Елена Сафронова: Симптоматика жизни как венец существования.
Вашему вниманию предлагается краткий анализ творчества проекта Devotion. Автор анализа Елена Сафронова вместо этого имени упоминает другое - "Верес". Смешение, насколько я понимаю, происходит оттого, что создатель проекта Devotion Константин Макаров и лидер группы "Верес" Константин Макаров - одно и то же лицо.
В ходе анализа Елена обозначает ряд весьма любопытных оппозиций, из которых я с особенным удовольствием остановлюсь на одной - на оппозиции между "раскрытием темы" и "симптоматикой темы".
Часто при разборе литературного произведения можно слышать: "тема раскрыта" - либо, наоборот, "тема не раскрыта". Слово "тема" в этих выражениях вряд ли может претендовать на право быть термином (например, одним из пары терминов "тема - рема", введённых Пражским лингвистическим кружком), однако интуитивно ясно: критик, употребляющий подобного рода выражения, имеет в виду полноту либо неполноту содержательной информации, донесённой до сознания читателя через текст.
Употребив слово "симптоматика", Елена, если я верно её понимаю, имела в виду реакцию на текст в чистом виде, помимо осмысления его содержательной части.
Таким образом, оппозицию "раскрытие-симптоматика" можно считать противоположностью между текстами, ориентированными на содержание, и текстами, ориентированными на смысл, между ориентацией на семантику и на прагматику.
Полинезийцы говорят: "Знание, не вошедшее в кровь - не более чем слухи". Прагматический компонент искусства - это как раз то, что "входит в кровь" рецепиента. В этом смысле ориентацию творчества проекта Devotion можно считать вполне прагматической.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Алхутов
|