Сергей Зубарев: Мы сами это пели!...
С некоторых пор в нашей рубрике портала "Точка зрения" все больше появляется профессиональных статей на тему психологии. За это низкий поклон нашему редактору, начинавшему как плодовитый автор и активный читатель, психоаналитику Сергею Зубареву. Впрочем, в представлениях и в рекламе, по крайней мере, в нашей среде, этот человек уже не нуждается.
И если его работы нуждаются в рецензиях, то в очень кратких и простых. Ибо при их "полемическом" рецензировании неизбежна аналогия с фантасмагорией: препарируемый в лаборатории кролик уголком совего никогда не засыпающего подсознания анализирует поведение естествоиспытателя... Нечто вроде: "И если ты смотришь в бездну, то не забывай, что в тот же миг и бездна всеми своими очами смотрит на тебя..." - или "в душу тебе", так говорил Фридрих Ницше.
Новая статья Сергея Зубарева - о психологии масс (так мне кажется). О том, как легко превратить психологию масс в психологию толпы, и о том, как это делается с помощью песен, и о том, какие психологические приемы при этом используются.
Разобраться в этой проблеме попросила Сергея я. Меня довольно давно занимал феномен, почему советские песни при хоровом исполнении дают странный эффект родства, единства с другими поющими и острой, до слез и кома в горле любви к Родине. При том, что соматически такой же эффект - слезы, комок в горле, пронизывающая боль, непроизвольная жестикуляция крайнего отчаяния - порождают у меня лично песни о лагерях, сталинских тюрьмах и ссылках. Последнее понятно - репрессия прадеда перечеркнула жизнь нескольких поколений в нашем роду. Но как могут в одном и том же человеке, знающем историю советского государства не только по учебникам, пострадавшем, можно сказать, от хода железного коня этой истории, возникать идентичные реакции на столь противоречивые свидетельства прошлого?.. Как можно одинаково плакать от пафоса строк "Широка страна моя родная..." и "На материк, на материк ушел последний караван" - то есть да, страна широка, но не для всех детей своих она РОДНАЯ - как?!..
На этот вопрос начал отвечать Сергей Зубарев. Все в психологическом механизме песенной пропаганды гораздо сложнее, чем я могла даже представить себе. Но разгадывать, следом за знатоком, эту загадку (наслаждаясь: как понятно, когда все так хорошо объяснили!), безумно интересно. Надеюсь, что читатели "Точки зрения" со мной согласятся. А нет - механизмы психологического давления на массы включать не будем.
Радует, что у сегодня размещенного текста Сергея Зубарева, который я сочла возможным так самокритично и так правдиво назвать, будет продолжение.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Мы сами это пели!..
Глава 1.
Гимны, или Вставай, проклятьем заклейменный!..
Песенная поэзия более, чем любая другая, рассчитана на массовое исполнение и массовое восприятие. Притом, музыка усиливает эмоциональное воздействие на слушателей, а слуховое восприятие текста, в отличие от зрительного, снижает критичность. Не случайно именно на песни разных жанров возлагаются идеологические, мобилизационные и прочие социальные задачи прикладного характера.
Поэтому символические ряды в них, как правило проще, ясней, если не сказать – примитивней, нежели в «классической» лирике. Разумеется, мы не говорим здесь об авторской – в сакральном смысле этого слова – песне, или случаях, когда на музыку кладётся большая поэзия.
Вглядимся внимательнее в тексты песен, знакомых с детства, многажды слышанных, сопровождавших историю нашей страны. Они хорошо иллюстрируют «соцзаказ» на ментальность вполне определённого типа.
"Интернационал" (музыка П. Дегейтера, слова Эжена Потье, русский перевод А.Я.Коца) с 1917 по 22.12.1943 г. исполнял роль российского и советского гимна. После принятия нового гимна "Союз нерушимый" (музыка А.В.Александрова, слова С.Михалкова и Г.Эль-Регистана) остался гимном коммунистической партии. Сам Интернационал, как международная организация, нацеленная на совершение мировой революции, в том же 1943 г. был распущен, причём под предлогом того, что организация достигла своих целей. Неофициально - ликвидация его была одним из условий открытия союзниками "второго фронта".
"Вставай, проклятьем заклейменный
Весь мир голодных и рабов
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разроем
До основанья, а затем
Мы наш мы новый мир построим,
Кто был никем, тот станет всем!
Это есть наш последний
И решительный бой.
С Интернационалом
Воспрянет род людской
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб свергнуть гнет рукой умелой,
Отвоевать свое добро —
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!
Припев
Довольно кровь сосать, вампиры,
Тюрьмой, налогом, нищетой!
У вас — вся власть, все блага мира,
А наше право — звук пустой!
Мы жизнь построим по иному —
И вот наш лозунг боевой:
ВСЯ ВЛАСТЬ НАРОДУ ТРУДОВОМУ!
А дармоедов всех долой!
Презренны вы в своём богатстве,
Угля и стали короли!
Вы ваши троны, тунеядцы,
На наших спинах возвели.
Заводы, фабрики, палаты —
Все нашим создано трудом.
Пора! Мы требуем возврата
Того, что взято грабежем.
Припев
Довольно, королям в угоду,
Дурманить нас в чаду войны!
Война тиранам! Мир Народу!
Бастуйте, армии сыны!
Когда ж тираны нас заставят
В бою геройски пасть за них —
Убийцы, в вас тогда направим
Мы жерла пушек боевых!
Припев
Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда
Владеть землёй имеем право,
Но паразиты — никогда!
И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей,
Для нас все так же солнце станет
Сиять огнем своих лучей.
Припев
Текст песни глубоко архаичен. Его задача очевидны:
- вызвать агрессию к общности, подлежащей уничтожению, на которую параноидным
образом спроецировано всё зло – к эксплуататорам,
- сплотить поющих гимн общностью аффективных переживаний, достоинствами и
заманчивыми перспективами "нового мира", и
- подготовить к самопожертвованию.
Для всего этого следует вскипятить разум. Возможно, берсерки, жующие перед
битвой мухоморы, бормотали нечто подобное. Ту же параноидную накачку найдём в "Варшавянке":
"Вихри враждебные веют над нами… на бой кровавый, святой и правый… нам ненавистны тиранов короны, цепи народа-страдальца мы чтим. Смерть беспощадная всем супостатам!.. Имена павших станут священны", и так далее, калька очевидна.
Кстати, Варшава в русском переводе никак не упоминается, но в польском подлиннике это обращение именно к варшавянам. Тут даже не по классовому принципу размежевание.
Апофеозом экстатической жертвенности можно считать фразу другой известной песни: "И как один умрём в борьбе за ЭТО". ЭТО составляет тайну Мальчиша-Кибальчиша, с ЭТОГО начинается Родина - С ТОГО, что в любых испытаниях у нас никому не отнять. Но об ЭТОМ - позже.
Наивность строк "Интернационала" уже давала поводы для анекдотических интерпретаций: "Вставай, проклятьем заклеймённый". - понуждает большевик свой непослушный пенис. "Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой" - из той же мастурбационной серии.
Эти интерпретации не так уж абсурдны. Ведь речь идёт о людях, которые решили присвоить себе творящую отцовскую силу, направить на эксплуататоров "жерла пушек боевых", не будучи к этому готовы.
Певцы "Интернационала" сознают, что они "заклеймены проклятьем", то есть, на них выжжено клеймо, да ещё с проклятием - а это должно настораживать (Хам был проклят по делу). Они ощущают, что являются «никем», что их право - "звук пустой". Тем не менее, они всерьёз собираются стать ВСЕМ. Не кем-то конкретным. А ВСЕМ.
(Очевидно, для этого им необходимо обрести ЭТО).
В последних строках своего гимна они монополизируют само солнце,- этот классический отцовский символ. Но их солнце ущербное, светит только частью, - эксплуататорам остаётся тьма и скрежет зубовный.
Всё произведённое физическими усилиями в психоаналитическом смысле - анальная продукция. Так уж сложилось, что именно с какашки начинается самостоятельная продуктивная деятельность человека. А родители, приучающие ребёнка к туалетной культуре, кажутся тому грабителями, псами и палачами - ведь они отнимают последнюю ценность. Поэтому требование возврата произведённых ценностей на деле означает требование возможности гадить бесконтрольно. Чем советская власть впоследствии пользовалась беспредельно широко.
Резонно сравнить данный текст с песней «Священная война» на музыку А.Александрова (1941) и текстом Александра Адольфовича де Боде (1916г.), искажённым и присвоенным в 1941 г. В. Лебедевым-Кумачом. Текст последнего делает песню вполне советской. Наиболее корявые строки принадлежат именно ему.
"Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Припев.
Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!"
Легко различить ту же логику архаичных заклинаний. В текстах одинаковые призывы:
- Вставай, проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов.
- Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой!
Явственная попытка активизировать некое огромное, могучее, но пассивно-страдательное существо, над которым совершается насилие: в Интернационале это трудящиеся, которых эксплуатируют вампиры, тунеядцы, тираны, паразиты, псы и палачи; а в Священной войне – Страна, над которой летают чёрные крылья, и чьи поля топчет враг. Гнилая фашистская нечисть, отребья человечества. (В первоначальном тексте фигурировала гнилая тевтонская нечисть). В обоих случаях заклинаемому объекту предписывается испытать аффект - кипение чувств возмущения и ярости. Разум там для красного словца.
Если в Интернационале звучит призыв к матери уничтожить владеющего ей коллективного Отца, что и было сделано, то в Священной войне - призыв к матери не допустить вторжения враждебного Отчима. Эта задача была также выполнена. То есть эффективность этих песен-заклинаний была весьма высокой, хоть результат и обеспечивался огромным жертвенным ресурсом.
Итак, плохие отцы сброшены, злобные отчимы изгнаны. Уцелевшие дети остаются с матерью, счастье на пороге!
"Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Припев
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Припев.
Мы армию нашу растили в сраженьях.
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!"
Уже с первых строк обнаруживаются некоторые смысловые неувязки - между свободой республик и сплочением навеки. Сплотить - ведь это – связать, сколотить. И никто не скажет, что брёвна плота - свободны. Далее в припеве прямо указывается «Дружбы народов надежный оплот!» И снова свобода: «Отечество наше свободное»
И следующий куплет начинается с упоминания свободы:
«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы...»
Не слишком ли много свободы для сталинского гимна? Очевидным образом выпирает компенсаторная природа этих строк.
Далее солнце свободы упоминается в комплекте с ещё одним светилом:
«И Ленин великий нам путь озарил»
Солнце сияет, Ленин озаряет... славно-то как! Они явно персонифицируют друг друга, получается анекдотический Вовочка - Красно Солнышко.
Однако здесь логика не анекдота, но мифа: Отец для советского человека может быть только мёртвым героем. Солнцеподобным. Живой отец - это предатель, которого нужно разоблачить во имя матери (или мачехи), чтобы искупить вину своего предательства. Для всех мегаматеринских структур связь ребёнка с реальным отцом – преступление. Измена матери. Отец был нужен только для зачатия этого ребёнка, а потом он допустим в качестве, повторимся, мёртвого героя.
Между строк находит подтверждение то, что Сталин являлся не отцом, но ложной матерью – мачехой, проще говоря, Ленин - папа - умер…
(Правда, в более поздних песнях выяснится, что он остался живым покойником.
Вечно живым покойником. Он обрел способность вселяться в каждого гражданина:
«Ленин всегда живой, Ленин - всегда с тобой.» «Ленин - в тебе и во мне». Супервампир. Но это уж потом.)
Значит, папа умер, а "нас" растил Сталин - мачеха. Что интересно, вырастил "на верность народу".
Но, позвольте, поёт-то этот гимн кто, не народ, что ли? Элита? ЦК ВКПб? Согласитесь, гимн не может быть народным, если народ в нем упоминается как отдельная сущность.
(По поводу "народа" как пустого понятия, не наполненного никакой реальностью – стоит сказать более подробно и отдельно).
Но цель ращения певцов гимна указана прямо: на труд и на подвиги. То есть, для эксплуатации и для жертвы.
Припев обязательно с прославлением самих себя. Если в дореволюционном гимне подданные просили царя, чтобы он царствовал на славу им, то совки просто славят себя сами. См. припев.
"Мы армию нашу растили в сраженьях.
захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!"
Ну, похвастаться армией – обязательно! Не культурой, не благосостоянием, на худой конец, а силовым агрегатом. Нас растил Сталин, а мы растили армию.
Но и тут неувязки: захватчики – это те, которые захватили Отечество. Захватчики должны быть уже внутри, а не стоять на дороге.
А тут гимнопевцы собираются сметать кого- то с дороги. Кого и за что?
Дорога, как явствует из следующих строк, - к славе. То есть, певцы славы ради, собираются уничтожать всякого, не присоединяющегося к славословию.
Причём они сначала клянутся вести Отчизну к славе, но уже через пару строк сваливают это дело на Знамя:
"Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!"
Пусть оно ведёт от победы к победе. Цели нет, есть бесконечная цепь побед. Поющие гимн мобилизованы на веки вечные.
Знамя – в психоисторической традиции - символ Питающей Плаценты. Ты нас корми, просят поющие, а мы будем за это драться и умирать.
В следующем варианте гимна (1977г) первый куплет остался без изменений, но Знамя в припеве заменилось на партию:
"Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!"
Счастье народов и слава народов ограничились дружбой, и, конечно, из следующего куплета выпал Джугашвили. Всё уже доделывал Ленин один, без ансамбля, самбля. Одинбля.
Рифмы всё те же: свободы – народы, свободное – народное, озарил-вдохновил, сметёт – поведёт. Все варианты гимна удивительно напоминают детский конструктор.
Цель "правого пути" или "великого дела" обозначена чуть более конкретно: уже не цепь побед, а торжество коммунизма.
В то время он многим казался достижимой целью. И наступление этого "общественного строя" было мечтой не столько трудящихся - чтобы каждому по потребностям, а партийно-хозяйственной элиты - чтоб "труд стал естественной потребностью трудящихся".
Короче, чтоб это быдло само в ярмо лезло.
Осознание утопичности этого пути пришло позже.
Но дальше идёт интересная уточняющая формула:
"В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны..."
Не в торжестве коммунизма, как нового строя, а в победе его идей! Воистину, шила в мешке не утаишь, и неистребимая материнская процессность снова выглядывает из прорехи.
А тут и знамя вернулось:
"И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!"
Куда же от Питающей Плаценты денешься?
В современном варианте гимна (2000г) перемены существенные:
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!"
Впервые обозначена священность страны и отчётливо заявлен женский род: держава, страна. Но достояние её - уже не армия, а могучая воля. Что это означает в реальности? Чья именно могучая воля имеется в виду? Очевидно, - это эвфемизм своеволия правителей.
Речь идёт о том самом различии между Законом и капризом.
А священность – традиционное и очень удобное обоснование любого своеволия и самодурства.
Ну, дальше по тексту Отечество славит себя, как принято. Но партию Ленина - силу народную уже заменила "предками данная мудрость народная!"
Партия Ленина отошла в предки. Ленин и партия, как утверждал В.Маяковский, - близнецы-братья. Теперь они из глубины веков транслируют нам мудрость, причём, народную.
Но обратите внимание - появилась тематика Рода. Вместе со «священностью» она указывает на явный архаический заказ. Только выполнен он коряво.
"Дружба народов" заменилась союзом братских народов. Друзья ушли, остались братья.
Обстановка стала более интимной.
"От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!"
Тут у нас и "Широка страна моя родная" и "от тайги до британских морей" - в общем, чисто географические характеристики необъятного материнского тела. Но дальше – жуткий аутический провал: "Одна ты на свете!"
Вот это тезис! Какой же глубины регрессия наступает, если автор гимна скатывается в состояние младенца, убеждённого в том, что его мать - это и есть весь мир.
Далее следует оговорка: Одна ты ТАКАЯ. Это понятно, он другой ТАКОЙ страны не знает, где ТАК.
Но тут уже не вольно дышит человек, тут претензия на богоизбранность. Остальные страны, надо понимать, Богом покинуты или прокляты?
И ещё ряд докучных вопросов: почему простор для жизни открывают только грядущие года?
"Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!"
Ведь необъятность родной земли особо подчёркивается, почему же просторно жить в ней можно будет только в будущем? Тут чистая правда написана: при всём просторе, человеку в ней места мало.
Конечно, агрессивные и жертвенные формулировки в последнем варианте гимна сильно смягчены, но общая бесчеловечная тенденция сохранилась.
И напоследок - чёткое предупреждение: не будешь верным, потеряешь силу. Изменишь - станешь импотентом. А измена – это не шпионаж какой-нибудь. Это – любая попытка стать автономной личностью, это желание самому стать Отцом. Не «Отцом Народов», который суть мачеха, а обычным Отцом, без чьего авторитета не вырастут нормальные дети.
«Так было, так есть и так будет всегда!» То есть, никаких изменений ждать не следует.
Только продолжения.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Сергей Зубарев: Мы сами это пели!... Критические статьи. Одна ты на свете, одна ты ТАКАЯ - страна, породившая ТАКИЕ песни... 29.10.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|