Алексей Самойлов: Почему "Возвращение Заратустры" Сергея Алхутова следует отнести к жанру ироничного детектива..
Безумная креативность критической статьи Алексея Самойлова "Почему "Возвращение Заратустры" Сергея Алхутова следует отнести к жанру ироничного детектива" настолько соотносится с полетом мысли имярека, написавшего первоисточник, и с парадоксальностью настоящей философии, что мне ни убавить, ни прибавить, ни в рецензии сказать нечего. Кроме разве того, что я восхищаюсь авторами, способными так широко и так насмешливо мыслить.
Непроясненными для меня при публикации остаются лишь два совершенно детективных вопроса: является ли автор данного эссе автором коммерческих детективов, на что сам скромно намекает, и что за конкурс Сергея Алхутова имеется в виду? Но по сравнению с учением Заратустры и детективом Алхутова это такие мелочи, что на факт пбликации они не повлияют...
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Почему "Возвращение Заратустры" Сергея Алхутова следует отнести к жанру ироничного детектива.
Что ж, для начала давайте докажем, почему данное произведение обладает всеми качествами произведения иронического.
1. Сама постановка вопроса - "почему" - говорит о том, что нам необходимо собрать какие-то объяснения для чего-либо. Попытки чего-либо объяснять в нашем мире не могут восприниматься серьёзно: люди бьются веками над философским камнем и до сих пор не зашли дальше собственных трусов.
2. Название произведения содержит в себе имя реального исторического персонажа. Был ли такой персонаж на самом деле - никто не знает, кроме тех, кому это нужно. Неужели вы полагаете, что произведение с названием, включающим в себя известное имя, может быть написано в жанре брутального соцреализма? И если даже может - то как можно относиться к брутальному соцреализму без иронии?
3. Имя данного персонажа - это имя не простого персонажа типа Серёжи Алхутова, начинающего автора крутых бестселлеров. Автор замахнулся на легендарную личность, которая основала целое духовное учение; более того, на эту личность до Автора уже замахивались различные прусские тараканы. Как можно замахиваться на замахиваемое повторно без улыбки? Вот я тоже не знаю. И как возможно писать целую книгу про человека, один вдох которого стоит миллиона испорченной бумаги?! То-то и оно!
4. Само произведение. Читая (или не читая) его, мы постоянно натыкаемся на различные знаки препинания. В наш век эстонских скоростей, когда само понятие знака размыто филологами-недоучками, а препинаться приходится на каждом шагу по любому поводу, городить огород на столь бессмысленной почве существования не имеет никакого смысла. Зачем Автор понаставил столько знаков - спросите вы? И будете правы - чтобы обратить наше пристальное внимание к гротесковой, гиперболической, метафоричной и даже катахрезной структуре собственного мышления. Как видите, метатекстовая ирония пляшет у автора пасадобль через каждое предложение.
5. Наконец, Автор, как мы видим, в своём произведении смело пользуется словами. Учитывая, что изобразительное искусство, музыка, скульптура и смайлики в аське уже битый век обесценивают смысл любых произносимых нами фраз - мог ли автор быть серьёзным и не смеяться над собой, записывая по крошечным каплям свой гениальный труд? Конечно, не мог. Словами в наш век пользуются либо дураки, либо мудрецы. Упрекать Автора в мудрости, я полагаю, мы не будем, а дураки, как известно, правят не только миром, но и картами Таро. Поэтому величайшей иронией со стороны Автора была сама оплошность, благодаря которой и родился сей великий писательский труд.
Теперь перейдём к доказательствам того, что произведение Автора является детективом.
1. Всем нам известно, что ни один детектив невозможен без доказательства вины главного подозреваемого. А значит, доказав Автору его собственное авторство, мы легко справимся с нашей задачей от противного.
2. Ещё раз посмотрим на название произведения. "Возвращение Заратустры". Всем хорошо знакомым с классиками жанра, таким как Д. Донцова, М. Серова, А. Самойлов и другими, известно: преступник всегда возвращается на место своего деяния. По всей вероятности, Заратустра и преступник в нашем произведении - близнецы-братья. Более того, тем, кто знаком с творчеством прабабушки вышеперечисленных авторов А. Кристи, известно ещё и другое: преступником никогда не является тот, о ком идёт речь. Это мы видим, читая (или не читая) произведение: в нём присутствуют ещё множество персонажей, каждый из которых может стать подозреваемым, а занчит - и самим преступником. Таким образом, загадка, интрига - главные составляющие детектива - начинают преследовать читателя с первых же страниц книги.
3. Ясно и ежу, что персонажи любого произведения, написанного о людях - чаще всего люди. А любой человек смертен (доказано Богом). А трупы - это необходимый атрибут любого детектива. Это значит, что возможность смерти любого из персонажей моментально завлекает читателя в дебри увлекательного повествования.
4. Вспомним про главного героя книги по имени Заратустра. Этот, с позволения сказать человек, обладал выдающимся разумом и духовной силой - только человек с такими качествами способен облапошить население половины Евразии. Немудрено, что Заратустра в нашем произведении может быть не только главный преступником - но и главным сыщиком, причём сыщиком гениальным, по сравнению с которым Шерлок Холмс - недобитый фрейдист, а Нат Пинкертон просто отпетый юнгианец. А наличие сыщика - это ещё один обязательный элемент любого детектива.
5. Ну и наконец, заглянем в конец произведения, где по всей вероятности должна быть его развязка. В любом детективе обязательно присутствует поимка главного преступника и торжество справедливости. И вот мы смотрим в конец и видим... что же мы видим? Мы вам не скажем - иначе не интересно будет читать! Тайна, покрытая медным тазом, присутствует на протяжении всей книги и даже в самом конце не исчезает полностью. Да и мы сохраним её от вас - иначе каким образом вы пойдёте в магазин за книгой, все основные загадки которой мы вам раскрыли?!
Итак, мы привели вам ровно 10 причин, по которым "Возвращение Заратустры" Сергея Алхутова следует отнести к жанру ироничного детектива. И вот причина 11-я: мы просто так захотели. Ведь неважно, к какому жанру относится книга - важно уметь её правильно читать (или не читать), находя в этом процессе радость, счастье, блаженство и экстаз.
Чего и вам с удовольствием желаем!
PS Ах, да, совсем забыли. Автор попросил нас процитировать своё произведение, дабы данные цитаты что-то ему доказывали. Возьмём первые попавшиеся три цитаты, например:
"Дело стало тянуться".
"Лизанька встала из-за пяльцев и стала убирать свою работу".
"Дочери его было 17 лет отроду".
Нет никаких сомнений, что эти прекрасные строчки написаны Автором с иронией: ведь если автор их не писал, то какой же иронией ему надо обладать, чтобы признать своё авторство?
С другой стороны, в этих трёх строчках видны намётки целого детективного сюжета. "Дело" (по нашему гоп стоп) явно не удалось провернуть по шустренькому, и у преступников вышла накладка. Одна из преступниц наследила и решила убрать лишнее (замести следы, дать дёру, сгноить шухера). Ну и наконец чей-то потенциальный труп замаячил за нашими руками: какой-то дочери БЫЛО 17 лет, а вовсе не стало. Прошедшее время повествования наводит на тоскливые мысли.
Но не будем о грустном. Это ведь всего лишь какая-то умная книга, а не бразильский сериал.
Да и автор, будь он хоть трижды Пушкиным, теперь никак не сможет откреститься от своего произведения.
Код для вставки анонса в Ваш блог
|