h Точка . Зрения - Lito.ru. Юлия Телешова: Ну, подумайте о небе или, хотя бы, не о себе (Несколько мыслей, промелькнувших после прочтения стихов Александра Дегтярева (Фудзи) (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Юлия Телешова: Ну, подумайте о небе или, хотя бы, не о себе (Несколько мыслей, промелькнувших после прочтения стихов Александра Дегтярева (Фудзи).

По сути дела, эти заметки - не столько попытка осмысления харизматической поэзии Александра Дегтярёва, известного также как Фудзи (http://lito.ru/avtor/fuji), сколько, своего рода, апология верлибра вообще. И особая ценность данного текста состоит в том, что он написан поэтессой Юлией Телешовой, чьи стихи изрядно отличаются по базовой концепции от поэзии Фудзи. Тем интересней сравнение...

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Юлия Телешова

Ну, подумайте о небе или, хотя бы, не о себе (Несколько мыслей, промелькнувших после прочтения стихов Александра Дегтярева (Фудзи)

Странная вещь - верлибр одна из древних форм стихосложения, но до сих пор и наиболее дискутируемая форма: если современная зарубежная поэзия – это чаще всего верлибр, то в русскоязычной – бытует мнение, что автор, пишущий верлибром, просто ленится или не умеет рифмовать… Но когда говорят об отсутствии в русскоязычной поэзии достойных образцов верлибра, то поневоле задумываешься – а скольким поэтам, может быть будущим уитменам или мастерсам, в свое время сказали тогдашние «специалисты»: «Стихи писать - это труд и работа, а у вас - не стихи… не пишите больше – не стоит»… или: «А вам, юноша, лучше заняться лепкой… или музыкой…». Вряд ли мы когда-нибудь уже узнаем это – но нам повезло больше – у нас есть интернет, где можно найти таких авторов, такие стихи, что хочется бегать и кричать : «ааа…. чудесно-то как…». Причем, автор даже жив еще…

Так что же верлибр – свободный стих - на самом деле? Поэзия это все-таки или нет? И что такое тогда вообще поэзия? Только ли простая зарифмованная и ритмически организованная речь? И если это так, то почему глядя на поразивший архитектурный памятник, на картину, слушая музыку, мы часто говорим: «О! Это поэзия (в камне, красках, звуках)»? Что позволяет говорить о поэзии там, где нет ни рифм, ни размера? Значит, на самом деле, поэзия для нас не просто организованная речь – это очень короткое, но сильное попадание, совпадение эмоций и впечатлений с какой-то духовной, душевной, скорее всего даже не осознанной в тот момент потребностью – в чем - это сродни чувству удивления, когда случайно вставленный ключ в случайный, незнакомый замок – вдруг поворачивается. И здесь даже не важно, что сейчас откроется дверь, что за ней что-то окажется - нет, даже хочется повернуть ключ еще раз – обратно – чтобы еще раз почувствовать – удивление, обладание, чудо…

Когда-то прочитала: ученые выяснили, что неспособность многих людей воспринимать классическую музыку с ее полифонией, связана с отсутствием определенной структуры мозга- нет извилины и человек воспринимает и понимает только простые и четкие ритмы…

Интересно, с чем тогда связано желание привести слова и мысли в строго структурированную форму, когда читая можно покачивать ногой в такт, или легко, не сбиваясь, не задумываясь, не напрягаясь – отстукивать ритм пальцем? Но ведь не каждую мысль хочется так отстучать – не каждое чувство, ощущение, переживание ложится в строгие рамки…

Говорят, что каждая девятая волна – самая большая – да ничего подобного! Это было бы просто скучно, и незачем было бы сидеть часами на берегу, завороженно глядя на волны, пытаясь разгадать их мелодию, понять ритм их песен, чтобы в какой –то момент вдруг понять - как абсолютное знание – идущая шестая, или седьмая, или десятая волна – будет самой большой. Да даже дышит человек неровно – периодически делая более глубокий вдох ( самое ритмичное дыхание у аппарата для искусственной вентиляции легких, кстати).

Итак – свободный стих… На самом деле его свобода – это не отсутствие привычных жестких рамок рифм и размера (когда слова и мысли загоняются в загончики строф, похожих на кирпичи – из них так легко возводить стены и укрепления ) – это не совсем так и это - не главное… Свобода здесь - это прежде всего свобода читателя – свобода дышать со стихотворением, свобода лететь с ним по просторам воображения, памяти, и главное – свобода не остановиться на последней точке …

Я не хочу сказать, что все остальное – плохо или не нужно, но… Разве можно рассказать о снах – тех, которые только тень прикосновения к нашему разуму, зарифмовав и вогнав в черную прямоугольную коробочку на бумаге? Можно ли рассказать таким образом о дожде, так чтобы почувствовать, что по твоему лицу стекают капли? Можно ли рассказать о тумане, незаметно окружающим нас, об изменившемся свете фонарей и луны? О взглядах, о несказанных словах, о небе … Пожалуй можно – почти – но останутся ли потом чувства со-прикосновения, со-полета, со-касания…

Иногда своих снов - мало или просто их невозможно запомнить или вспомнить… Иногда нет возможности взлететь, когда очень надо… Иногда хочется все отдать за одно родное прикосновение к руке… А иногда даже нет времени просто посмотреть на небо и невозможно пожалеть об этом…

Но всегда можно открыть страницу Фудзи, вздохнуть поглубже, расправить крылья для свободного полета и полететь – его небо всегда открыто и там всегда будут видны звезды, даже в снег… или туман.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Юлия Телешова
: Ну, подумайте о небе или, хотя бы, не о себе (Несколько мыслей, промелькнувших после прочтения стихов Александра Дегтярева (Фудзи). Критические статьи.

03.12.03

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275