отдали профсоюзу работников пищевой промышленности Ленинграда.
В 1890-е годы в доме № 10 жил известный русский публицист, социолог, литературный критик и теоретик народничества Николай Константинович Михайловский. Чуть ниже упомяну имя вождя пролетариата, а сейчас отмечу, что Ленин писал в своё время о Михайловском: « … один из лучших представителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века».
В 1970 – 80-е годы здесь «жил» и процветал знаменитый бардовский клуб “Восток”, на сцене которого выступали Высоцкий, Визбор, Окуджава, Клячкин, Гребенщиков, Курёхин, Кинчев, Городницкий, Жуков, Ревякин, Цой. Здесь же жил-был и джаз-клуб «Квадрат».
Народный артист СССР, лауреат государственной премии РФ в области музыкального искусства; лауреат Премии Академии Искусств Франции за вклад в искусство В.А. Чернушенко организовал Ленинградский камерный хор ДК Пищевой промышленности. Список можно продолжить.
В стенах Дворца культуры работал не менее легендарный театр «Суббота», в котором начинали свой творческий путь актёры Константин Хабенский, Семен Спивак, Анжелика Неволина, Александра Яковлева, Михаил Разумовский, Татьяна Абрамова.
А маленькое кафе на первом этаже! Какие люди сиживали за его столиками!
ДК «Пищевиков» был известным местом и за пределами Ленинграда.
Забавно, что в парадном дворе ДК «Пищевиков» стоял на пьедестале памятник Владимиру Ильичу Ленину, в то время, как в клубе «Восток» - первом и единственном месте в СССР, где в не совсем демократичные, так скажем, советские времена, оставшиеся нам в наследство от лидера мировой коммунистической революции, пели «можное и неможное», а, в основном, запрещённое, вышеупомянутые известные артисты … И даже отмечали день рождения Джона Леннона!
Мои детские (пионерские) и юношеские (комсомольские) воспоминания непосредственно связаны с Дворцом культуры: с подружкой ходила туда в кружок (какое милое слово!) рисования,  учителя устраивали для нас (вместо уроков!) культпоходы в ДК, чтобы мы смотрели на большущем экране умные фильмы о пионерах, а на настоящей деревянной сцене - хорошие спектакли. А праздники! Столько всегда приходило ребят! До начала фильма или спектакля и в антрактах мы бегали среди колонн большого холла. Было здорово! Один раз мне довелось посетить библиотеку Дворца культуры – там работала мама моей подружки, я заходила к ней за ... а вот и не помню, зачем…
Во времена перестройки Дворец культуры сильно обветшал и был признан властями города аварийным. Зато местным бомжам дом «подошёл» по всем параметрам. Незаметно как-то увезли памятник Ленину. В 2005 году, в июле, дом сильно горел.
С появлением в ДК новых хозяев произошла некрасивая история, мягко выражаясь, в отношении театра «Суббота». Видимо, финансовая выгода, а не несовпадение взглядов с прогрессивным театральным коллективом по поводу репертуара, была виновата в том, что  «новенькие» в прямом смысле слова выгнали «Субботу» из ДК в никуда. Я, как заядлый театрал того времени, много общалась с единомышленниками по поводу этого инцидента. Мне рассказывали, что «эти варвары» вышвыривали декорации на улицу, яростно рубили их топором, били актеров…
            В общем, натерпевшись исторических перемен, здание общей площадью 4,3 тыс. м2 оказалось выставленным на торги Фонда имущества Санкт-Петербурга …
            Сейчас у дома-дворца новый владелец – ЗАО «Международная Балтийская Инвестиционная Компания». Руководство ЗАО уже придумало, что здесь, на небольшом историческом островке Северной столицы, будет отель, и официальную табличку успело повесить на фальш-фасаде «Реконструкция нежилого здания под гостиницу».
Что-то мне думается, что если бы эта «компания» любила бардовскую песню, а её директор ходил бы в клуб «Восток», а остальные «компанейские» члены бегали бы вокруг колонн в антрактах – может, и не была бы потеряна ещё одна легенда города!
Хотя, наверняка, они предпочли экономическую выгоду сохранению исторической правды. Прикинули, подсчитали – для себя, согласились – сами с собой, пожали руки - друг другу, уговорили или подкупили себе подобных, но вышестоящих, проигнорировали общественное, то есть моё, мнение, и вперёд, с рублёво-валютными песнями.
А почему бы не оставить это здание как Дворец культуры, отремонтировав его, украсив фойе фотографиями и краткими сведениями о том, кто здесь выступал, работал, бывал в гостях, почему бы не создать небольшой музей с помощью тех же фанатов Высоцкого, Цоя, Окуджавы, Кинчева и других кумиров сцены, здесь же, в ДК, куда молодёжь будет приходить и с удовольствием петь, ходить в кружки (!), сидеть за столиками в уютном кафе, а кто-то даже сидеть за столиками в библиотеке (очень в это верю!), и стены дома, атмосфера его легендарного прошлого будет помогать молодым … жить!
И это «почему бы» относится не только к ДК «Пищевиков».  Горестно (не радостно же!) мне, что ушли из жизни города… Нет, не хочу монотонно перечислять уничтоженные за последние демократическо-перестроечные годы памятники и культуры, и архитектуры, а тем более называть те, которые, прибрав к рукам (частное владение!) собираются под благовидным предлогом реконструкции или восстановления переделать на свой вкус и цвет под что-угодно-приносящее-деньги.
А какой «вкус и цвет» у новоявленных частных собственников? Выкупить любым путём у администрации города лучший кусок земли, быстро и дёшево соорудить по безликим проектам архитекторов (даже не хочется применять слово «архитектор» к людям, которые создают здания, например, рыночных центров, громко именуемых «ТРК» (торгово-развлекательный комплекс), «ТЦ» (торговый центр), «ТВЦ» (торгово-выставочный центр и т.д.) кучу бизнес-центров, закрыть фасады безумным количеством зеркал, стекла, и тут же навешать на стены не менее безумное количество рекламоносителей?
И всё это на наш бедный город-музей под открытым небом!
По каким ТРК, ТЦ или ТВЦ будут судить о нас потомки?
Но «уходят» не только дома, уходят целые парки, зелёные площадки, скверы. Чем они не нравятся? Чем мешают? Кому? Может, названиями? Не выговорить, например, слово «сквер». Сквер, по словарному определению, это объект озеленения города; участок на площади, перекрестке улиц или на примыкающем к улице участке квартала. Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев и кустарников. Скверы предназначаются для кратковременного отдыха пешеходов и художественного оформления архитектурного ансамбля.
Или эти несчастные городские геростраты не понимают, что весь наш город – это единый архитектурный ансамбль?! Конечно, несчастные – раз не понимают.
Мне памятен и, в общем-то, дорог небольшой скверик на Стремянной улице, у дома № 9. Но сколько нервов, тревог и волнений пришлось пережить из-за этого маленького кусочка земли любимого города, когда на него была атака с целью уничтожить сквер и построить на его месте гостиницу.
СМИ писали, что сквер на Стремянной, скорее всего, будет застроен. И не стыдно было чинушам, депутатам, всем власть имущим гражданам не знать, что во время войны в этот дом попал авиационный снаряд, погибли люди, что на самом деле на этом месте должен быть памятник погибшим во время бомбежки, что после войны на этом месте посадили деревья. Деревья в Центральном районе! Разве не понятно, что их так мало на этой территории?! И разве не понятно, что этот скверик стал своего рода святым местом для ленинградцев.
Ещё хуже – если знали.
На сегодняшний день сквер пока живёт.
Уплотнительная застройка съедает детские и спортивные площадки, зелёные островки для отдыха, памятные места Петербурга. Совершенно очевидно, что Закон «О защите зелёных насаждений» в Петербурге практически не действует. Зато действует бизнес-закон «О защите «зелёных» долларов».
Складские, торговые, спортивные, офисные комплексы – всё, что так необходимо (?!) нам для жизни в городе – вырастают как грибы где можно и не можно. И не просто горько, грустно и печально, а страшно страшно, что эти бетонно-каменные, стеклянно-блочные монстры, возводимые безжалостными к природе собственниками, съедают нас посредством уничтожения зелёных насаждений под застройки.
Кто же будет ходить, сидеть, работать в этих «билдингах», если большинство из нас физически будет неспособно существовать?!
Это вполне реально: ведь без кислорода жизни нет, а условия проживания в нашем городе таковы, что дышать уже практически нечем. И никакие новомодные фитнес- и спорт-клубы не помогут оздоровить человека в промышленном мегаполисе так, как один из естественных источников жизни на Земле – деревья, кустарники, трава, цветы, сама земля! А это значит – парки, скверы, сады, зелёные дворики…
Граждане-горожане - не подумайте, что пассивны, - нет! Мы – активны. Я протестую. Моя соседка по площадке протестует. Мы протестуем. Активисты создают инициативные группы, выходят в знак протеста на экологические демонстрации, пишут, взывают, обращаются в администрацию города, сами, наконец (или, во-первых), сажают деревца, цветы, устраивают маленькие палисадники под окнами своих квартир, огораживают, как и чем могут эти заветные цветнички…

И если не писать об этом, или если не об этом писать, то о чём? О том, что жена Бэкхэма не носит нижнее бельё по второму разу?! Вот, чёрт! Написала …

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Татьяна Зимбули
: Жить или не жить городским легендам?. Критические статьи.
На "ТЗ" продолжают появляться очерки о том, как русские становятся "Иванами, не помнящими родства".
03.10.08

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275