|
Анна Е: байки тяжелого уикенда.
"Выходи на поверхность, дельфин,
Это тело твое проступило во тьме
Еще ранних сырых переулков"
(В.Аристов)
Урбанистической лирики в ХХI веке сделалось так много, что читать ее всерьез невозможно. Факт. Из всех видов русской рифмы ассонансная – самая коварная обманщица и притом вечная жертва насилия со стороны пишущего народа. Факт. Бродский опошлил анжамбеман, фразовый междустрочный перенос, до степени полной аллюзийности оного, факт. Возможности русской рифмы как таковой исчерпаны; выбор между вычурной авторской и штампованной общедоступной – выбор между пулей и веревкой. Факты, факты, упрямая вещь. Хоть не пиши.
Однако время от времени кто-нибудь нечаянно доказывает, что для преодоления упрямых вещей достаточно хотя и маленького, но очень редкого волшебства: своего взгляда и своего голоса. Свой взгляд позволяет заметить, что тени, падающие на парапет, складываются пополам; некоторые окна похожи на глаза болезненно худых людей; дым в современном городе не заслуживает безоговорочного доверия, потому что, может, он и не дым вовсе. Свой голос позволяет неодинаково, но соизмеримо сдвигать фразу относительно строфы, создавая колеблющуюся, неустойчивую структуру: живой ритм, еще помнящий о механическом, но уже не являющийся им. А сплошная ассонансная рифмовка, когда она хороша, и вовсе творит чудеса: на фоне "скажи" и "крыш" становятся созвучны (то есть, становятся рифмой) даже такие непохожести, как "будет" и "сумерек". И если создание рифмы из почти ничего – не настоящее творчество, то, стало быть, за прошедшую ночь случилось с этим понятием нечто нехорошее, о чем вашему покорному слуге забыли сообщить.
Конечно, формой дело не ограничивается. Сумеречен и смысл стихов, в которых материальный город и тело лирического героя то и дело сливаются: не разберешь, где кончается одно и начинается другое, они дышат и чувствуют вместе. Краски переходят друг в друга: смог, копоть, оттенки отражений и полутона теней в умелых руках тоже акварель – особый, техногенный род. Любая устойчивая на первый взгляд реалия "краями смысла" задевает соседей, и происходит метаморфоз: проза становится частью пейзажа, доктор Калигари обретает черты едва ли не Фрези Грант, листья врастают в стекла, и интуитивно понимаешь, что это именно тот редчайший случай, когда замена "цивильного" тире несимметричной парой "дефис-пробел" – не ошибка набора и не модерновый выпендреж, а просто в мире этих стихов нет ни одного зеркала, лгущего, что оно прямое.
Видимо, именно и только в таких условиях дельфин выходит на поверхность.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
байки тяжелого уикенда
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru энни е: байки тяжелого уикенда. Цикл стихотворений. Урбанистическая поэзия, нервная система города, расчетные напряжения тел, синхронность сознания и формы. 19.11.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |