Алексей Самойлов: Агния Барто - третий дзенский патриарх.
Вы думаете, что Агния Барто - это утратившая ныне популярность детская поэтесса эпохи культа личности?.. Вы считаете, что эта поэтесса занимает заслуженное место на полочке с детскими книжками, но рука взрослеющего школьника все реже будет к томику ее стихов тянуться?.. Вы уверены, что поэзия Агнии Барто "двухмерна"? Что искать в этой поэзии глубокий смысл - все равно что поливать песок? И, может быть, вы даже полагаете, что стихи Агнии Барто - довольно скучные и нравоучительные, что они писались в воспитательных целях для советских школьников, что им нет места в сегодняшнем мире?..
Если вы на самом деле так думаете, то вы просто не умеете правильно читать стихи Агнии Барто! Оказывается, она на самом деле - кладезь буддистской премудрости! Таковая проявилась пытливому взгляду Алексея Самойлова в одном стихотворении. Думаю, что в других "наследиях" Агнии Барто этот автор смог бы найти утраченную философию тамплиеров, загадочное миросозерцание ацтеков и даже майянские предсказания о конце мира!..
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Агния Барто - третий дзенский патриарх
Сегодня мы докажем вам, что Агния Барто - третий дзенский патриарх. И сделаем это на примере гениального и любимого стихотворения этой чудесной поэтессы. Оно называется... "Загадочный вопрос". Вот оно:
Поздней осени приметы -
Улетела птичья стая,
Все по-разному одеты,
Снег пошёл опять растаял...
На прогулке три Алёнки.
Три Алёнки - две дублёнки
И в полоску плащик тонкий.
Дал я плащику подножку,
Понарошку, не со зла.
Возмутились две Алёнки,
А одна домой ушла.
Возвратилась вся в зелёнке.
- Размахнись! - кричу Алёнке. -
Стукни ты меня в ответ! -
А она смеётся: - Нет,
Мне идет зелёный цвет.
Я взглянул на плащик тонкий,
И, как будто не всерьёз,
Неожиданно Алёнке
Задаю такой вопрос:
- Три девчонки, три Алёнки,
У кого-то нос в зелёнке
И косички словно лён,
Я в кого из них влюблён?
Улыбается Алёнка:
- Говоришь, в зелёнке нос?
Нет, загадочный вопрос.
Как мы видим, само название стихотворения уже попахивает китайской парфюмерией. Известно, что коаны (вопросы, на которых нет логического ответа) в учении Дзен (или Чань на мандаринском) служат для медитации на них в течение долгих жизней. Самый знаменитый коан - "как вытащить гуся из бутылки", и самый нелепый ответ на него - "гуся в бутылке нет".
В нашем случае мы сталкиваемся с западной трактовкой восточного коана - читателю предлагают загадочный вопрос, чтобы он хотя бы знал, с чем столкнётся. Это вам не Басё, у которого что не хокку - то ни вопросов, ни ответов.
Читаем первую строфу:
Поздней осени приметы -
Улетела птичья стая,
Все по-разному одеты,
Снег пошёл опять растаял...
Ничего кроме хаоса и переменчивости бытия, мы в этой строфе не видим. Автор подчёркивает - в мире творится непонятно что, всё постоянно меняется, а энтропия Земли скачет, как бесенятый заяц с жареным петухом в клюве. Это доказывает, что Автор как минимум монахиня (ибо обыватель уверен, что мир постоянен), а как максимум обыватель (монахи одеваются одинаково). Несмотря на это, автор понимает великую Истину жизни - ничто не вечно под Луной, кроме Дзена.
Вторая строфа знакомит нас с тремя любопытными персонажами:
На прогулке три Алёнки.
Три Алёнки - две дублёнки
И в полоску плащик тонкий.
Как мы видим, на улице то жарко, то не жарко. Но две Алёнки из трёх выбрали дублёнки в качестве своей одежды - что говорит о том, что на улице всё же холодно (большинство всегда подстраивается под внешние условия - третий закон Рихарда). На улице очень холодно - минус тридцать - ибо в минус десять любая Алёнка пойдёт в обычной зимней куртке. И всё же, в минус тридцать одна Алёнка надела на себя плащик, да ещё и тонкий! Единственное разумное объяснение столь странного поведения этой Алёнки - она йог.
Итого, мы имеем Алёнку-йога и двух обычных Алёнок. Появление йога в нашем повествовании неслучайно - ведь мы с вами на древнем Востоке.
Третья строфа проявляет персонажа-Автора:
Дал я плащику подножку,
Понарошку, не со зла.
Возмутились две Алёнки,
А одна домой ушла.
Здесь авторское "я" вполне сливается с "я" лирического героя (ибо нигде до этого момента фигуранта от первого лица представлено не было). Но мы знаем, что автор у нас - женщина, а в стихе она фигурирует как мужчина. Учитывая, что Высшее Существо в подавляющем большинстве учений - мужчина - вследсвтие шовинизма основателей этих учений, то в нашем контекте авторское "я" вполне можно описать как проявление высшей Силы, направляющей персонажей на путь истинный через боль и страдания (подножка).
Как же отреагировали наши Алёнки? По разному. Две обычные Алёнки возмутились - так поступили бы и вы, и 99 человек из 100. А всё почему? Потому что мы с вами не йоги и мало медитируем и много играем в компьютерные игры. И любое божественное вмешательство в нашу жизнь мы принимаем в штыки, и даже в собственное счастье не верим.
Мы также заметим, что эти две Алёнки возмутились даже не тому, что вмешались в их жизнь, а тому, что вмешались в жизнь их подруги! Можно представить, что было бы, поставь Бог подножку кому-то из них! А можно и лучше не представлять...
Но третья Алёнка, которая йог, отреагировала совсем иначе - она молча встала и ушла домой. Она ни слова не сказала "обидчику". Она приняла неизбежность боли и страданий. Более того, она почти стала самим Богом - ведь "уйти домой" в эзотерической среде - метафора просветления. Это ещё раз доказывает, что очень непроста эта Алёнка в плащике тонком. Наверняка, она и есть отражение самой Авторши стиха, её "альтер-эго". Именно такой видит Агния Барто себя - стойкой, спокойной, скромной и мудрой. Только такой автор способен отождествить себя не с " божественным неумирающим я", а я испытывающим страдания персонажем.
Следующая строфа многое проясняет в нашей жизни:
Возвратилась вся в зелёнке.
- Размахнись! - кричу Алёнке. -
Стукни ты меня в ответ! -
А она смеётся: - Нет,
Мне идет зелёный цвет.
Абсолютно чудесная строфа, говорящая о
- непротивлении злу,
- глупости мести,
- принятии,
- смирении,
- способности подставить левый нос, когда бьёт по правому.
Может быть, третья Алёнка - сам Иисус? Вполне возможно, ведь Иисус учился в Индии. Но как же, как же прекрасно отнеслась Алёнка к божественной провокации! Бог ей говорит: ударь меня! (а ведь знает, что это бессмысленно!). А Алёнка СМЕЁТСЯ! Она раскусила Бога - ведь ударяя его, мы ударяем сами себя. Зачем Алёнке это делать? Она мудра и смиренна. Она смазала нос зелёнкой и радуется этому, принимает, говорит, что зелёнка ей идёт. Это значит принять любую боль и страдания как часть нашего пути.
Следующая строфа говорит о том, что "я" не сдаётся:
Я взглянул на плащик тонкий,
И, как будто не всерьёз,
Неожиданно Алёнке
Задаю такой вопрос:
Здесь, кстати, нам впервые приходит на ум идея о том, что это "я" - внутренний ацкий сотона, известный в эзопсихологии как "эго". Впрочем, бог ли это или дьявол - судить не нам, а теологам. В любом случае эта самая Сила не смутилась от реакции почти просветлённой Алёнки-Автора и решила проверить её ещё раз. Причём притворившись несерьёзной - типа Алёнка смеётся - а чем "я" хуже то? Видали мы и не таких страждущих...
Предпоследняя строфа задаёт этот самый вопрос-коан:
- Три девчонки, три Алёнки,
У кого-то нос в зелёнке
И косички словно лён,
Я в кого из них влюблён?
Снова мы чувствуем запах китайской бракованной пиротехники. "Я" вспомнило про тех Алёнок, что ещё не достигли, дабы противопоставить их той, которая йог, объединив всех с копом. Очень коварный приём! А затем Высшая Сила спрашивает - люблю ли я одинаково тех, кто мне дал сдачи (возмутившись) и тех, кто отказался и принял? Очень коварный вопрос, в духе Иисуса, Будды, Рамакришны, Эдди Мерфи и других прославленных мастеров Дзен.
Что же ответит Алёнка-йог? Ведь вопрос обращён именно к ней!
Улыбается Алёнка:
- Говоришь, в зелёнке нос?
Нет, загадочный вопрос.
Ничего более потрясающего, мудрого и светлого нам ещё слышать не приходилось! Какая удивительная эта Алёнка! Она не сказала ничего конкретного - и всё же ответила так, как может ответить только мастер. По сути, Высшая Сила ещё раз убедилась, что Алёнка стала Ма Дэвой Шакти, а свой коан оставила для читателя - гадай-разгадывай, кого больше любит автор - себя или своих персонажей? "Загадочный вопрос" - и всё тут. Алёнка улыбается - она уже давно забыла про свои трудности, она уже счастлива и дарит людям тепло своей любви. Прочувсвуйте это в прекрасных словах Алёнки: "Говоришь, в зелёнке нос?" (типа, испытывал ты меня, ага!) - "Нет, загадочный вопрос" (сам думай, в кого ты там влюблён, дорогой!)
В Китае достигшим из достигших мастеров Дзен присваивался титул патриарха. Немудрено, что Агния Барто достигла великой мудрости, которая отразилась в этом стихотворном произведении, и достойна быть названной третьим (по количеству Алёнок) дзенским патриархом.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Алексей Самойлов: Агния Барто - третий дзенский патриарх. Очерки о культуре и искусстве. В Китае достигшим из достигших мастеров Дзен присваивался титул патриарха. Очередным мастером Дзен признана... Агния Барто. 29.12.08 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|